UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дезориентация общества

Политический класс Украины дезориентирован, поскольку перед ним во всей своей неизбежности предстал экзистенциальный выбор. Условно его можно определить как выбор между "Азией" - партикулярной, выборочной системой, где закон применяется, и "Западом" - универсалистской системой, где закон действует и един для всех.

Автор: Валентин Ткач

Дайте мне точку опоры - и я переверну Землю.

Архимед

Дезориентация общества - явление чрезвычайно опасное. Что-то подобное происходило во время "завоевания" Америки, когда небольшие отряды испанских конкистадоров "подчиняли" себе миллионные цивилизации. В кавычках, потому что они не побеждали эти цивилизации, а дезориентировали их. Причем бессознательно. Появление испанцев внесло хаос в неформальные установки, культивируемые этими сообществами (мораль, этику, традиции, религию, бытовые импровизации и т.п.). Это, в свою очередь, послужило причиной рокового несоответствия неформальных установок и формальных предписаний. Институт бюрократии стал беспомощным и пришел в упадок. Города стремительно опустели, поскольку не были самодостаточными и держались на бюрократии. Таким образом, цивилизация исчезла на глазах обескураженных завоевателей.

Дезориентация власти, бизнеса и общества - наибольшая угроза для Украины. Как ни удивительно, война сдерживает проявление наихудших последствий дезориентации, поскольку объединяет людей ради общей цели - Победы. Однако это не может продолжаться долго, если не ввести четкую систему координат, вокруг которой сформируются общие (пусть даже разные) оценки происходящего, и не очертятся новые образы того, к чему следует стремиться.

Собственность в стране была дезориентирована и ранее, и это обстоятельство оформлено в определении "тень". Это корневой фактор. Отсутствие четких взаимных прав в сфере капиталов немедленно индуцирует выродков во всех сферах жизни.

Политический класс Украины дезориентирован, поскольку перед ним во всей своей неизбежности предстал экзистенциальный выбор. Условно его можно определить как выбор между "Азией" - партикулярной, выборочной системой, где закон применяется, и "Западом" - универсалистской системой, где закон действует и един для всех. Неизбежность определяется тем, что политический класс увидел, какие "перспективы" несет ему "Азия" (Россия это продемонстрировала). А дезориентацию сформировало то, что политический класс понимает - в своем нынешнем качестве он в условиях "Запада" не нужен, а потому в его недрах начинают генерироваться идеи этакого "третьего" пути. Используемая при этом хорошая риторика - абсолютно пуста. Ибо нет (история не знает) какого-то отдельного пути (образа) легализации собственности в капитал кроме уже известных: либо выборочность и произвол, либо универсализм и закон.

Исполнительная власть дезориентирована, поскольку потеряла свой ориентир: угождать было высшим признаком профессионализма ее участников. И перспектива откровенно пугает: в условиях "западных" должностных обязанностей и инструкций немедленно проявится некомпетентность власти, формировавшейся до сих пор в умении выполнить указание руководства и только. С этим следует что-то делать немедленно, ибо качество бюрократии определяет качество государственной услуги. Если оно неизменно низкое, то логичен вопрос: а нужно ли такое государство? О бюрократе забудут и начнут дубасить государство.

Законодательная власть дезориентирована хотя бы потому, что находится в состоянии персонифицированной замены. Перед ней стоит едва ли не самая главная задача - установить новое институционно-нормативное пространство. Это пространство необходимо четко осознавать во всей полноте и сумме связей. Оно должно быть однозначным и полным. Но строить это пространство необходимо на основополагающем принципе - бизнес не может присутствовать ни в одной из ветвей власти. Именно это должно стать основой новой полноценной работы, а не отдельные "шпаргалки" вроде "люстрации", "децентрализации", "самоуправления" и т.п. Эти "шпаргалки" крайне важны, но станут эффективными только в целостной системе изменений законодательного поля. Без целостности они обречены на выборочность. Мы получим новую версию старой беды.

Судебная ветвь власти дезориентирована из-за того, что не правосудие осуществляла, а выполняла указания ("телефонное право"). Она была инструментом воплощения партикулярной системы. А сейчас мы пытаемся такое состояние дел изменить. Крайне опасно недостатки функционирования старой системы свести лишь к персональной ответственности ее исполнителей. Это большая ошибка. К суду всегда должны относиться с должным уважением, но и спрашивать с него. А для этого в законах необходимо самым точным образом отобразить представление людей о справедливости. Если такой координации нет, или она искажена волевым вмешательством, то и имеем "кривосудие". Установление такой координации является неотложной задачей законодателей. Тогда можно будет понять, вокруг чего проводить "люстрацию". И такой подход должен быть не только в судебной ветви власти.

Бизнес страны дезориентирован хотя бы потому, что не был сориентированным до сего времени. "Тень" - его прибежище. Кавардак, выборочность законов и норм, в поле которых он работал, сформировали у него единственный побудительный мотив - "крыша". Присутствие во власти он рассматривает как конкурентное преимущество. Вместо того, чтобы внедрять инновации и генерировать эффективные инициативы, бизнес расходует огромные средства и ресурсы на присутствие во власти. Это обстоятельство определяющее, когда мы говорим о слабости законов, ангажированности СМИ, заказных судебных решениях, покупке дипломов, низком качестве медицинских услуг, омерзительности и лукавстве нашей жизни. Именно так: присутствие бизнеса во власти - главный источник дезориентации политической, общественной и бытовой жизни страны.

Понимает ли это бизнес? Однозначно - да. Но поле взаимных прав и их выполнения не дают ему иной стратегии поведения. Бизнес в принципе против коррупции власти, но в современных условиях это единственный способ его существования или оперативного решения своих насущных проблем. Бизнес необходимо внедрить в поле иных отношений, чтобы его "поход во власть" стал для него коммерчески невыгодным.

Указанные обстоятельства предопределяют дезориентацию СМИ. Информационное пространство в стране из-за извращенных отношений ветвей власти, неестественной координации бизнеса с этими ветвями и обществом теряет признаки общественного блага. Оно теряет целостность, становится суррогатным, переполняется фейковыми сообщениями, заказными и манипулятивными материалами, откровенной дезинформацией, со временем превращаемой в пропаганду. И в довершение всего - информационная война, которую ведет против Украины внешний враг. В этих условиях профессионализм и компетентность становятся журналистским подвигом. А должны быть лишь признаком профессии.

Институты гражданского общества (ГО) дезориентированы также. Я не хочу говорить о "карманности" некоторых из них. Но в деятельности большинства - локальный в плане тем и времени характер. Это последствие вышеуказанного обстоятельства: социальный капитал и переговорная сила этих институтов, к сожалению, находятся в зависимости от бизнеса. И используются такие ГО большей частью для обеспечения "похода бизнеса во власть". Дезориентация бизнеса, неустановленные взаимные права, отсутствие норм, обязательных для всех без исключения, делают деятельность таких институтов ГО либо ангажированной, либо локальной, либо героической.

Все указанные обстоятельства объясняют дезориентацию бюджетной сферы в целом и местного самоуправления в частности: законы и нормы бездействуют, а выполнение "традиционных" команд сверху становится связанным с опасностью. Поликлиника, школа, любое бюджетное учреждение ожидают новых "правил игры". Их ожидает вся страна, начиная с троллейбуса, магазина, ЖРЭПа и заканчивая министерством, КМУ, ВРУ.

"Правилами игры" должна быть новая целостная и полная матрица, которая обеспечит изменение системы. Без этого "люстрация", "децентрализация", "самоуправление" и т.п. останутся "шпаргалками". Мы, может, и получим "оценку за билет", но провалим сам "предмет". Это легко проиллюстрировать. Если реформы останутся лоскутными - судебная система не получит целостного и полного юридического пространства. А это будет означать, что выборочность сохранится. То есть Украина останется партикулярной. Да, возможно, и придут новые исполнители, но новыми они останутся недолго. Ибо система с ее тотальным полем выборочных соблазнов (источником коррупции) чрезвычайно быстро рекрутирует их в свои "старые" ряды или уничтожит (выбросит).

Неотложные задачи президента и новой власти - сформировать и объяснить обществу собственную систему координат; четко обозначить свои действия и растолковать их содержание бизнесу; сформировать требования к законодателям в полном объеме, однозначно, без противоречий и коллизий; начать диалог с бюрократией и вывести ее из поля страхов, индуцирующих саботаж; гражданскому обществу, СМИ, волонтерам и активистам объяснить новое видение места этих институтов в процессе реформирования страны и ее будущей жизни.

Все эти и многие другие задачи должны осуществлять компетентные исполнители. Компетентные - по признаку профессионализма, а не ситуативной выборочности, не важно, на основе чего: родственных ли, партийных, региональных или коррупционных приоритетов. Именно поэтому мы умышленно не затрагиваем вопросы дезориентации Вооруженных сил и силовых структур. А в условиях войны они едва ли не самые опасные. Тут слово за профессионалами, прошедшими сепаратор войны. Единственное, что заметим: реформы в этих структурах должны завершиться тем, что офицер снова станет воплощением чести и достоинства, солдат - объектом уважения, любви и восторга для мальчишек, а силовые структуры - правоохранительными органами.

Украина находится в состоянии войны. Война - всегда дезориентация, которую вызывают потеря обычных смыслов понятий и кровавая база сравнения, разрушающая устойчивые общественные и семейные стереотипы.

Украина не просто несет человеческие жертвы и материальный ущерб - она переживает ментальную ломку. Фактически происходит распад ее Истории. Это делает непроизводительным прежний исторический опыт. И как ни горько, но это обстоятельство может стать основой для формирования нового собственного опыта, опирающегося на новые прецеденты, рожденные Майданом и временем, переживаемым нами вместе. Судьба последующих поколений украинцев уже не будет складываться без их участия!

Осознание истинных причин и механизмов происходящего, четкая последовательность действий без лукавства и жадности - залог достижения новой перспективы народа и страны, поскольку все мы получим новые ориентиры и новую общую базу сравнения. Мы получим опору.

Все это надлежит делать безотлагательно, а в условиях войны - немедленно. Потому что дезориентация крайне быстро формирует невроз, который, если его не сублимировать в продуктивные действия, превращается в агрессию. А агрессия всегда проявляется по отношению к тем, с кем были связаны самые большие ожидания.

Возможны и другие версии поведения, и все они будут связаны с манипуляцией общественным заказом. А чем это заканчивается в Украине, мы уже знаем.

Невротизированное и дезориентированное общество необходимо инициировать и вести вперед, а не манипулировать им, чтобы все законсервировать, как было до сих пор, и с пользой исключительно для себя.