На сайте Минсоцполитики появился для обсуждения проект Типового положения о детском доме-интернате (ДДИ). Казалось, именно сейчас пора внедрять глубинные, революционные реформы в интернатной системе для детей с инвалидностью, предлагать альтернативные возможности реабилитации таких детей вне рамок государственных учреждений (учреждений, где ежегодно могут пребывать до 7 тыс. таких детей, в стране - 55). Но у министерства - собственные мнение и подход к реформированию: зацементировать существующий институциональный подход в предоставлении социальных и реабилитационных услуг.
ДДИ так и остается стационарным социально-медицинским учреждением для проживания детей с инвалидностью в возрасте от 4 до 18 лет, а в при наличии молодежного отделения - до 35. Государство в лице Минсоцполитики и далее настаивает на том, что самый лучший уход ребенок может получить в доме-интернате, причем практически игнорируя мировой и европейский опыт реабилитации в общине, вне рамок специализированных учреждений.
Положительной новеллой проекта положения является возможность создать в учреждении отделения дневного ухода, пятидневного стационарного ухода и предоставления паллиативной помощи. Однако без должного внимания остались вопросы обеспечения детей с инвалидностью соответствующими реабилитационными мероприятиями. А вот вопрос организации питания и медицинского обслуживания, наоборот, прописан отдельными разделами.
Складывается нехорошее впечатление, что единственная цель разработчиков этих документов - во что бы то ни стало сохранить учреждения стационарного ухода, ибо вести речь о качественном функционировании всех этих отделений на базе нынешних интернатов трудно.
Крайне необходимо менять материальное оснащение, финансирование, систему управления, штатное расписание и т.п. Последнее - почти неразрешимый вопрос, поскольку найти квалифицированных реабилитологов (а именно они перво-наперво должны работать с детьми с инвалидностью), врачей, социальных работников в небольших городках и селах, где большей частью расположены учреждения социальной защиты, как показывает практика, невозможно.
А Минсоцполитики продолжает поражать новеллами, призванными "улучшить" жизнь детей с инвалидностью. В частности, в п. 2.7 проекта Типового положения указано: "В случае необходимости дом-интернат принимает меры по решению относительно подопечных, нуждающихся в опеке и заботе, вопроса об их недееспособности или об ограничении их дееспособности согласно законодательству и о назначении им опекуна или попечителя".
Возникает справедливый вопрос: а почему именно на интернат возложена такая функция? Почему этим не может заниматься управление социальной защиты или служба по делам детей? И может ли этим злоупотреблять интернат, если в случае отсутствия у ребенка попечителя или опекуна само учреждение осуществляет опеку и заботу? Можно ли подозревать материальную заинтересованность, скажем, при наличии возможности распоряжаться пенсионными выплатами подопечного? Заинтересован ли интернат в сохранении как можно большего количества воспитанников, которые и в дальнейшем находились бы в стационаре?
Имея многолетний опыт посещения ДДИ, мы категорически выступаем против даже наличия процедуры лишения дееспособности. Если у администрации интерната будет такое право, это создаст лишь дополнительные поводы для злоупотреблений.
Заметим также, что полноценные реабилитация и адаптация возможны только тогда, когда ребенок или подопечный могут максимально самостоятельно и/или при поддержке распоряжаться своей жизнью, а с лишением дееспособности человек навсегда теряет такую возможность.
Интересным в положении о ДДИ является также предписание, согласно которому учреждение может инициировать меры по возобновлению дееспособности подопечных. Однако в украинском законодательстве порядок такой процедуры не прописан!
Следующие предложенные изменения вообще не имеют ничего общего с реабилитацией детей с инвалидностью. Скорее, напоминают правила внутреннего распорядка исправительной колонии. Так, в п. 2.4. проекта положения определено то, чему должна способствовать администрация дома-интерната, а именно:
"2.4.1. Налаживанию родственных связей и поддержке стремления общения воспитанников, подопечных с членами семьи и родственниками, опекунами, попечителями, другими законными представителями путем создания условий для их посещения, встреч с ними наедине, ведения переписки, телефонных переговоров, информирования членов семьи, родственников, опекунов, попечителей, других законных представителей о состоянии воспитанника, подопечного и событиях в его жизни.
2.4.2. Реализации права воспитанников и подопечных выполнять религиозные обряды, встречаться наедине со священнослужителями официально зарегистрированных конфессий, получать газеты и журналы".
Вместе с тем этот пункт содержит и такое: "Администрация дома-интерната может ограничить права воспитанников, подопечных, указанные в п. 2.4.1., 2.4.2. этого положения, по рекомендациям врачей в случаях, если их осуществление вызывает непосредственную опасность для воспитанника, подопечного".
Действующее в настоящее время положение о ДДИ не содержит такой нормы, и мониторинговые визиты общественных организаций в детские дома-интернаты подтверждали лишь единичные случаи ограничения общения детей с родителями.
Наоборот, в своих визитах Харьковский институт социальных исследований, осуществляющий мониторинг различных мест несвободы с 2005 г., фиксировал в целом нечастые посещения многих детей родственниками.
Почему же ввели возможность таких ограничений? И какую опасность для воспитанника может представлять, например, переписка или телефонные разговоры? Или как может повредить ребенку информирование его семьи о состоянии ребенка, о том, что происходит в его жизни? Или, может, все наоборот? И именно запрет общаться с родственниками крайне опасен для ребенка и лишает его единственной возможности сообщить о себе важные факты или вообще пожаловаться на жестокое обращение? А единственной эта возможность является потому, что зачастую такие дети просто не знают, кому, кроме родителей, пожаловаться на действия воспитателей, директора, других воспитанников... Недостатки проекта положения Минсоцполитики можно продолжать разбирать по пунктам, но главным, по нашему мнению, остается консервирование функции институциональной реабилитации детей с инвалидностью. Это означает, что у любой другой формы реабилитации ребенка с инвалидностью практически нет шансов появиться, потому что у нее есть мощный конкурент в виде интернатной системы, щедро финансируемой государством.
В стране происходят реформы во многих сферах, в изменениях нуждается и интернатная система, которая сможет предложить эффективные подходы в реабилитации детей с инвалидностью, но почему-то не делает этого…