Наверное, всем живущим в определенный исторический момент кажется, что именно их время предлагает самые сложные и доселе неведомые испытания (в том числе и психологические). Не является исключением и сегодняшний день. Помимо прочих нашему обществу приходится решать сложную и болезненную проблему социального расслоения. Совсем недавно, в период провозглашаемого равенства, это явление также присутствовало, но в скрытом и несколько смягченном виде. Богачи советских времен не афишировали свои достатки: партийным функционерам полагалось быть скромными, а подпольные частные предприниматели старались «не светиться», находясь в конфликте с Уголовным кодексом.
Не прошло и двух десятков лет — и вот мы как бы с помощью машины времени оказались заброшенными в условия, при которых целые слои населения попали в настоящую социальную мясорубку, а в иерархии ценностей именно материальные блага вышли на первое место. И жертвами новых времен оказались не только те, кто не смог приспособиться к «дикому капитализму», но и те, кто не выдержал испытания богатством, в том числе — их дети. В развитых странах веками нарабатывались традиции воспитания детей из состоятельных семей. Это и закрытые элитарные учебные заведения со спартанскими условиями, и традиция отправлять детей «на свои хлеба» чуть ли не с 16 лет, и повсеместно распространенная практика благотворительности, при которой дети с малых лет привыкают, что нужно помогать тем, кто беднее тебя. Кроме того, душевными проблемами богатых людей и их отпрысков занимается целая армия психологов, психотерапевтов и психоаналитиков. Однако проблемы существуют и там. Что уж говорить о наших богачах, многие из которых за весьма короткий срок попали из грязи да в князи. А ведь чтобы выдержать испытание золотым тельцом, нужно иметь твердые моральные устои и, что называется, Бога в душе. В ином случае неизбежное нравственное падение может ударной волной задеть и смести детей.
Перечислим некоторые психологические проблемы, в наибольшей степени характерные для детей из богатых семей (следует подчеркнуть, что некоторые из них могут комбинироваться, а другие, напротив, взаимоисключают друг друга)
• Эгоистичность и эгоцентричность. В богатой семье ребенок находится в центре внимания: охранники, няньки, гувернеры и гувернантки, репетиторы — все они занимаются ребенком. Добавьте к этому еще особый интерес со стороны учителей, а иногда и журналистов в случае публичности его родителей. Понятно, что такой ребенок с младенчества чувствует себя «пупом Земли». Кроме того, он привыкает «потреблять» не только материальные блага, но и окружающих людей, считая, что и существуют-то они только для того, чтобы служить ему. В итоге возникают серьезные проблемы при построении отношений с окружающими вообще и близкими людьми в частности.
• Эмоциональная депривация (или эмоциональная недостаточность) вследствие дефицита родительского внимания. Богатые родители — это не обязательно бесчувственные злодеи, не желающие заниматься своим чадом. Гораздо чаще они просто заложники процесса делания денег или же общепринятого в их кругу образа жизни. Но в любом случае, несмотря на многочисленность обслуги, никто не в состоянии заменить малышу мать и отца. Без родительской любви и внимания ребенок растет психологически нездоровым: капризным, плаксивым, неуравновешенным, уязвимым, амбициозным. Он страдает от самых разнообразных комплексов и душевных проблем: от сомнений в том, что его вообще можно любить до агрессивных проявлений и попыток привлечь к себе внимание нездоровыми способами (вплоть до криминальных).
• Несамостоятельность и неприспособленность к жизни. Дети из богатых семей нередко лишены права выбора и живут в условиях несвободы. За них решают все, даже определяют круг общения. Поэтому они несамостоятельны, безынициативны, часто лишены возможности восполнить дефицит родительского тепла настоящей дружбой. Маленьким богачам трудно учиться формировать отношения со сверстниками. Проблемы могут начаться уже в школе, где эти малыши становятся предметом насмешек. Ведь они порой не обладают элементарными навыками по самообслуживанию: не в состоянии завязать себе шнурки, собрать портфель, убрать за собой мусор.
• Ощущение «мир против меня». Желая подготовить своих детей к жестким правилам конкурентной борьбы, родители нередко перегибают палку и формируют у них ощущение «жизни в осаде». Подобное ощущение может подпитываться наличием охраны, которая сопровождает малыша чуть не с младенческого возраста. Как результат — у детей развивается недоверие к людям, подозрительность, циничность. Они постоянно начеку в ожидании нападения и склонны снимать напряжение не всегда здоровыми способами.
• Неумение мечтать. Недаром говорят: «Хотите сделать своего ребенка несчастным — дайте ему все, что он пожелает». «Богатым деткам» действительно неведом такой вот интересный и полезный путь: вынашивание мечты о чем-то; взвешивание, насколько реально это получить; сбор информации; обсуждение с родителями или друзьями; выработка плана, как достичь желаемого; выбор, от чего отказаться во имя своей мечты; приложение собственных усилий и — наконец! — обретение желаемого. А пока мечта воплощается в реальность, ребенок учится обуздывать свои желания, планировать, рассуждать, отказывать себе в чем-то, терпеливо ждать, смиряться, ценить обретенное. И как скучен и банален путь «захотел — получил», который как бы укорачивает жизнь, ничему не учит и никуда не ведет (разве что к душевной пустоте).
• Отсутствие здоровой соревновательности и честолюбия. Зачем прилагать усилия, учиться, самосовершенствоваться, если с детства у тебя уже все есть? Зачем доказывать, что ты умнее, быстрее других, если проще похвастаться какой-нибудь особо дорогой вещью? В разного рода светских хрониках мы нередко наблюдаем «богатых деток», весьма преуспевших в своем бизнесе и сумевших получить дивиденды с того стартового капитала, которым их одарили родители. Но скольких богатых неудачников мы не видим и не знаем о том, сколь бесславен и ущербен их жизненный путь…
• Боязнь неудачи. С другой стороны, у детей богатых родителей может развиться боязнь не оправдать, не соответствовать, не достичь... Родители нередко имеют в отношении своих детей завышенные ожидания. Они рассматривают своего ребенка как «дело», вложив в которое определенные средства, можно рассчитывать на то, что расходы окупятся с лихвой. Но вот планы в отношении своего чада строятся порой весьма умозрительно, без учета способностей малыша и его желаний. Результат при этом бывает плачевный — ребенок не только не достигает запланированных высот, но еще и приобретает психологические проблемы и комплексы или же идет по пути протестного поведения.
• Неумение испытывать простые радости жизни. Чтобы ребенок гармонично развивался и умел быть счастливым, очень важно, чтобы он любил природу. Вечер у костра, умиротворяющая тишина, ночное звездное небо, восход солнца, ощущение красоты мира и счастья бытия — этого не купишь за деньги и это невозможно организовать. А ведь отдых у богатых гораздо чаще связан с заграничными модными курортами, шумными тусовками и огнями городов, чем с родными лесами и полями да огоньками костров…
• Социальная дезадаптация. Дети богатых родителей бывают так избалованы, что к юношескому возрасту не могут себе представить, что в жизни есть ограничения; не в состоянии осознать свое место в обществе, они не умеют прогнозировать последствия своих действий, в том числе и по отношению к окружающим людям. Не считая себя рядовыми гражданами, они не готовы нести ответственность за свои проступки и уверены, что законы писаны не для них.
• Оторванность от жизненных реалий. Малыши-богачи порой совершенно не знакомы с тем, как живут люди вне их круга. Жизнь в «золотой клетке» самым пагубным образом сказывается на становлении их личности. В нашей стране отсутствует культура благотворительности, когда богатые люди идут к бедным, проникаются их проблемами, имеют представление об их образе жизни и тяготах быта, занимаются серьезной системной помощью. Детям из «наших» богатых семей негде научиться тому, как избегать отрицательных впечатлений; конструктивно на них реагировать; сочувствовать и сострадать старикам, бедным, больным, немощным; помогать им по велению сердца, а не для пиара. Образование, получаемое за границей, еще в большей мере способствует тому, что подрастает своеобразная прослойка «инопланетян», не знающих, как на самом деле живут их соотечественники. И может так сложиться, что в нашем обществе сформируется бездушная, безнравственная и совершенно оторванная от отечественных реалий «элита». Если учесть, что дети богатых родителей — это потенциальные политики ближайшего будущего, то вполне можно предположить, что способ их правления страной не будет ни нравственным, ни социально направленным.
Обычно после перечисления психологических проблем дают рекомендации, как себя вести, чтобы этих проблем избежать. В данном случае совет один: хочешь видеть в своем ребенке хорошего человека, для начала стань им сам.
Парадокс же заключается в том, что некоторые из перечисленных проблем могут иметь место также в семьях среднего достатка и даже у тех, кого можно назвать бедняками. В семье со скромным достатком может вырасти самовлюбленный эгоист, завистливый, эгоцентричный и черствый. В то же время в богатой семье может сформироваться настоящий альтруист, который посвящает свою жизнь помощи другим и больше всего ценит в людях их душевные качества. Будучи совсем чуть-чуть богаче своего окружения, можно «наградить» своих детей букетом психологических проблем, свойственных настоящим богачам. И наоборот, можно находиться в первой сотне богачей страны и вырастить детей с «комплексом бедняка». Можно вечно пропадать вне дома, делая бизнес, и при этом дети не будут чувствовать себя обделенными вниманием и любовью. А можно достаточно времени проводить дома, но лишать детей настоящего внимания — речь не о том, накормлены ли они и одеты, а об их душевных и духовных проблемах.