Мира, в котором родились пишущие и читающие эти строки, - мира без привычных и повседневных компьютера, Интернета, мобильной связи уже нет и больше никогда не будет. Разговоры о вреде компьютера звучат все тише и становятся прерогативой самого старшего поколения. Мы все больше общаемся через экраны и мониторы. Каковы реальные опасности этого нового мира, пока никто точно не знает - слишком короткий срок наблюдения последствий. Может, как всегда, обойдется?.. Для детей этот новый порядок понятен и обычен так же, как для поколения родителей привычно электрическое освещение и телевизор. Трехлетний ребенок самостоятельно звонит бабушке, отправляет SMS, а еще умеет заказывать такси, мило беседуя с диспетчером, включать компьютер и вызывать по 3 сестру из Канады. Никто, конечно, не учил его всему этому, и контролировать его действия бывает сложно.
Цифровые страхи
Но ведь действительно ответственность за использование компьютера детьми несут родители. С какого возраста допускать детей к компьютерам? А в сеть? Как регламентировать время, проводимое у компьютера? Разрешать ли играть в сетевые игры? Как контролировать общение детей в социальных сетях? Уже покупать компьютер ребенку или еще рано? И не стоит ли попросту подождать с компьютером до совершеннолетия? Едва ли не каждый день приходится искать компромисс между желанием ребенка и волей родителей, все время по-новому формулируя даже вопросы, не говоря уже об ответах.
Новые технологии порождают не только возможности, но и вполне естественные опасения. Во многих семьях вопрос об отношениях детей с компьютером стоит как самый острый. И мало семей, где он решен окончательно и удовлетворительно для всех.
Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребенка, а оно, как известно, необходимо каждой формирующейся личности. Сейчас компьютер - нормальная деталь детской комнаты. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. Дети более зависимы от технологий, чем родители. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях - это нормальные возрастные особенности, но теперь они проявляются и в общении с техникой.
Сейчас главную опасность взрослые видят в психологической зависимости от бесконечной увлекательности новейших технологий. Цель - избежать формирования зависимого поведения в дальнейшей взрослой жизни. Чтобы этого не случилось, ребенок или подросток должен осознавать, чего он (а не его родители) хочет добиться в жизни, каким и кем ему хочется быть на самом деле. Злоупотребление компьютером лишь маркирует существующую в сознании ребенка, подростка незаполненность или нарушенность.
В то же время многие важные задачи развития дети и подростки решают сегодня с помощью современных цифровых технологий. При разумном подходе польза от взаимодействия с ними будет неоценимой. Имея собственный компьютер, ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет сделать свои проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, да и в школе, а может, станут профессией.
Возможности удовлетворения детских и подростковых амбиций, потребности в достижениях зачастую подменяются игровыми и развлекательными потребностями. Родителям это кажется суррогатом, но мозг победившего в сетевой игре ребенка отказывается отличать радость успеха в Матрице от радости жизни. Где же взять красную таблетку, чтобы научить отличать придуманную жизнь от настоящей? Лучший рецепт для родителей - самим жить этой самой реальной жизнью. Например, если родители ориентированы только на потребление как источник позитивных эмоций, то и ребенку сложно будет представить себя творцом и участником живых событий.
Часто в раннем возрасте ребенок не знает, чем занять себя в свободное время в реальном мире. Задача родителей - предложить, организовать ему возможные варианты. Иначе включенный экран станет его спасением от скуки. Следите за тем, чтобы именно реальный мир занимал у ребенка большую часть жизни. Желания ребенка двигаться, дружить, творить на самом деле очень сильны.
Дети разного возраста требуют разного подхода. Мама шестилетнего мальчика, который боялся ходить по своей квартире, потому что отовсюду вылезали скелетики, была вынуждена обратиться к психологу. Источник страшных скелетиков обнаружился в компьютерной игре. Игровая нагрузка оказалась непосильной для психики. Воображение маленького ребенка сыграло с ним злую шутку. Пришлось потратить немало времени и сил, чтобы сначала подружиться со скелетиками, а потом они ушли из квартиры...
Родителей волнует влияние компьютера на здоровье детей. Байки о вредном излучении уже не в ходу - то ли защита стала получше, то ли действительно ничего не случается? Простые, но неуклонно, а не время от времени соблюдаемые правила сведут к минимуму реальные опасности влияния компьютера на здоровье. А испортить зрение, искривить позвоночник, отвлекаться от учебы можно и без электронных игрушек.
Программа контроля
Камень преткновения в семьях - время, проводимое у экрана. Чтобы оно не превышало установленные здравым смыслом нормы, нужен четко зафиксированный порядок семейных дел и занятий: урокам, кружкам и спортивным секциям, домашним обязанностям, прогулке с собакой должно найтись определенное время. Выполнение задач может сопровождаться и наградой - например, походом в кино или покупкой одежды для юных хипстеров.
Проще всего начинать с использования функции «родительский контроль» на компьютере. Это позволяет поставить четкие временные рамки для малыша - скажем, по часу в будни и по два часа в выходные - и задать критерии безопасности: может ли ваш ребенок запускать игры и какие сайты он может посещать. Хотя точные возрастные рамки всех рекомендаций условны, но все же компьютерные игры до 7 лет должны быть обязательно ограничены во времени. До 9 лет не рекомендуется допускать ребенка к Интернету. С 9 до 12 лет можно разрешить пользоваться Интернетом, но только вместе с кем-то из взрослых.
По мере взросления детей можно «договариваться»: без запугивания, нравоучений и давления. Например, не положено включать компьютер, пока не сделаны уроки и домашние дела. Нарушение договоренностей сопровождается заранее оговоренными санкциями. Дети хорошо понимают, что такое справедливость, - поэтому такие санкции для них вполне честны и законны.
В разных семьях родители по-разному подходят к запретам и разрешениям. Если дети более грамотные, чем родители, а это бывает часто, то они находят возможности сделать по-своему. Например, ставят будильник на три часа ночи и, проснувшись по звонку, до утра играют в любимую игру. А родители жалуются на усталость подростка в связи с огромными школьными нагрузками… Если же воспитание настолько строго, что единственный в семье компьютер стоит на столе у папы, а детям разрешается пользоваться только информационными сайтами для того, чтобы сделать уроки, смысл жизни ребенка может превратиться в поиски возможностей вкушения запретного плода.
Самое главное в действиях родителей - последовательность и постоянное внимание к душевному состоянию ребенка. Если, к примеру, внезапно ухудшилась успеваемость в школе, ребенок стал раздражителен, вял и апатичен, обратите внимание и на то, что он делает в компьютере. Но следует понимать, что задача переключить внимание ребенка на другое занятие быстро и сама собой не решится.
Отрываясь от виртуального мира, многие дети испытывают приступы раздражительности и выражают недовольство. Одна из родительских задач - дать представление о жизненном порядке - да, мы не можем заниматься только развлечениями и приятными делами, у нас бывают и долгосрочные цели, и обязанности.
Интернет - да и нет
В некоторых семьях выход в Интернет полностью запрещен детям до определенного возраста, где-то ограничения подробно регламентируются и контролируются. Родители, считающие игры и соцсети полностью бесполезной тратой времени, живут стереотипами вчерашнего дня. Сегодня, в том числе и в Интернете, решаются задачи развития, воспитания, социальной адаптации. Но и здесь количество времени должно быть контролируемым - иначе возникают угрозы.
А вот повысить безопасность пребывания ребенка в Интернете можно и не контролируя каждое действие детей лично. Нужно научить их распознавать и оценивать опасности всемирной Сети: если подростку назначают свидание или прислали электронное письмо, сообщающее о большом выигрыше и ребенка просят ввести в специальное поле свои данные вплоть до номера папиной кредитки, приглашают принять участие в лотерее или проголосовать в конкурсе - научите его анализировать такие предложения.
Наличие личной информации в социальной сети весьма не безопасно. Именно поэтому родители должны контролировать пребывание в сети своих чад. А в целом исследования подтверждают, что социальные сети в основном позитивно влияют на детей. В сегодняшнем мире у современного ребенка остается гораздо меньше времени на общение со сверстниками даже по сравнению с поколением их родителей. А социальные сети дают им такую возможность, и это совсем не плохо.
Если ребенка невозможно оторвать от Интернета без истерики - это, конечно же, проявление семейного кризиса. Возможно, причина и в непоследовательной позиции взрослых, когда они то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг позволяют ребенку часами играть. Если единых требований нет, то конфликты неизбежны. Когда в семье есть нерешенные проблемы в отношениях, дети могут «убегать» в компьютер, прячась от семейных ссор, компенсируя одиночество или трудности в общении.
Чтобы умный гаджет был другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже нужно повышать уровень своих знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать, чем увлечены наши дети, разделять с ними успехи, радоваться вместе с ними и понимать их.