UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дети войны

О маленьких людях и немаленьких проблемах

Автор: Светлана Исаченко

Туристическая база «Перлина гір» в буковинском поселке Банилив-Пидгирный Сторожинецкой громады приютила 92 ребенка из детских домов украинских городов, очутившихся в зоне боевых действий.

Теперь дети в безопасности. «Наша мама», — так все они называют директора Харьковского областного центра социальной поддержки детей и семей «Гармония» Аллу Александровну Трохименко, которая вывезла их из войны на мирную Буковину. В первые дни военного вторжения рашистов она оставила под обстрелами в Харькове родных дочерей, маленьких внуков, пожилых родителей ради спасения маленьких сирот и детей, лишенных родительской опеки, которых не могла бросить на произвол судьбы в это страшное время.

Как живется детям на новом месте? Какие проблемы должны решить власти ради их хорошего будущего после победы?

«Мы их предать не могли»

«У нас здесь хорошо, вам понравится!» — утешали дети из Харькова своих ровесников из детских домов Бучи, Ирпеня, приехавших в «Перлину гір». На какое-то время эта база стала для них отчим домом.

«И когда я услышала от своих детей это «у нас», то поняла, что все пережитые страхи можно наконец отпустить в прошлое, потому что благодаря добрым людям у нас есть на Буковине дом, где мы в безопасности и комфорте», — говорит Алла Трохименко.

Власть области строила «Перлину гір» в подгорье Карпат как всеукраинскую юношескую туристическую базу с упором на патриотически-спортивное воспитание молодежи. Однако подрядчику не хватило еще 10 миллионов гривен, чтобы довести ее до толку. Депутаты Черновицкой облрады подозревали хищение средств Государственного фонда регионального развития. Пока всяческие комиссии выясняли вопросы, долгострой приходил в упадок.

Война заставила небезразличных людей действовать быстро и решительно.

«В первые же часы военного вторжения мы организовали телефон горячей линии. Звонки с просьбой помочь в поселении от тех, кто уезжал от войны на запад страны, нарастали лавиной, до тысячи в сутки, — рассказывает заместитель начальника Черновицкой ОВА Ирина Исопенко. — В первую очередь мы должны были спасать детей».

Тем временем харьковскую Салтовку, где был приют «Гармония», уничтожала рашистская артиллерия.

«Там был ад. Земля содрогалась. Взрывы гремели непрестанно. Дети плакали и кричали от страха. Мы не знали, где спрятаться, оставаться или уезжать. Но куда, чем? У меня и еще двух воспитательниц на руках 53 ребенка, среди них — двухмесячные дети. Я решила все-таки вывозить детей. Под взрывами. Под свою личную ответственность. Подумала тогда: если в дороге расстреляют, что мне уже может быть, ведь я погибну со своими детьми» — вспоминает Алла Трохименко.

Добрые люди откликнулись на молитвы Аллы Александровны. Волонтеры школьными автобусами повезли харьковский детдом в Полтаву.

«Это был самый ужасный день в моей жизни, когда прощалась, как навсегда, со своими родными доченьками, маленькими внуками, старыми больными родителями, которых оставляла в Харькове. Никто не знал, что будет с городом. Душа болела за родных. Но должна была быть с этими детьми, спасти их. Они мне тоже родные. Их предали родители. Мы их предать не могли».

Ехали в никуда. Харьков в руинах. У детей шок от того, что они видели в своем родном городе. На киевской трассе страшная колонна машин.

«Люди убегают, не дают нам проехать. Думала, что сойду с ума, — у Аллы Александровны перехватывает дыхание от воспоминаний. — Выношу из автобуса двухмесячную сироту, завернутую в одеяло, становлюсь перед людьми на колени, молю пропустить наши бусы. Дети голодные, замерзшие. И тогда Харьковская военная администрация высылает к нам патрульную полицию. Нас везут по встречной полосе. Кругом взрывы».

В Полтаве пробыли несколько дней. Зима, холод, проблема накормить малышню. А когда неподалеку разбомбили аэродром, поняли, что надо ехать дальше.

Снова помогли из Харьковской ОВА. Начальник службы по делам детей Ольга Шевченко правдами-неправдами выбила общий вагон в эвакуационном поезде до Львова. Волонтеры из фирмы «Тріолан», издавна опекавшей харьковский детский дом, привезли продукты. Так щедро и много, что дети передавали воду и еду в другие вагоны.

«Нас не бросили, о нас постоянно беспокоились, — рассказывает Алла Александровна. — Во Львове негде было яблоку упасть. Но благодаря волонтерам, начальнику службы по делам детей областной администрации Владимиру Лису, харьковскому благотворительному фонду «Дорослі — дітям» с нами все было хорошо. Мы всем очень благодарны. Однако из переполненного переселенцами Львова выехали в Ивано-Франковск, в монастырь прихода Матери Божьей Неустанной Помощи. Его предстоятель отец Андрей принял много переселенцев. В монастыре праздновали Пасху. Там к нам присоединились еще сироты из Чугуева, Балаклеи, Изюма. У нас появился настоящий ангел-хранитель, Георгий Арваладзе со своими друзьями».

«Ямаха» от Аляски

«Мы с женой в первый же день войны взялись за волонтерство, чтобы помочь вывезти детей из детдомов областей, где уже гремели бои, — рассказывает Георгий Арваладзе, бывший министр экономического развития Грузии, глава администрации президента при Михеиле Саакашвили. — От своих друзей, руководителей Харьковской военной администрации, я узнал, что нужно найти безопасные условия пребывания для детского центра «Гармония», причем на продолжительное время. Приехал из Киева в Черновцы. Объяснил проблему Сергею Осачуку, который возглавлял военную администрацию. Ее работники мгновенно принялись решать вопрос. Больше всего подходила «Перлина гір». Но ее надо было достроить, упорядочить документацию на незавершенный объект, который все не могли ввести в эксплуатацию».

Сразу откликнулся черновицкий бизнесмен Павел Пацарнюк. Бригады строителей работали круглосуточно.

«Все это время я был на базе, работал наравне со всеми, чтобы быстрее все сделать, — рассказывает дальше Георгий Арваладзе. — Вместе с Павлом создали благотворительный фонд «Добродійаріум». Вложили свои сбережения, искали спонсоров. Правительство Дании выделило значительную сумму. Устранили все строительные недостатки, запустили электрику, упорядочили территорию, закупили дорогое оборудование, поставили мебель. 26 апреля встретили 56 детей из Харьковского социального центра «Гармония», которых воспитатели вывезли буквально из-под артобстрелов. Потом привозили еще деток из малообеспеченных семей, сирот, у которых родители погибли в АТО и в это вражеское нашествие. Мы постоянно с ними».

Среди многочисленных друзей «Перлини гір» есть благотворитель с Аляски бизнесмен Джо Дэвидсон. Он в Украине с особой миссией: участвует в развернутом дружественными странами проекте помощи нашим Вооруженным силам в отражении рашистских агрессоров. Узнал о переселенных на Буковину детских домах.

В «Перлине гір» мы как раз думали оборудовать зал для музыкально-театральных занятий и развлечений. Джо привез все необходимое — новенькое пианино, плазму, игрушки, мебель.

Фото предоставлено автором

«До слез я была приятно поражена, когда на первом занятии только начала играть «Ой у лузі червона калина», как дети сразу подхватили песню и в полный голос ее запели. Теперь это гимн нашего центра. Дети любят песни Кристины Соловей, Кузьмы Скрябина, «Океана Ельзи». Разучиваем народные танцы, песни, обряды. Кое-кто из детей вообще впервые увидел, что такое село с коровами, козами, еще и с нашими буковинскими горами», — рассказывает педагог Анастасия Харитон.

«А под вечер у нас время тихих разговоров. Дети рассказывают о своих городах. Вспоминают родителей, родных, воспитателей, по которым грустят, — говорит практический психолог «Перлини гір» Анна Штефюк. — Иногда так хочется их всех обнять и не отпускать».

На праздники все надевают вышиванки — у каждого есть своя. Такой хороший подарок ко Дню вышиванки, который праздновали в мае, сделали детям, воспитателям, благотворителям «Перлини гір» руководители Сторожинецкой горрады Игорь Матейчук и Игорь Беленчук.

Сейчас все хлопоты вокруг школы. В «Перлині гір» 41 ребенок школьного возраста, есть первоклассники.

«Нет проблем. Дети пойдут в нашу сельскую школу. Многие у нас уже учились весной», — отмечает староста Банилова-Подгорного Павел Штефюк, откликающийся на каждую просьбу и вопрос, которые нужно решить для детского центра.

Алла Александровна до сих пор получает от благотворительных организаций множество предложений вывезти детей за рубеж. И все отклоняет. «Знаете, пятеро наших ребят, которые вышли во взрослую жизнь из нашей «Гармонии», сейчас воюют с врагом. Мы их поддерживаем. У нескольких детей родители на войне. Наш дом на Салтовке сохранился, везде цветут розы — наша радость и гордость. Мы вернемся в родной город, этим и живем».

Фото предоставлено автором

«Система усыновления у вас ужасная»

«Каждая война больно бьет в первую очередь по детям. Грузия тоже пережила военную агрессию России. Но у нас было краткосрочное вторжение. И у нас не было и нет так много детских домов, как в Украине. Потому что политика нашей власти всех уровней — ребенок должен иметь семью. Можно задарить детей наилучшими игрушками, создать им в интернатах самые комфортные условия. Но детям нужна семья, нужны мама и отец», — говорит Георгий Арваладзе.

По словам Георгия, в свое время в Грузии реформу службы детей провели быстро. Сирот и детей, лишенных родительской опеки, перевели в полноценные семьи или в дома семейного типа.

Украина тоже исповедует такую политику. Но процесс усыновления тормозят искусственно созданные бюрократические преграды.

«Жизнь заставила меня поинтересоваться этой системой. Она у вас ужасная, — продолжает разговор Георгий Арваладзе. — Огромная бюрократия умышленно усложняет процесс усыновления. Будем говорить откровенно, это коррумпированное звено деятельности отдельных государственных структур. Родители хотят усыновить ребенка, в частности конкретного малыша, которого они полюбили, и ради этого готовы на всяческие, скажем так, подарки. Этим и пользуются те, в чьих руках юридическое решение вопроса. Мне известны неединичные случаи, когда есть семья — успешная, зажиточная. Есть ребенок, которому нужны родители. А между ними — система и процесс усыновления, который может длиться годами».

Никто не знает, сколько будет продолжаться эта война, сколько еще будет сирот, по разной причине оставленных детей. Семей, желающих и готовых к усыновлению, больше, чем детей без родителей, убежден Георгий. Надо им дать такую возможность. А для этого нужно упростить процедуру усыновления и опеки.

Фото предоставлено автором

«Президент должен взять эту проблему непосредственно под свой контроль, централизовать ее решение, — советует бывший министр Грузии. — Создать рабочую группу для такой реформы. Президентским указом или отдельным законом упростить и ускорить процедуру усыновления. Например, подать в суд от лица государства список фактических сирот на получение статуса сироты и одним судебным решением решить для всех детей этот вопрос, а не через рассмотрение в судах каждого частного случая. Через службы по делам детей провести активный поиск семей, готовых усыновить ребенка, создать отдельный их реестр».

Вряд ли можно согласиться с Георгием в необходимости упростить и ускорить процедуру усыновления и опеки. Это, к сожалению, очень распространенная ошибка. В законодательно закрепленной процедуре на самом деле ничего лишнего нет. Ее упрощение и ускорение, наоборот, могут привести к учащению случаев отказа от уже усыновленных детей. Когда люди с добрыми намерениями, поддавшись эмоциональному порыву, на самом деле не осознают, какая непростая ежедневная работа ждет них после усыновления, потом чувствуют себя попавшими в ловушку. Но ребенок не игрушка. Его нельзя сдать в магазин, если он не подошел или оказался не таким, каким казался. Для ребенка это еще одна огромная психологическая травма.

Нельзя согласиться с Георгием и в необходимости централизовать процесс. В недавней истории Украины это уже было и не привело к желаемому результату. Каждого конкретного ребенка из центра не видно. Но его видно на месте, там, где он находится. И именно там, на местах, службам по делам детей следовало бы проводить активный поиск семьи для каждого конкретного ребенка. Но для этого, во-первых, нужно достаточное количество специалистов социальной работы и их определенность, утраченная в результате первых шагов административно-территориальной реформы. А во-вторых (в чем абсолютно прав Георгий) — своевременные и грамотные судебные решения о лишении родительских прав и предоставлении статуса ребенку. К сожалению, из-за незавершенности судебной реформы с этим большие проблемы.

«Суды и в мирное время работали медленно, а теперь и подавно, — присоединяется к теме директор Черновицкого центра социально-психологической реабилитации детей Жанна Янчук. — Постоянно возникают проблемы с документами. Иногда у детей, спасавшихся от войны, их нет. Дети в стрессе путают свои фамилии, адреса. Пока мы найдем, откуда они, пока закажем дубликаты свидетельства о рождении... Хорошо, что суды вообще восстановили работу по предоставлению детям статуса сироты или лишенных родительской опеки и начали рассматривать дела, еще до войны взятые в производство. Хорошо, что во втором чтении Верховная Рада приняла закон, расширяющий защиту обездоленных детей, в частности потерявших родителей из-за войны или судьба чьих родных неизвестна, они в оккупации, в плену. Но проблемных вопросов намного больше».

Среди них, например, вопрос, как быть с детьми, если они не получат нужного статуса в течение девяти месяцев, отведенных законом на их пребывание в центрах социально-психологической реабилитации (так теперь называют бывшие детские дома)?

Фото предоставлено автором

«Безусловно, они останутся у нас, в центрах, на полном государственном обеспечении до окончательного решения суда об их статусе, — продолжает разговор Жанна Степановна. — Но проблема в том, что нестатусного ребенка нельзя направить в приемную семью, даже если есть такая семья. Мы невольно ломаем судьбы таких детей. Кроме того, я уверена, таким детям надо предоставлять еще и статус детей войны, чтобы защитить их имущественные интересы и права».

С начала войны в разных заведениях края приют получили воспитанники детских домов и центров социально-психологической реабилитации Николаевской, Херсонской, Ровенской, Харьковской, Донецкой областей, в частности из Мариуполя. У детей-сирот с инвалидностью есть необходимые условия для проживания и медицинского ухода в Магалянском доме-интернате, а также в детском доме при Свято-Вознесенском монастыре.

Буковина готова и дальше принимать детей, судьбу которых искалечила эта война.

Больше статей Светланы Исаченко читайте по ссылке.