Вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко и министр культуры и туризма Игорь Лиховый вывезли авторитетов туристического бизнеса в Черкасскую область — на однодневную прогулку по шевченковским местам. А заодно посовещаться о проблемах и перспективах развития отечественной индустрии путешествий.
Идея позаседать не в киевских кабинетах, а в Черкасской области, в Корсунь-Шевченковском районе, весьма оригинальна. Путь на совещание был не короток: Киев — село Моринцы, где родился Кобзарь, — имение помещика Энгельгардта, где Тарас служил казачком, — школа дьяка, где будущий поэт познавал азы грамоты, — музей Шевченко и могила его матери — новая школа и актовый зал, где и проходил официоз. Согласитесь, картина достаточно экзотичная: убитые дороги, дождь, слякоть, грязь, и в этом пейзаже — два члена правительства, дюжина сотрудников Кабмина и весь бомонд отечественного турбизнеса…
Впрочем, весь сей непривлекательный антураж не испортил настроения директорам крупных турфирм: оказывается, на уровне вице-премьера совещаний по туристической тематике не проводили уже лет восемь. Да и вообще в последние годы отрасль пребывает, мягко говоря, не в фаворе у власть имущих. Плюс находится в состоянии перманентной модернизации: ею управляет то отдельный госкомитет, то Государственный комитет по делам молодежи, спорта и туризма, то Государственная туристическая администрации, а ныне — структурное подразделение Министерства культуры и туризма под названием «Государственная служба туризма и курортов». Разобраться в логике реформирования на трезвую голову невозможно...
Вице-премьер заявил, что готов слушать представителей турбизнеса «столько, сколько нужно». «Я никуда не спешу, давайте честно и откровенно обменяемся мнениями, — заявил Вячеслав Анатольевич. — Все рациональные предложения будут учтены — обещаю. Наше совещание стенографируется, ведется протокол, по результатам обсуждения будут даны соответствующие поручения». Господин Кириленко не скрывал: разговор с представителями турбизнеса нужен хотя бы для того, чтобы, как говорится, «сверить часы». Куда мы идем? Что ждем от туризма? Какие «мелочи» мешают работать? Почему идет на спад внутренний туризм? Какая поддержка нужна отрасли первоочередно?..
Все эти вопросы отнюдь не праздные. По итогам первого полугодия 2005 г. объемы украинского въездного и внутреннего туризма в среднем сократились на пять-восемь процентов. А вот выездного — увеличился более чем на 50%. То есть украинцы все активнее путешествуют по заграницам, а в родных широтах отдыхать не спешат. Поток иностранцев, посещающих нашу страну, тоже уменьшился. Не помогли ни проведение «Евровидения», ни помаранчевая революция, ни отмена въездных виз…
В то же время Вячеслав Кириленко заверил: правительство рассматривает туризм как бюджетообразующую отрасль. Хотя ни для кого не секрет — чтобы индустрия путешествий приносила реальный доход, ей нужна соответствующая государственная поддержка. Направленная в первую очередь на стимулирование инвестиционных проектов, связанных с обустройством туристической инфраструктуры, продвижение наших экскурсионно-познавательных маршрутов за рубежом, активизацию внутреннего туризма. Иначе бюджетообразующим отечественный туризм будет только на словах…
Глава Черкасской облгосадминистрации Александр Черевко рассказал, что в регионе разработаны и будут реализованы две программы — «Золотая подкова Черкасщины» и «Старая Умань». О первой «Зеркало недели» не так давно писало (№25, 2005 г.). Вторая предполагает обустройство туристической инфраструктуры Умани, города, который ежегодно массово посещают паломники—хасиды. Однако губернатор заявил: денег на развитие туризма и соответствующей инфраструктуры в областном бюджете нет, все свободные средства идут на социальные выплаты. Собственно, в том, что «туристических» денег в регионе как минимум не было и нет, участники совещания могли убедиться на собственной шкуре: ни гостиниц, ни кафешек, ни оборудованных туалетов, ни телефонов — никаких (!) благ цивилизации на всем шевченковском маршруте мы не заметили.
«Выхода на люди» министра культуры и туризма Игоря Лихового все участники совещания ждали с нетерпением: ведь это было, по сути, его первое программное выступление по вопросам развития туризма. Ощущалось, что министр в теме пока плавает. Например, Игорь Дмитриевич призвал туроператоров активно развивать инфраструктуру, продемонстрировав тем самым незнание законодательства (туроператоры имеют право заниматься только туроператорской и турагентсткой деятельностью и ничем более). Впрочем, министр и не скрывал, что лишь входит в курс дела и в ближайшее время будет полагаться на мнение специалистов. Очень обще господин Лиховый попытался убедить присутствующих на совещании и в целесообразности объединения в одно министерство двух отраслей — культуры и туризма.
…Итак, какие же тезисы записал в свой блокнот вице-премьер? Первый — о ваучерах. Ваучер — форма письменного договора на туристическое или экскурсионное обслуживание. То есть по желанию туриста ему на руки могут выдать не путевку, а ваучер, подтверждающий, что услуга оплачена, а принимающая сторона взяла на себя соответствующие обязательства (поселить, накормить и т.д.). Раньше ваучер был необязателен, теперь — наоборот (если иное не предусмотрено договором между фирмой и потребителем). Кроме того, не так давно бланк ваучера стоил 20 коп., сейчас — 3,55 грн. По мнению бывшего заместителя председателя Госкомтуризма Бориса Выхрыстенко, из-за столь существенного подорожания турфирмам ежегодно придется выкладывать довольно солидную сумму: в совокупности — свыше 10 млн. грн. в год. Хотя эта «ценная бумага» на самом деле никому не нужна: ни фирмам, ни клиентам, дескать, жили без нее и еще проживем. Представители же зарубежных турфирм наш ваучер даже не в состоянии прочесть, поскольку он оформляется на украинском языке.
Второй — о пресловутой отмене нулевой ставки НДС для занимающихся въездным туризмом. Это вынудило многие фирмы поднять цены на туры на 20%, из-за чего резко понизилась конкурентоспособность их продукта на международном рынке. Те же из туроператоров, кто рискнул и не поднял тарифы, тоже сработали убыточно.
Третий — о подготовке экскурсоводов. Система подготовки гидов в Украине когда-то славилась на весь Союз, ныне она находится в коматозном состоянии. Впрочем, ничего удивительного нет: зарплата у экскурсоводов невысокая, а знаний нужно — «воз и маленькая тележка». При таком раскладе, пойди найди желающих в мороз да слякоть по шесть-семь часов в день надрывать горло…
Четвертый — о «диком» постановлении, касающемся детского выездного туризма. Если в точности выполнять все, предписанное чиновничьим циркуляром, то отправить детскую группу за рубеж попросту невозможно, убеждены туроператоры. Поэтому участники совещания заявили: логику авторов постановления понять можно — ограничивая выездной туризм, стимулируем внутренний. Однако для начала надо в родной стране создать соответствующие условия и приемлемые цены, ведь отличительные черты детского отдыха — относительная дешевизна, высокий уровень безопасности и экскурсионной насыщенности.
Пятый — об абсурдности выдачи лицензий при отсутствии лицензионных условий, которые чиновники до сих пор не разработали и не утвердили. То есть фирма может что-то нарушать, однако отобрать лицензию у нее не могут.
Шестой — о непрофессионализме «туристических» чиновников. Участники совещания уверены: до недавнего времени бюджетные деньги использовались неэффективно — об Украине туристической за рубежом практически ничего не знают. (Впрочем, иных доказательств непрофессионализма предоставлено не было.)
Седьмой — о дороговизне площадей на национальных туристических выставках, из-за чего региональные туроператоры не могут «достучаться» до рядового потребителя.
Восьмой — о высокой цене и низком качестве отечественных гостиничных услуг. В частности и из-за этого к нам иностранцы не очень-то рвутся: платить по 100—150 у.е. за ночь — такого, знаете ли, путешественник, даже избалованный европейской зарплатой, не понимает.
Девятый — об отсутствии реальной системы мониторинга состояния рынка туристических услуг. Статистика разных ведомств дает разные данные о количестве выездных туристов: от 400 тыс. до 5 млн. Разброс огромный! В то же время турфирмы сдают массу всевозможной отчетности — бухгалтерской, налоговой, статистической… Которая, как видим, все равно не отражает истинного положения вещей.
Десятый — о слабой поддержке «полиграфического сопровождения» отечественного туристического продукта. Государство не тратит денег на подготовку карт, путеводителей, буклетов, из-за чего небольшие фирмы зачастую вынуждены довольствоваться продукцией столетней давности…
Под занавес Кириленко и Лиховый, естественно, пообещали, что все высказанные на совещании конструктивные предложения будут учтены. Так это будет или «как всегда», увидим в ближайшее время, когда из-под пера высоких чиновников начнут выходить первые «туристические» циркуляры… У автора же этих строк после недавнего марш-броска по шевченковским местам осталось стойкое ощущение дежа-вю: сколько раз подобное обещалось-переобещалось, а туристический воз как был, так и остается в глухом арьергарде. И вряд ли виной пессимистическому настроению царившая тогда «нелетная» погода...