UA / RU
Поддержать ZN.ua

Деньги ходят за ребенком, или О некоторых гарантиях детского благополучия

В последнее время внимание украинского общества все больше привлечено к вопросам детства. Анализ...

Автор: Юрий Павленко

В последнее время внимание украинского общества все больше привлечено к вопросам детства. Анализируя многочисленные обращения в Минсемьи граждан, журналистов, партнеров и служащих разных ведомств, смею утверждать, что характер вопросов не формальный, а интерес не праздный. Уверен, что большую роль в возрастании этого интереса сыграло изменение государственной политики в сфере обеспечения прав ребенка. В основе этой политики — создание условий для реализации государст­венных гарантий и конституционных прав детей-сирот. Ее ведущий экономический принцип — «деньги ходят за ребенком», о котором, несомненно, многие слышали. Суть его мне бы и хотелось представить более подробно, а точнее — особенности разработки и применения в Украине.

Принцип Money folows the Person хорошо известен и признан эффективным на Западе, где он лежит в основе социальной политики, в частности в области медицинского обслуживания. В целом он относится к стратегии использования средств, при которой осуществляется поддержка индивидуального выбора клиентом того, какого рода услуги он будет получать и кто будет их ему предоставлять. В применении к нашей задаче — государст­венному содержанию ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения, в соответст­вии со статьей 52 Конституции Ук­раины — он означает, что ребенок с таким статусом должен получить от государства определенную равную сумму средств на свое развитие и содержание, где бы он ни воспитывался.

Если раньше альтернативы интернатам не было и государство упорно их финансировало, то сегодня Украина стала на путь развития семейных форм воспитания. По­сколь­ку радикальным образом меняются условия содержания детей-сирот, то необходимо менять и путь прохождения денег от государства к ним.

Несомненно, приоритетным для ребенка является прием в семью на правах родного, поэтому сейчас усилия министерства направлены на разработку законодательной поддержки семей, усыновляющих детей. Особенно активного развития законодательной базы мы ожидаем в нынешнем, 2008 году, объявленном ука­зом президента Украины Годом поддержки национального усыновления и других форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Планируются (и мы уверены, будут приняты) принципиально важные для поддержки таких семей законы.

В апреле в первом чтении уже принят принципиально важный для поддержки таких семей закон, внесенный главой государства, который предусматривает предоставление семье, усыновившей ребенка, одноразовой денежной помощи в том же размере, что и при его рожде­нии. В законе также заложена норма о предоставлении оплачиваемого отпуска одному из родителей, ведь адаптация и ребенка, и родителей — это очень ответственный момент для семьи. Еще одно новшест­во — предоставле­ние ежемесячной помощи на усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия. По нашим подсчетам, после утверждения закона в целом ежегодно до трех тысяч детей смогут воспитываться в семьях, получив все права сына или дочери. Подчеркну — речь идет о поддержке семей, усыновивших ребенка-сироту, и этот шаг является принципиальным в проведении последовательной и, главное, ответственной социальной политики в нашей стране.

Сегодня увеличивается количество приемных семей и детских домов семейного типа (ДДСТ), из которых, кстати говоря, также можно усынавливать воспитанников. Только в прошлом году в ДДСТ и приемные семьи было устроено больше детей, чем за первые 13 лет независимости. В 2007 году в 66 новых ДДСТ на воспитание были при­няты 498 детей, а в 873 приемных семьях нашли семейный уют 1409 детей. До 2004 года в ДДСТ и приемные семьи были устроены всего 1000 детей. Системные изменения стали возможны благодаря внедрению в 2005 году основных правил финансирования по принципу «деньги ходят за ребенком». Сумма в размере двух прожиточных минимумов на ребенка соответствующего возраста перечисляется из государственного бюджета на персональ­ный счет ребенка независимо от того, где он воспитывается. Тем самым упразднены различия в уровне финансирования потребностей детей (как то имело место при финансировании из местных бюджетов), и ушла в прошлое тяжелая практика, когда семьи, принявшие детей, растили их исключительно на собственные средства. Выражаем искреннюю благодарность тем первым родителям-воспитателям, приемным родителям, которые, несмотря на такие обстоятельства, взяли на себя заботы по воспитанию детей.

Но распространение принципа «деньги ходят за ребенком» в интернатных учреждениях требует новых бюджетных подходов. Ведь львиная доля средств, выделяемых государством на интернаты (до 80%), приходится на сами учреждения (сюда входит зарплата персонала, расходы на командировки, ремонт помещений, коммунальные услуги), и лишь 20% — на потребности ребенка. Содержание ребенка в интернате по действующему механизму сейчас обходится в три(!) раза дороже, чем если бы был задейст­вован принцип «деньги ходят за ребенком». Причем сумма эта ежегодно увеличивается. Если в 2007 году на содержание интернатов было израсходовано 97 млн.грн., то на 2008 предложено 142. Как видим, расходы на содержание интернатов возросли на 42%, и при этом ребенок в интернате фактически не получает услуг на указанную сумму, не говоря уже о других «прелестях» интернатной системы как таковой.

А ведь имея положенные государством деньги, ребенок мог бы претендовать на воспитание в семье. 14 тысяч гривен в год на ребенка (производные от двух прожиточных минимумов в месяц) плюс 35% от этой суммы для оплаты услуг родителя-воспитателя или приемного родителя не только дают экономию бюджетных средств государства, они позволяют ребенку скорее найти семью, в которой он будет расти; детский сад, в котором он будет играть со сверстниками; школу, в которой будет учиться.

Что же сегодня необходимо сделать для того, чтобы дети, еще не охваченные предложенным механизмом финансирования, но имеющие на это право, стали получателями средств?

Первейшим условием назначения выплат является установление статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Вторым — деньги должны назначаться тем органом государственной власти, на территории которого проживали или находились биологические родители ребенка на момент их смерти или же возникновения обстоятельств, приведших к лишению ребенка родительской опеки. На языке закона, регулирующего организационно-правовые условия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, это называется «место происхождения ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки». Если же родители неизвестны и место их проживания, соответственно, тоже, то местом про­исхождения ребенка-сироты определяется местность, где ребенка нашли или где расположено медицинское учреждение, в котором его оставили. И гос­администрация того района, где установлено происхождение ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки (а именно глава этой администрации), несет ответст­венность за то, как и куда этот ребенок будет устроен, какой уход и воспитание получает. В случае нарушения его прав администрация может перевести ребенка (конечно же, с его согласия) в другую семью или учреждение. Третье условие — администрациям предстоит решить вопрос об открытии счета каждому из таких детей, сведения о которых находятся в Едином банке данных. (Информация о количестве детей в этом банке станет основанием для заказа более точной суммы средств из госбюджета.) И лишь тогда деньги пойдут за ребенком, и будут ходить, где бы он ни находился, до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет или же его раньше не усыновят.

На данном этапе государственным органам предстоит разрешить последнюю дилемму: разработать механизм «деньги ходят за ребенком» в применении к тем ситуациям, когда ребенок уже находится в интернатном учреждении. Ведь на практике достаточно сложно разделить средства, выделенные государст­вом, на учреждение и собственно два прожиточных минимума на ребенка. Ныне Министерство по делам семьи, молодежи и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством труда и социальной политики разрабатывает искомый алгоритм, чтобы обозначить порядок зачисления и, соответственно, изъятия средств ребенка из бюджета интернатного учреждения для случаев, когда ребенок переводится в семейную форму воспитания. Именно на этом забуксовал в 2006 году эксперимент по финансированию детей-сирот по принципу «деньги ходят за ребенком» в Киевской области. В силу разных обстоятельств его действие, к сожалению, не удалось распространить на детей в интернатных учреждениях. В целом успешный для данной формы содержания детей механизм не дал своих результатов.

Окончательная отработка в нынешнем году принципа «деньги ходят за ребенком», принятие соответствующего законодательства и введение его в бюджетный процесс со следующего года по всей стране позволят, по нашим оценкам, ежегодно устраивать в семейные формы воспитания около четырех тысяч детей. Благодаря внедрению нового принципа финансирования, 2009 год имеет все основания стать следующим эффективным этапом реформирования системы интернатных учреждений и динамичного выхода в семьи детей, имеющих персональные гарантии от государства.