UA / RU
Поддержать ZN.ua

День рождения Кентавра

Долгожданное художественное соло — выставка «Другие берега» Ольги Петровой — «будет звучать» в пяти залах, посвященных счастливым встречам мастера с мировой культурой Запада и Востока.

Автор: Татьяна Эльфская

11 февраля 2012 года Киевский национальный музей русского искусства представляет выставку заслуженного деятеля искусств Украины, кандидата искусствоведения, доктора философских наук Ольги Петровой. В широких культурологических кругах она известна как самобытный художник, острый публицист, критик, историк искусства, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия». С изданием «Зеркало недели. Украина» ее связывает давнее сотрудничество.

Долгожданное художественное соло - выставка «Другие берега» Ольги Петровой - «будет звучать» в пяти залах, посвященных счастливым встречам мастера с мировой культурой Запада и Востока: «Французская провинция», «Испания без корриды», «Сестры самурая», «Украина - сад», «Восток-горизонталь». Это части своеобразной эпопеи живописных путешествий по «иным берегам». Хотя несколько неожиданным представляется присоединение к «иным» берегам зала, посвященного Украине. Но, по словам художницы, принимая во внимание современное состояние общественной мутации, для многих и родина становится «иным берегом».

По словам Мирослава Поповича, Ольга Петрова как ученый двух уровней - кандидат искусствоведения и доктор философских наук - способствовала «структурированию современных знаний относительно практики и теории украинского искусства и эстетики». Она автор более 750 статей, но наиболее основательно ее научный потенциал раскрылся в пяти монографиях. Книга «Мистецтвознавчі рефлексії» - уникальный материал о художественном процессе в Украине второй половины ХХ века - стала первым учебником по новейшей истории украинского искусства.

Самая серьезная монография О.Петровой - «Комедія» Данте Аліґ’єрі: мистецький коментар XIV-
XX століть» поражает глубиной, неожиданным ракурсом исследования. Автор - одна из немногих в мировом научном сообществе - подняла вопросы искусствоведческого анализа иллюстраций к «Божественной комедии» в историко-культурной ретроспективе. Уникальность монографии в том, что впервые в мировую дантеану введен славянский блок - исследовательница проанализировала произведения польских, чешских, российских иллюстраторов Данте второй половины ХХ века, вернула нам подзабытые имена иллюстраторов Грузии и Армении. Выполненные О.Петровой авторские иллюстрации к произведению Данте выставлялись во Флоренции и, как отмечал М.Попович, «получили высокую оценку печати, приветствовали их и в Москве, в частности Эрнст Неизвестный, Вильгельм Левик, Геннадий Рождественский, дантологи. Но в идеологическом отделе ЦК КПУ лежала резко негативная рецензия выдающегося графика-традиционалиста В.Касияна, которая обвиняла художницу в сюрреализме, и путь к публикации иллюстраций был закрыт». Позже иллюстративную серию, о которой одобрительно отозвался Ренато Гуттузо, приобрел Британский музей (British Museum, London). Саму же монографию, работа над которой продолжалась
30 лет, директор Итальянского института культуры в Украине Никола Франко Баллони считает «научным подвигом». По его мнению, она «приобщает Украину к мировой культурной традиции чествования автора бессмертной поэмы... Подняты имена художников, в мировом масштабе потерянных в информационном поле... Научные и творческие достижения Ольги Петровой заслуживают тех званий, которыми государство оценивает такие вклады в национальную культуру». В Украине вклад Петровой в мировую дантеану высоко оценили высочайшие интеллектуалы И.Дзюба, М.Стриха, Н.Герасимова-Персидская, Т.Кара-Васильева, Л.Левчук и другие.

Ольге Петровой, человеку с удивительным запасом внутренней энергии, мощно-несокрушимым потенциалом, от 70-х годов, когда подверглась даже преследованию за диссидентство, и до сегодняшнего дня хватает сил выступать как самобытный художник.

За 20 лет независимости Украины, когда искусство вышло из-под жесткого контроля идеологов, у О.Петровой было 33 персональных выставки, она была участницей ряда международных экспозиций и куратором некоторых из них. Ее энергия сигнализирует о получении свободы, такой желанной после репрессивной государственной политики. Мирослав Попович, который внимательно следит за творчеством О.Петровой, отмечает «cовпадение творческого порыва живописца и текста полотен».

В современном искусстве все более выразительной становится тенденция констатировать мрак бессознательного, невозможность радости, боль, печаль, безысходность, несчастье. Однако же в жизни есть и радость, необходимая людям, которую следует замечать и пропагандировать. Если красота и не спасет мир, то без красоты он точно не спасется.

Ольга Петрова живет под знаком эстетики прекрасного, хотя не отворачивается и от трагических сторон жизни («Украина - сад» и «Сестры самурая»). Ее живопись бурлит всеми оттенками цвета, положительного настроения, что придает экспозиции «Другие берега» подлинность и неподдельную энергию. Как современный человек Ольга Петрова не отрицает модерных форм технологизированного искусства, медиаинсталляций, видеоарта и т.п., но остается рыцарем живописи, палитры и кисти в руках.

Язык ее полотен всегда экспрессивен и вместе с тем изыскан. Цвет - фундамент, на котором возносится каждый замысел Петровой как интуитивно-чувственного события. Магнетизм цвета - постоянная константа сознания мастера. Отсюда пронзительная искренность и убедительность всего, что представлено зрителю. В живописных путешествиях по Украине, Японии, Франции или Испании сюжетная линия воплощается в сменах колористического развития. Отличительной чертой творческого почерка художницы является талантливая обработка принципов фовизма. Хотя в 90-х годах она отдала должное постмодернистским поискам и трансавангарду. По мнению профессора Владимира Личковаха, «Другие берега» Ольги Петровой - это ее путешествия и исповедь одновременно, «она создала свою цветовую «империю» как та, которая идет невидимыми путями философии этнокультур и собственной души».