UA / RU
Поддержать ZN.ua

День усыновления

Праздник, о котором забыло государство.

Автор: Алла Котляр

Когда мне было 11 лет, я надолго попала в больницу. Там познакомилась с четырехлетним мальчиком, и вскоре узнала, что он - сирота, его никто не навещал.

Я стала о нем заботиться, он в свою очередь - называть меня "мама". Мы привязались друг к другу. Когда пришло время выписываться из больницы, я попросила маму усыновить его. Но мама твердо сказала "нет". Я была на нее очень обижена, больницу покидала со слезами на глазах. И только спустя много лет поняла, что все совсем не так просто, как мне тогда казалось.

Когда начинаются будни, романтика проходит быстро. Чтобы усыновить, недостаточно просто хотеть и любить. Кроме этого, очень важно знать, уметь и иметь гарантию, что в случае необходимости сможешь получить квалифицированные помощь и поддержку. Вот с этим у нас, к сожалению, как и много лет назад, - все еще большие проблемы, хотя отношение украинцев к усыновлению за последние десятилетия значительно изменилось в лучшую сторону. Теперь усыновляют не только маленьких и здоровых, но и детей постарше; иногда двоих и троих, что очень важно, ведь независимо от возраста ребенок нуждается в семье. Все эти годы общественные организации и медиа работали на то, чтобы изменить общественное мнение в пользу усыновления и других семейных форм воспитания. Тем временем государство потеряло интерес и к усыновлению, и к украинским усыновителям...

30 сентября в Украине в одиннадцатый раз отмечают День усыновления. Однако за неделю до этой даты ни о каких официальных мероприятиях, планирующихся по этому поводу, объявлено не было. Хотя этого очень ждали усыновители, опекуны, родители-воспитатели приемных семей и ДДСТ, а также эксперты, всякий раз надеющиеся, наконец, обратить внимание высоких должностных лиц на проблемы в этой сфере. Но то ли тема не в приоритете, то ли новое руководство Минсоцполитики в ней еще не разобралось...

На самом деле праздновать государству особо нечего. В последние годы устройство детей-сирот и лишенных родительской опеки как на усыновление, так и в альтернативные формы семейного воспитания - приемные семьи и ДДСТ, постоянно сокращалось. Цифры этого года вряд ли будут существенно отличаться от прошлого - около 1350 национальных усыновлений и около 350 - международных.

Проблемы - все те же. О них ZN.UA писало в прошлом году (см. "Национальное усыновление. На задворках политики").

1. 90% из более чем 100 тыс. детей, находящихся в интернатных учреждениях, не имеют статуса лишенных родительской опеки, позволяющего их усыновить. Дела о лишении родительских прав судами рассматриваются по остаточному принципу. Службы по делам детей не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, а зачастую - участвуют в коррупционных схемах, как в национальных, так и международных усыновлениях, что сложно подтвердить документально, поскольку усыновители боятся об этом заявлять.

2. Несовершенство баз детей, подлежащих усыновлению.

3. Незаинтересованность интернатов отдавать детей из страха лишиться финансирования. Пару лет назад была громко объявлена деинституализация. Однако результатов этой реформы обществу по сей день никто не предъявил.

4. Тема ушла из информационного поля. В него попадают в основном негативные истории. Их много. Информационные кампании, которые рассказывали бы о ценности семьи, важности усыновления, приоритете семейного устройства и о громко заявленной реформе деинституализации, не проводятся. А поддержка государством таких семей сокращается.

5. Все чаще прослеживаются попытки вытеснить такую форму семейного воспитания, как ДДСТ, в отношении которой в общественном мнении постепенно формируется негатив. Однако качественной альтернативы не предлагают.

6. Непродуманность изменений, принимаемых постановлениями Кабмина.

7. Ожидания кандидатов в усыновители серьезно расходятся с тем, какого ребенка они могут усыновить в действительности. Программа по их подготовке отсутствует. Как и дальнейшее профессиональное сопровождение, в том числе потому, что в Украине законодательно все еще существует тайна усыновления.

"В Украине 30 тысяч усыновленных детей, которые сейчас еще не достигли совершеннолетия, - пишет на своей странице в Фейсбук эксперт в сфере защиты прав ребенка Людмила Волынец. - Еще 13 тысяч детей воспитываются в приемных семьях и ДДСТ. Более 50 тысяч сирот и лишенных родительской опеки - в семьях опекунов. Так что приближающийся праздник касается почти 100 тысяч детей и около 170 тысяч опекающих их взрослых.

Украинская нация щедра на любовь к детям. Усыновители, опекуны, приемные родители и родители-воспитатели делают для детей невозможное, любят их, и становятся для них настоящими родителями. Дети им благодарны. О родительском служении граждан Украины могут быть сняты тысячи сериалов. Кроме детей, их герои - учителя, врачи, программисты, заместители министров, общественные деятели, народные депутаты и т.д. Просто родители.

Есть ли у них проблемы? Конечно. Болезни, особые трудности в обучении и поведении, сложные отношения с биологическими родственниками и многое другое. А также насилие, противозаконные действия взрослых по отношению к детям. По моим оценкам (не претендую на объективность), из почти 100 тысяч детей процентов 10 имеют кризисные отношения в семье, в отношениях с усыновителями, приемными родителями, родителями-воспитателями, опекунами".

"Есть немало случаев, когда самые любящие и терпеливые усыновители сталкиваются с проблемами, которые самостоятельно решить не могут. И одна из них, пожалуй, самая сложная: научить ребенка доверять взрослому, открыться ему, поверить в его искренность и попытаться стать частью семьи, - пишет на своей странице в Фейсбук национальный программный директор "SOS Детские деревни - Украина", глава правления "Української мережі за права дитини" Дарья Касьянова. - Однако кандидатов в усыновители этому не обучают, и не сопровождают потом. В том числе из-за тайны усыновления. Пока только в Киеве и области много лет идет экспериментальная программа, и есть возможность обучать желающих усыновить ребенка.

11 лет назад, когда я только начала изучать сиротство как социальное явление, мне казалось, что усыновление - волшебное решение для всех. Я видела милых детей, которые ждут заботливых родителей, и наша задача - ускорить эту встречу. Все просто и понятно.

Позже, когда я начала изучать психологию травмированных детей, общаться с психологами, с семьями усыновителей, эйфория прошла. Стало очевидно, что работа усыновителей и приемных родителей крайне сложна и не всегда эффективна. С этим связаны и возвраты детей.

Дети, пережившие предательство биологических родственников, насилие и жестокое обращение, многократные перемещения из одного интерната в другой, нуждаются в долгосрочной качественной помощи. Это если родители выявили проблемы сразу. Если нет - проблемы накапливаются, и в подростковом возрасте ситуация усугубляется.

Сейчас самое распространенное обращение усыновителей и приемных родителей - травма сексуального насилия, которую ребенок пережил в биологической семье или в интернате (а чаще и там, и там). Истории, от которых останавливается сердце.

Страшнее всего, что доступной помощи нет, несмотря на многолетние разговоры о необходимости подготовки специалистов и тиражировании эффективных методик. Поэтому родители ищут помощи друг у друга, делятся своей болью.

Поддержка (психолог/психотерапевт/узкие специалисты) усыновителей, приемных родителей, опекунов должна быть обязательно за деньги государства. Потому что отсутствие профилактики сиротства и насилия в приоритете государства приводит к таким драматичным последствиям".

Постановление Кабмина №603 от 10.07.2019 г. к пакету документов от кандидатов в усыновители добавляет справку о прохождении курса подготовки по вопросам воспитания детей-сирот и лишенных родительской опеки - "с рекомендациями относительно количества, возраста и состояния здоровья детей, которых может усыновить заявитель, по форме, утвержденной Минсоцполитики". Такая справка не нужна в случаях, если ребенка желают усыновить ее родственники, опекуны, попечители, приемные родители или родители-воспитатели.

Вроде бы нужно радоваться - наконец процесс усыновления станет более качественным. На самом деле непродуманные изменения заводят сферу в тупик еще больше. Согласно информации на официальном сайте ВР, постановление Кабмина №603 должно вступить в силу 20.10.2019 г. Но на данный момент система обучения кандидатов в усыновители не создана - нет ни программы, ни подготовленных кадров. Деньги на это в бюджет не заложены. Обучение должны осуществлять областные ЦСМы (центры социализации молодежи), но во многих регионах их просто нет. Да и упомянутые рекомендации по количеству, возрасту и состоянию здоровья детей, которых может усыновить заявитель, имеют коррупционную составляющую. Можно предположить, что некоторые родители просто будут покупать нужные им рекомендации.

"Провозглашено множество лозунгов о счастливом детстве и о том, как мы быстренько сократим интернатные учреждения, и сразу после этого, буквально завтра, каким-то чудом для детей настанет то самое, "красочно нарисованное" популистами и высокодолжностными пиарщиками, светлое будущее. А оно почему-то все никак не наступает. Ситуация с каждым годом становится похожа на забытое, грязное дно. Но на этом дне - дети. Их много, а детство быстро проходит, - пишет на своей странице в Фейсбук исполнительный директор "Української мережі за права дитини" Светлана Клочко. - От этого - отчаяние... от того, что дети запросто могут оказаться в категории "не наши". От того, что для собственного пиара о детях вспоминают мгновенно, а для их защиты - напрочь "забывают". От того, что распиаренные несколько лет назад "реформы" в детской отрасли привели к страшным для каждого конкретного ребенка, попадающего в "систему", последствиям. Явление скрытого социального сиротства продолжает набирать обороты. Пока никто из руководящих отраслью структур этих проблем "не видит". Время уходит. Дети взрослеют. Проблемы не решаются, но точно скоро "аукнутся".