Демократическое общество легче всего распознать по его постоянным сожалениям, что оно еще недостаточно демократично.
Зигмунт Бауман, британский социолог
Отношения Украины с Россией сложны, но неоднозначными их не назовешь — уж больно явно «северный сосед» афиширует свое видение Украины как бывшей своей колонии, к тому же он начисто лишен исторической ответственности за все, что в свое время натворил на «коммунальной кухне» в качестве «ответственного квартиросъемщика».
Даже сейчас, когда общая «жилплощадь» разделена, «сосед»-склочник пытается испортить репутацию в «остальном мире» слишком яркой и самодостаточной, по его мнению, соседки. Поэтому так вяло и аморфно протекают встречи президента Януковича на высшем уровне — здесь стоит упомянуть обмен общими фразами с Хиллари Клинтон и осторожное умничанье с Ангелой Меркель.
А на уровне «дружбы народов» у нас полный застой: люди живут не с объективными фактами, а со своими представлениями о россиянах. Как правило, это ограничивается полемикой о статусе русского языка или теоретизированием в интернет-форумах о взаимных симпатиях, о вежливом или не очень безразличии. Или же нас упрекают, что мы воруем газ…
И все же — несмотря на Януковича при власти! — украинцы более критичны в отношении своих прав и свобод, чем россияне: ведь у нас, при всей слабости оппозиции, невозможны такие проявления «демократуры», как в России, где на днях разогнали очередную демонстрацию «марша несогласных». Но, к сожалению, украинцы почти так же невзыскательны к «качеству» демократии, как и россияне — это подтвердило недавнее социологическое исследование Киевского международного института социологии и российского «Левада-Центра». Кстати, его аналитики, просто основательно делая свою работу, обличают «путинизм» как новый общественный строй в России и поэтому не могут собрать в Москве пресс-конференцию — зато с успехом выступают в Киеве.
Как измерить уровень демократии?
Респондентам задавался вопрос, какая из стран является более демократической — Россия или Украина? Опрос КМИС показал, что всего 32% украинцев считают Украину более демократической, а 22% отдали свои предпочтения России. О том, что обе страны одинаково недемократические, заявили 24% опрошенных. Не смогли ответить на вопрос 22% респондентов, и это настораживает: или эти люди «насквозь аполитичны», или им попросту безразлично общественное устройство, определяющее их жизнь.
Как ни странно (и у социологов нет этому объяснения), больше всего тех, кто считает Россию более демократической, чем Украина, оказалось среди молодежи 19—29 лет (26%) и группы 30—44-летних (22%). Украину видят более демократической представители группы 45—59-летних (36%).
В региональном разрезе, естественно, Россия представляется более демократической 31% представителей Восточного региона, 24% — Южного, 20% — Центрального и 12% — Западного. Однако большинство опрошенных в трех регионах (кроме Восточного) считают более демократической Украину (Западный регион — 44%, Центральный — 27%, Южный — 29%). В Восточном регионе таких оказалось только 18%. Там оказалось больше и тех, в чьих глазах обе страны — недемократические (28%). В Западном регионе так полагают 25% опрошенных, в Южном — 24%, в Центральном — 20%.
Характерно, что наибольшая часть людей, которые считают обе страны недемократическими, имеет высшее образование (28%). Украину оценивают как более демократическую 35% людей с высшим и средним специальным образованием, 30% — со средним и 27% — с неполным средним образованием. Кстати, люди с неполным средним (и ниже) образованием меньше других (16%) склонны считать Россию более демократической. Так что получается, больше всего претензий к «качеству» демократии имеют образованные люди — и вряд ли у них наблюдается «горе от ума», скорее мы при нынешней власти теряем позиции…
Опрос «Левада-Центра» показал, что 57% россиян считают более демократической Россию и только 8% — Украину, 19% полагают, что обе страны одинаково недемократические и 16% затруднились с ответом. Интересно, что по сравнению с опросом 2004 года (тогда респондентам также задавался этот вопрос) число россиян, считающих Россию более демократической страной, увеличилось на 12% (с 45% до 57%), а количество отдавших предпочтение Украине, наоборот, уменьшилось (с 12% до 8%). Также уменьшилось число тех, кто видит обе страны одинаково недемократическими — с 25% до 19%.
Таким образом, в России больше половины населения считает свою страну более демократической, а в Украине — только треть. Разница в отношении к другой стране значительна: в России только 8% респондентов видят больше демократии у соседки, в то время как в Украине 22% опрошенных считают более демократической Россию.
И здесь приходит мысль о том, что многие россияне видят свою жизнь устроенной при наличии некоего «доброго монарха», который всем обеспечит усредненный комфорт, жестко обрезав торчащие из аморфной народной массы вихры и даже языки…
Демократизм=критичность
— Мы наблюдаем в исследовании ключевое различие по самооценкам: россияне оценивают свою страну как гораздо более демократическую, чем наша. И это достаточно парадоксальный результат, поскольку все российские общественные деятели, которые приезжают в Украину, восклицают в политических ток-шоу: «Наконец-то я могу что-то сказать, в России мне не дают!» — рассказывает генеральный директор КМИС Владимир ПАНИОТТО. — Тем более что со времен оранжевой революции в наших СМИ нет «темников». Так что по всем признакам у нас складывается впечатление, что Украина — более демократическая страна, чем Россия. Но факт, что по суду у «5-го канала» и ТВі были отняты частоты, свидетельствует о начавшемся в нашей стране давлении на средства массовой информации.
Мне кажется, результат этого исследования можно объяснить двумя факторами. Первый — деятельность тех же СМИ. Еще во времена Сталина проводилась большая работа для того, чтобы на фоне массовых репрессий СССР выглядел самой
демократической страной в мире. И в какой-то мере это было эффективно. Так что российские СМИ способны убедить население если не в том, что в России все хорошо с демократией, то, по крайней мере, в том, что в Украине все очень плохо.
— Почему отношение к Украине является частью государственной пропаганды России?
— Россия еще в 2004 году не воспринимала пришедших к власти в Украине лидеров как дружественных к ней. Официальная пропаганда диктовала, что любая революция — это очень плохо, она приводит к хаосу и неразберихе… Отношение к Украине до сих пор очень колеблется в России. К тому же СМИ и руководство России единодушны и поэтому могут сформировать общественное мнение более эффективно.
Второй фактор, определивший итоги нашего исследования в Украине, где люди более критичны к общественному порядку, — это сам характер демократии. Демократия — это не состояние, а некий процесс, достичь ее в абсолюте невозможно. Возможно, чем более демократической является страна, тем более критично настроено общество в отношении себя.
— Россияне потеряли эту критичность?
— Я думаю, что да. По всем социологическим индексам одобрения и оценки положения дел в стране (данные российского «Вестника общественного мнения») выходит, что «Россия движется в правильном направлении». Растет и доверие к Медведеву и Путину.
Зрители, а не действующие лица
Руководитель отдела социокультурных исследований российского «Левада-Центра» Алексей Левинсон несколько удивлен тем, что представление россиян о демократии имеет весьма специфические особенности. Ведь только 60% россиян заявляют, что стране нужна демократия, причем лишь 23% из них полагают, что она должна быть такой, как в развитых странах Европы. Исследователя настораживает и то, что россияне ценят социальные гарантии выше политических прав. В списке важнейших для них свобод на первом месте оказалась «достаточная защищенность государством в случае болезни, утраты работы, бедности» (55% респондентов), а на втором — «возможность купить то, что хочется» (53%). Естественно, первое — это социальная гарантия, а второе — экономический потенциал, но никак не политическая свобода. Отошли на второй план свободы, ключевые для формирования независимой от государства личности: право выбора места жительства (45% и пятое место в рейтинге), свобода слова (42% и шестое место), право обращаться в суд (40% и седьмое место), право частной собственности (38% и восьмое место), свобода от государственного контроля (22% и двенадцатое место). При высоком рейтинге социальных гарантий совершенно не удивляет аутсайдерская позиция политических свобод: лишь 13% россиян считают важной возможность выбирать между политическими партиями и лишь 10% — право участвовать в митингах. То есть, выходит, что разумный человек, рассчитывающий на помощь государства, не станет кусать руку власти, которая подсыпает ему корм…
По данным «Левада-Центра», положительно отвечают на вопрос: «Нужна ли сейчас в России политическая оппозиция?» — всего 23% россиян, «скорее да» — резюмируют 44%, а отрицательно отвечают на этот вопрос 16%, столько же затрудняются с ответом. К тому же за три года доля россиян, считающих критику власти полезной для страны, увеличилась на 13% (66% в 2007 году против 79% в 2010 году), но вместе с тем увеличилась и доля тех, кто не считает возможной критику без «последствий для критикующего» (29% в 2007 году против 45% в 2010 году). Иными словами, в обществе растет запрос на участие в управлении страной и одновременно прогрессируют неуверенность, страх…
Ко всему прочему, с каждым годом все больше россиян видят в России признаки культа личности Владимира Путина — 27% полагают, что «все признаки культа личности налицо», а 28% — что «предпосылок для этого все больше и больше». На этом фоне постепенно укрепляются позиции Дмитрия Медведева — все большее число россиян считают его самостоятельной фигурой, а в Москве он впервые обошел Путина и возглавил список политиков, пользующихся доверием.
Но ждать при таком общественном мнении усиления общественных движений или протестной активности не стоит — россияне пока зрители, а не действующие лица у себя в стране, таково мнение аналитика «Левада-Центра» Дениса Волкова.
А стоит ли сравнивать отношение к демократии в Украине и России вообще? Ведь ее определение в каждой из стран настолько разное (мы явно не любим любую власть, а россияне ей столь же явно потворствуют), что скорее всего мы ведем речь о совершенно разных материях…