UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕЛЬФИНЫ «ВЫХОДЯТ» НА СУШУ

Харьков стал первым городом восточной Украины, где появился дельфинарий. До недавнего в Украине дельфинарии располагались на побережье Черного моря: Керчь, Ялта, Севастополь, Евпатория, Ласпи...

Автор: Антонина Мазница

Харьков стал первым городом восточной Украины, где появился дельфинарий. До недавнего в Украине дельфинарии располагались на побережье Черного моря: Керчь, Ялта, Севастополь, Евпатория, Ласпи. Теперь к ним добавился и сухопутный Харьков. Дельфины прибыли из Ласпи в феврале, и уверенно поселились в недавнем бассейне спорткомплекса АО «Кондиционер». Достаточно посмотреть, как резвятся в воде Гоша и Ельга, чтобы понять: им здесь нравится. А какую радость испытывает харьковская детвора, как затихают самые большие шалуны, чтобы послушать «пение» дельфинов, какой восторг на их лицах при виде прыжка дельфина в кольцо, какое удивление вызывает игра в мяч! Дельфины очень не любят медуз. Однажды во время представления в Ласпи Ельга бросила медузу в зрительный зал, тренер подкрепил это как правильно выполненное упражнение - дал рыбку. Потом Ельга уже сама бросала медузы в зал и причем так точно, что попадала прямо в глаза зрителям. Особенно доставалось тем, кто в очках. Возникла проблема. В Харькове ее решили просто, превратив в хороший номер. Медузу заменили на мячик. С расстояния 15 метров он летит в руки тренера, вызывая охи-ахи детей и взрослых.

Идея размещения дельфинария в сухопутном городе не нова. Есть опыт работы в ряде европейских стран. Условия содержания в бухтах не всегда идеальны. Как правило, в черте больших приморских городов идет сброс с коммуникаций, к тому же стоячая вода. А животные, которые попали в неволю в силу разных причин (были больны, ранены, попали в сети, изъяты из моря для научных целей) уже не могут возвратиться в морскую стихию. У них меняется структура пищеварительной системы, желудок не может переваривать пищу, ибо их кормят рыбой без костей, чешуи, без голов и хвостов. Они доверяют людям и не могут без них. Даже когда дельфинов выпускают, они возвращаются в бухты, ожидая, пока их покормят.

А у государственного океанариума сейчас свои проблемы - нет средств для содержания большого количества животных. Ведь за прирученными дельфинами нужно постоянное наблюдение и контроль. В эту зиму в регионе Черного моря мороз доходил до 30°. Животные в дельфинариях были на грани гибели. Когда стало известно, что в Харькове готовится к открытию дельфинарий, прозвучал крик о помощи из Новороссийска. Они готовы были оплатить все расходы по перевозке и содержанию 8 дельфинов. Но на тот период бассейн еще не был готов.

Рассказывает Александр Кириченко, президент Харьковского областного благотворительного фонда, один из инициаторов создания дельфинария:

- До открытия дельфинария здесь был детский бассейн, запущенный донельзя. Достаточно посмотреть на потолки, чтобы увидеть какая концентрация хлора имелась в воде. Нам пришлось почти наново оборудовать бассейн, ставить насосы, фильтры, сантехнику. Вообще было много проблем и затрат. Требовались всевозможные разрешения на содержание животных, на открытие дельфинария, соответствующая подготовка работников. Сегодня у нас трудятся высококвалифицированные специалисты государственного океанариума со стажем от 15 до 20 лет. Есть диетолог, который следит за ассортиментом питания, есть врач, который беспокоится об их здоровье. Мы привлекаем специалистов генетиков, людей, которые хотели бы больше знать об этих животных. Строго выполняются все рекомендации. Ежедневно по 4-5 раз меняется вода. Дельфинарий соответствует европейским нормам.

Обитатели дельфинария в неволе уже 7-9 лет. Как они попали к людям никто не помнит, знают лишь что их спасли. Точно так же, как и морских котиков, которые участвуют в представлениях.

Всем побывавшим в харьковском дельфинарии запомнятся эти на редкость симпатичные животные: живые умные глаза, лукавая доброжелательная улыбка, способность к обучению, необычайная пластичность поведения.

Некогда дельфины обитали в Черном море. Благополучие их в ХХ веке сменилось бедой: человек истребил их так много, что сейчас приходится надеяться лишь на милость Бога и, по мере сил помогать им выжить.