UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дед Мороз, если ты есть…

…то подари мне маму и папу Светлана ОРЕЛ (Кировоград) Уже не помню, верила ли я в дет­стве в Деда Мороза...

Авторы: Надежда Гоцуенко, Светлана Орел, Владимир Мартин


…то подари мне маму и папу

Светлана ОРЕЛ (Кировоград)

Уже не помню, верила ли я в дет­стве в Деда Мороза. Наверное, верила. Но его подарки мне не нравились. Все эти яркие свитера, конфетки, книжечки... Как будто бы и неплохо, но не то. Мне хотелось получить большую красивую мягкую игрушку. Больше и лучше, чем плюшевый слоник, который выстукивал на барабане, когда его заводили маленьким ключиком (такого я видела у кого-то из своих родственников). Но где Дед Мороз мог взять во времена развитого социализма, а следовательно, сплошных дефицитов, такую игрушку?..

Разумеется, это детское разочарование полностью компенсировали своим вниманием и любовью родители.

Иное дело — дети-сироты, лишенные родительской заботы. Директор Ки­ровоградского детского дома «Барвінок» Ольга Гречишкина посоветовала не обращаться к детям с вопросом о том, чего они ждут от Деда Мороза. Самые впечатлительные из них, вполне вероятно, подумают: если их об этом спросили, значит, они обязательно получат желаемое. А желания у них могут быть такими, что и не осуществишь. Например, подарить маму и папу. Зачем лишний раз делать детям больно?

— Если эти дети чего-то и хотят от Деда Мороза, — размышляет бывший заместитель директора Кировоградской школы-интерната, а нынче начальник Кировоградского районного отдела образования Виталий Кваша, — то в большинстве своем не сладостей и игрушек — этого добра им хватает.

И действительно, управление и отделы образования заранее готовят наборы конфет для детей-сирот, детей, лишен­ных родительской опеки, детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей (только Кировоградское городское управление образования приобрело таких подарков более чем на
20 тыс. грн.). Обычно не скупятся на сладости спонсоры и гости, которые в эти дни непременно посещают детские дома и интернаты: начиная со Дня святого Николая, они здесь бывают едва ли не ежедневно.

— Но когда наступает 31 декабря, — рассказывает Виталий Александрович, — до обеда стихают все утренники и праздники, гости расходятся. Чем ближе к вечеру, тем меньше персонала в упомянутых заведениях. Наконец остается один дежурный воспитатель, который может позволить разве что немного дольше посмотреть телевизор... Все остальное — по режиму. Именно домашнего праздника — когда за столом собирается семья, приезжают гости, все любят друг друга, желают счастья, дарят подарки, пусть даже недорогие, но особенные, — так не хватает тем, кто остается на это время в стенах детдомов или интернатов.

Очевидно, именно в такие минуты сиротского уединения детские сердца тянутся к Деду Морозу с самыми заветными желаниями...

Понимая все это и чтобы хоть как-то компенсировать эти горькие минуты, взрослые стараются сделать праздник для обделенных судьбой детей настоящим, придать ему особую теплоту.

В отличие от предыдущих лет сегодня в детских домах и интернатах нет проблем с питанием, игрушками, книгами, одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью. Тем более что закупают все это, по словам Ольги Гречишкиной, не серое и стандартное, а качественное и разнообразное. Поэтому подарки готовят зачастую такие, которые содейст­вуют надлежащему развитию ребенка. Спонсоры, дарящие телевизоры, DVD, музыкальные центры, обычно наперед интересуются, что именно детям необходимо?

По такому принципу действовало в этом году и Кировоградское городское управление образования. Как сообщил заместитель начальника Евгений Серопян, «Барвінок» и специализированная школа №3 получат мультимедийные проекторы с экраном, спецшкола №1 — телевизор, принтер, сканер, спецшкола №2 — водонагреватель и телевизор.

Барвинчата (а здесь из 120 воспитанников только восемь сирот), о которых уже не первый год заботится также благотворительная организация Hiob (гуманитарная помощь государствам Восточной Европы), получат еще и индивидуальные подарки от своих немецких друзей.

Областное управление образования, тоже понимая, что воспитанникам детских домов и интернатных заведений нужны особые подарки, решило отправить деток на зимние каникулы в оздоровительные учреждения. Так делали и раньше, но в этом году, как сообщил заместитель начальника отдела управления по вопросам образования и науки Кировоград­ской облгосадминистрации Алек­сандр Аулин, на эти цели выделено почти 200 тыс. грн., что более чем вдвое превышает финансирование подобных мероприятий в прошлом году. Ребятишки побывают в местных санаториях «Гусарское урочище» и «Лесная песня», куда к ним обязательно приедут артисты областных театров с новогодними и рождественскими спектаклями.

В общем график развлечений для детей, которые не поедут на каникулы домой, довольно плотный: театры, филармония, разнообразные утренники и встречи. И среди этого фейерверка смеха, музыки и шуток, очевидно, не одно детское сердце защемит от отчаянного желания: «Дед Мороз, если ты есть, подари мне маму и папу!»

…помоги найти нормальную работу

Владимир МАРТИН (Ужгород)

Аккуратно убранная территория, модерная детская площадка, чистенькие учебный и спальный корпуса — вот самая первая картинка, возникающая перед глазами в школе-интернате для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в селе Часливцы, в
12 км от Ужгорода. Идеальный порядок при желании можно объяснить небольшим количеством детей. Их здесь всего 83, поэтому каждый класс состоит из восьми — максимум 12 учеников. Причина этого в специфике школы — у ее воспитанников недостаток умственного развития легкой и умеренной степени. Это накладывает свой отпечаток и на судьбу каждого конкретного ребенка, и на школу вообще. Один выразительный факт — за всю историю существования Часливской специализированной школы-интерната педагоги не припомнят ни одного случая, чтобы кого-то из их воспитанников усыновили или взяли под опеку.

— Наши дети — не инвалиды, они дееспособны, — рассказывает директор интерната Михаил Михайлочко. — Просто их поведение иногда сложное и не совсем адекватное, ему в значительной степени присущ разрушительный инстинкт. Поэтому проблема ремонта дверных ручек и замков для нас всегда актуальна. Видели игровую площадку перед учебным корпусом? Это подарок от наших спонсоров из г. Корваллис (штат Орегон), который называется «Для малолетних варваров». Американцы приобрели этот комплекс в Швеции специально для нас. Преж­нюю, обычную, игровую площадку дети очень быстро разбили и разобрали до мельчайших деталей, а эта держится уже четыре года.

Свой особый статус ученики интерната в полной мере начинают ощущать уже после выпускного вечера. За порогом родной школы они чаще всего могут рассчитывать только на собственные силы, которых оказывается мало, чтобы полноценно влиться в общество. Устроиться строителем, грузчиком или дворником и получить уголок в каком-то общежитии — своеобразный предел желаний для воспитанников специнтерната. А если бы не религиозные и благотворительные организации, многим из них просто пришлось бы просить милостыню на улицах. Поскольку выпускники школы не получают инвалидности, во взрослой жизни государство о них не заботится, а родственникам они просто неинтересны. Хотя из 83 нынешних учеников — только шестеро круглые сироты в классическом понимании, остальные — сироты при живых родителях.

Впрочем, пока ученики находятся в стенах интерната — они обычные дети, и новогодние праздники для них самые любимые. Подготовка к Новому году начинается заранее: ребята украшают свои комнаты самодельными игрушками, ждут многочисленных гостей, для которых готовят спектакли, сами ездят в гости. Семьдесят процентов воспитанников интерната — ромы, любовь к музыке у которых заложена, очевидно, на генетическом уровне. И эти их таланты используются максимально. Интернатовцы знают по 10—15 колядок, умеют петь в четыре голоса, что удается детям далеко не каждой общеобразовательной школы. Поэтому и неудивительно, что школьный хор — призер и победитель многочисленных музыкальных конкурсов.

— Система традиционных поощрений и наказаний, которую родители используют перед Новым годом, чтобы стимулировать ребенка к лучшему поведению или обучению, в наших условиях не подходит, — замечает пан Михаил. — Наши воспитанники мучительно воспринимают любую, даже самую маленькую, на их взгляд, несправедливость. И банальное преду­преждение — «Ты на праздник получишь на одну шоколадку меньше, так как вел себя плохо» — может вызвать у ребенка состояние аффекта, во время которого он способен выброситься из окна. Поэтому в подобных случаях действуем весьма осторожно. Каждую неделю собираем линейку и совместно разбираем поведение нарушителя.

Когда школа попала в проект «На­пиши письмо Николаю», в адрес любимого святого отправили из Часлив­цов десятки писем. Желание детей отличаются в зависимости от их возраста. Если самые маленькие просят традиционные сладости и игрушки (хотя их и в будни, и особенно в праздники в интернате достаточно), то старшие могут попросить у Николая содейст­вия в получении жилья. И это неудивительно, ведь жилье — самая больная проблема для каждого выпускника интерната, от решения которой зависит, пойдет ли его дальнейшая жизнь по восходящей или же полетит под откос. А самая заветная мечта — это попасть за границу. У каждого ученика интерната есть патронажные родители в штате Орегон. Американцы время от времени присылают детям небольшие подарки и просят писать письма. Вера в возможность чуда, как известно, больше всего крепнет перед Новым годом, вот и летят за океан письма с наивными в своей прямолинейности вопросами: «Когда вы пригласите меня к себе в гости? Смогу ли я купить в Америке машину или видеоплеер?» В ответ патронажные родители просят дирекцию школы деликатно объяснить детям, какие желания реально исполнить, а какие — не очень...

В эти дни в интернате продолжается предпраздничная суета. Ученики изготавливают вертеп, шьют костюмы и в сопровождении педагогов идут колядовать. Часливцы — село интернациональное, поэтому отмечать Рождество здесь можно дважды: венгерское — в конце декабря, украинское — в начале января.

— В группу надо подобрать несколько ребят с хорошими голосами, чтобы людям интересно было слушать и чтобы они приглашали нас и в будущем, — говорит десятиклассник Руслан.

— А как вас благодарят за колядки?

— Пирожными, конфетами, деньгами. Зависит от того, как колядуем.

— Если не секрет, что ты просил в письме Николаю? — спрашиваю у другого ученика.

— Я написал, что хочу большую пушистую игрушку, — отвечает восьмиклассник Степан.

— Разве для ребят твоего возраста все еще интересны мягкие игрушки?

— Почему бы нет? Маленькие у меня были и до этого (действительно, в комнате вся кровать Степана завалена мягкими игрушками. — Авт.), а большой не было. И еще попросил подарить краски, карандаши и бумагу. Люблю рисовать, особенно спортсменов.

— А я в этом году сам был Нико­лаем, — снова присоединяется к разговору Руслан. — Нам сделали много подарков, часть я отложил, а потом подарил четырехлетней Кате — внучке нашей воспитательницы Надежды Владимировны. Я отдал ей и свои игрушки. У нас такая традиция, что старшие ученики передают свои игрушки младшим. В этом году я поздравлял с праздником и свою учительницу — мои 25 гривен я потратил не на сигареты (я вообще не курю), а на коробку шоколадных конфет для учительницы. Она от неожиданности даже заплакала.

— А чего сам ждешь от Нового года?

— Я уже заканчиваю школу, поэтому мне нужны не подарки, а работа. Профессора из меня не получится, хочу стать поваром. Самая большая моя мечта — найти нормальную работу...

…дай адрес надежды

Надежда ГОЦУЕНКО (Киевская область)

…Директорский кабинет распахнут настежь (здесь, как во всех благополучных семьях, нет запретных зон). Малыши то и дело забегают к «папе», чтобы разжиться сладостями или поиграть с игрушками, а дети постарше — чтобы посоветоваться по важному делу — Новый год ведь! И в новогоднюю ночь каждому воспитаннику полагается сюрприз. Здесь, в интернате, особо ценятся подарки, которые дети преподносят друг другу. Опытный педагог, Михаил Наконечный полагает, что дети, получающие подарки, и сами должны одаривать окружающих чем могут, чтобы избежать синдрома иждивенца. В этом его поддерживают учителя и воспитатели. Поэтому предновогодние дни здесь наполнены не только ожиданием подарков, но и хлопотами по их приготовлению. Малыши подготовили для старших разнообразные поделки — зверюшек, елочки: для этого учились в специальных кружках. Но сувениры вышли не хуже тех, что продаются. У старших воспитанников подарки посолиднее. А какие именно — они пока хранят в тайне, о которой знает разве что Дед Мороз…

В Бучанской специализированной школе-интернате для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, — 143 так называемых государственных ребенка (а всего здесь воспитывается около 500 детей).

Девятилетний Сережа Гомулко, который попал в интернат еще в детсадовском возрасте, сразу заметил, что здесь и святой Николай, и Дед Мороз намного щедрее, чем в прошлой его жизни.

— Потому что они много чего приносят и всегда угадывают желания. О чем подумаю, то и принесут. Даже подозрительно. Я перед 19 декабря не сразу заснул. Вижу, заходит нянечка и кладет под мою подушку сверток. «Ага, попалась, — говорю я ей, — а обещала, что сам святой Николай придет…» — «Так он и приходил, но детей так много, что меня взял в помощницы, — оправдывалась няня. — Но твой подарок под самую дверь поднес». Я и поверил, тем более что в пакете нашел все что хотел, — без святого Николая здесь не обошлось. Как не обойдется в новогоднюю ночь без Деда Мороза.

14-летняя Алина Тягай полагает, что лучшим помощником Деда Мороза будет сам директор — «папа», ведь у него всегда есть все и для всех. У 17-лет­ней Жени Каташинской уже вполне взрослые заботы. Она готовится к выпуску. Здешние выпускники живут в так называемом социальном блоке: по двое в комнате, и, в отличие от своих маленьких товарищей, они обязаны сами готовить себе еду, рационально распределять выделенные продукты, следить за чистотой и порядком. Так ребят приучают ко взрослой, самостоятельной жизни. Женя всегда мечтала стать милиционером. Но для начала, наверное, поступит в педагогический колледж, на факультет правове­дения. Намерения вполне реальны. Дети из Бучанского интерната учатся в КПИ, в педагогическом институте им. Драгоманова, других вузах. К Новому году Женя готовит подарки нескольким малышам и своим лучшим подругам — Ире и Оле. Какие именно — пока дер­жит в секрете.

В предновогодние и рождественские дни традиционно оживляются интернатские благотворители. И в Новый год здешних детей ждут многочисленные сюрпризы. И не только в виде игрушек, сладостей. Одни получат приглашения на новогодние утренники, другие — на столичный каток, у третьих появится шанс в дни новогодних каникул поехать за рубеж. Все — по справедливости, кто что заслужил. Например, воспитанница интерната Женя Кобзарь стала участницей юбилейного, десятого конкурса «Снегурочка-2008», организованного Международным благотворительным фондом святой Марии. Пока Женя вместе со своими новыми подругами в Италии, интернат навестят «менее заслуженные» Снегурочки, но по приезде девочка обязательно поделится с товарищами новыми впечатлениями.

Новый год — семейный праздник. В самом большом зале интерната за праздничным столом, соберется большая семья — дети всех возрастов, педагоги и воспитатели. Будут гореть свечи, кто-то будет петь, кто-то танцевать, а кто-то читать стихи. Педагоги и директор, которых на Новый год ждут в собственных семьях, будут украдкой посматривать на часы, но уходить или уезжать последними электричками начнут только тогда, когда концерт закончится, а уставших и обрадованных малышей и середнячков потянет на сон. Тогда в зале останутся самые старшие — выпускники. Им, в последний раз встречающим новогодний праздник под ставшей родной интернатской крышей, полезно самостоятельно встретить новый год, в который они начнут взрослую жизнь…

Но, как заботливому отцу большой семьи, директору Бучанского интерната Михаилу Наконечному хотелось бы еще большего внимания к своему детищу. Уж очень хлопотное это дело — воспитывать детей из неблагополучных семей, готовить их к нормальной жизни.