UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Даже если живешь не здесь, ты все равно можешь поддержать развитие в Украине — деньгами, контактами, ресурсами и просто знаниями"

За границей есть такая традиция: выпускники университетов и школ поддерживают свои учебные заведения. В Украине эта традиция тоже начинает развиваться, но пока очень неуверенно и медленно. А тем временем существует Фонд выпускников Украины (Alumni Fund Ukraine), зарегистрированный в Швейцарии и в Украине.

Автор: Оксана Онищенко

Вскоре во всех учебных заведениях отгремят выпускные балы. Проникновенные стихи, щемящие песни, слова благодарности преподавателям… Но вспомнят ли со временем выпускники о своей alma mater? Захотят ли помогать ей, когда встанут на ноги и достигнут чего-то в жизни?

За границей есть такая традиция: выпускники университетов и школ поддерживают свои учебные заведения. На их пожертвования проводят спортивные турниры, выплачивают стипендии талантливым студентам и даже строят лаборатории и учебные корпуса, которые потом называют именем выпускника-благотворителя. В Украине эта традиция тоже начинает развиваться, но пока очень неуверенно и медленно. Я пересмотрела страницы нескольких благотворительных фондов выпускников украинских университетов (надо сказать, нашла их всего несколько) и обнаружила: если на них и есть отчеты о благотворной деятельности, то это преимущественно копии налоговых деклараций и призывы помогать и объединяться.

А тем временем существует Фонд выпускников Украины (Alumni Fund Ukraine), зарегистрированный в Швейцарии и в Украине. Он не привязан к какому-то конкретному университету, а помогает школам и вузам в разных уголках страны. Фонд организовали четверо успешных молодых украинцев, проживающие в Швейцарии и Германии. О том, как работает эта организация и чем она полезна Украине, мы беседовали с соучредительницей Alumni Fund Ukraine Надеждой Варголой (живет в Швейцарии).

О себе Надежда говорит, что она - человек, который всю жизнь учится. Английский учила в далекие 1990-е своими силами по пластинкам, которые купил ей отец. Девочка из небольшого поселка городского типа на Ивано-Франковщине поступила когда-то в физико-технический лицей в областном центре, потом училась на экономическом факультете в НАУКМА. Работала в австрийском инвестиционном банке в Киеве, после этого поехала на МВА в Германию, со временем - в Швейцарию, где для нее была интересная работа. Но Надежда никогда не забывала об Украине. Во время Майдана координировала организацию демонстраций в поддержку Евромайдана, против аннексии Крыма и российской агрессии, в поддержку украинских политических узников. А теперь старается поддерживать образовательные реформы, поскольку считает это чрезвычайно важным для развития страны.

- Кажется, моя история ─ это классическая история человека, который собственными силами добивается успеха в жизни: получает хорошее образование, находит хорошую работу и ведет замечательную жизнь, - говорит Надежда. - Но для меня очень радикально все изменил Евромайдан. Отсюда, из Швейцарии, все это казалось чудом. Это был луч надежды, что Украина сможет вырваться из своего прошлого и встать на путь построения успешной европейской страны.

Я была в то время в декрете с ребенком, но внимательно следила за событиями. Начала знакомиться с украинцами в Швейцарии. Мы организовывали демонстрации в поддержку Майдана. Я получала разрешения на проведение, готовила транспаранты, программы мероприятий. Потом все это забрасывали в группы украинцев в Фейсбуке. И люди приезжали на наши демонстрации со всех уголков Швейцарии, иногда даже брали для этого выходной на работе!

Во время Майдана мы организовывали акцию в Давосе, когда там проходил Всемирный экономический форум, и в Базеле, когда там собиралось ОБСЕ. Потом выходили с призывами остановить Путина, проводили демонстрацию под российским посольством в Берне. Нам дали разрешение на демонстрацию для пяти человек (большие демонстрации перед посольствами в Швейцарии запрещены), и под стенами посольства мы скандировали "Свободу украинским политическим узникам!" и "Путин - террорист!".

- Вы - это украинцы в Швейцарии?

- Да, за небольшим исключением. Среди нас было 10–20% швейцарцев, преимущественно мужья-жены украинцев или очень близкие знакомые. Я знаю одну пару швейцарских пенсионеров, им по 60 лет - они были на всех демонстрациях. У них невестка - украинка, и они были в Украине много раз. Евромайдан увлек нашу диаспору, которая уже стала несколько равнодушна к Украине, поскольку считала, что нет смысла тратить силы на то, что уже потеряно. Мы знали, что должны поддержать украинцев, которые в то время были на Майдане или на востоке Украины, верили, что у нашей Родины есть шанс. Я считаю, что мы можем что-то изменить, у нас есть 20–30% вероятности, что Украина может стать богатой и успешной.

- Маловато вероятности…

- Нет, принимая во внимание, где была Украина 5 лет назад, - это огромная вероятность! Это шанс, выпадающий раз в сто лет. Сейчас в Украине происходят огромные изменения. И хоть они кажутся не такими быстрыми, давайте не забывать, какой это комплексный процесс и насколько в Украине все было в плохом состоянии. Я живу в успешной Швейцарии и вижу, что все ее благосостояние создавалось веками. Развитие страны - очень долговременный процесс.

После Минских договоренностей стало понятно, что все это надолго, демонстрации пошли на убыль. И я поняла, что не имею права останавливаться, должна помогать Украине и дальше. Для себя решила, что буду поддерживать образование - для меня это фундамент любого государства, определяющий фактор успеха нации.

Я нашла во Львове образовательную организацию "Про.Світ". Она проводила тренинги для учителей, и я написала им, что хочу поддержать их финансово. Предложила стипендии для сельских учителей, которые за неимением средств не могут приехать на лекции во Львов. Потом искала в Швейцарии людей, у которых есть желание поддержать эту идею. Мы собрали тогда 10 стипендий буквально из разных точек мира. Это была адресная помощь. Например, благотворитель из Калифорнии отправил на обучение учителя из Кировограда.

Со временем я начала работать с организацией "Про.Світ" более структурированно, помогла создать наблюдательный совет, куда мы привлекли "цвет" украинцев за границей, людей 35–40 лет, с прекрасным образованием, работающих в очень хороших западных компаниях - Twitter, Cisco, McKinsey. Наш наблюдательный совет стратегически направляет команду "Про.Світ", а также поддерживает ее с фандрайзингом.

Я давно мечтала поддерживать свой Физико-технический лицей в Ивано-Франковске. Он очень много дал мне в жизни. Но поначалу это было несистематически: встретились, дала какие-то деньги - и все. Летом 2015 года я приехала к родителям в Ивано-Франковск и организовала небольшую встречу с учителями, выпускниками и лицеистами. Мы провели мозговую атаку: нужен ли фонд выпускников для лицея и что именно требует наибольшей поддержки? Помню, что вышла с той встречи окрыленная. В тот вечер началась моя работа над фондом выпускников моего лицея.

Я рассказывала об этой идее своим друзьям, и все говорили, что она очень классная, что это может быть полезно для любого заведения Украины. Так мы, украинцы, и основали в Швейцарии Alumni Fund Ukraine. Мы - это я, мой муж и две партнерши, тоже выпускницы Киево-Могилянской академии, Светлана Лукасевич и Ирина Клименко, которым эта идея тоже была очень близка.

Наша цель - прежде всего развивать традицию поддержки выпускниками своих учебных заведений. Есть очень много украинцев, которые располагают финансовыми ресурсами и были бы рады поддержать свои родные школы, лицеи и университеты, если бы для этого существовала прозрачная и надежная система. Именно такую систему и предложил наш Фонд выпускников Украины.

- Украинские выпускники за границей. У нас горячо дискутируют о том, почему они живут там, а не на Родине.

- В самом деле, многие люди уехали. Когда я вспоминаю наше небольшое общежитие Киево-Могилянской академии, то из 40 человек где-то 15 сейчас за рубежом. Но поймите, никто не уезжает, чтобы просто уехать. Мир глобализован, есть возможность поехать работать за высокую зарплату в лучшие страны мира. Кроме того, каждый человек хочет себя реализовать профессионально. У меня очень много друзей-украинцев, которые окончили топовые университеты мира, а после этого получили хорошее предложение по работе, согласились на него и остались. Лучшие украинцы выдерживают конкуренцию на рынке труда. У нас хорошее образование. Точнее, у нас плохое образование для масс, но хорошее для лучших.

- Вы имеете в виду школьное или университетское образование?

- И то, и другое. Массовое образование в самом деле устарело и очень формалистично. Хотя справедливости ради важно отметить, что сейчас абсолютно все образовательные системы мира под большим давлением начали меняться и обновляться. Если говорить о Швейцарии, то здесь ориентируются на среднего школьника, больше учат ответственности, критическому мышлению, чтобы ученик мог сам продуцировать и презентовать свои идеи. У нас обычно такого нет. Посмотрите на наши учебники - их невозможно читать, они набиты информацией так, что только самые умные дети могут это запомнить и получить 12 баллов (и это не очень хорошо, поскольку эта информация часто им совсем не нужна и просто распыляет их время и способности). Тогда как среднему школьнику надо втрое меньше учебного материала, но чтобы он это точно понял и смог потом использовать в своей жизни.

- Об образовании для элиты и для масс. Как вам кажется, правильно ли то, что у нас есть деление на элитные школы, куда отбирают лучших учеников, и обычные?

- В Швейцарии такая же система. Отбор происходит с 5–6 класса. В этом возрасте уже понятно, может ли ребенок учиться в университете (а туда обычно поступают только после гимназии). После школы очень много детей идет в техникумы, и только самые умные идут дальше в гимназии, поступают в вузы. А у нас в университет идут почти все, поэтому он и деградирует.

Как по мне, нельзя отказываться от элитных учебных заведений - у вас не может быть отличных преподавателей по всей стране в каждой школе. Это ни в одной стране мира невозможно. Если бы я осталась учиться в своей школе, я бы никогда не дошла туда, куда дошла. Когда я поступила в лицей в Ивано-Франковске, первый месяц чуть не плакала. Там выше темп обучения, там значительно труднее, совсем другие требования и преподаватели. Я смогла все это пройти, но, наверное, большинство моих одноклассников из школы не смогли бы: это был слишком сложный уровень, без какой-либо пользы для них.

- Как работает ваш фонд в Украине, если его основатели живут в Швейцарии?

- В Украине у нас зарегистрирована благотворительная организация "Фонд выпускников Украины". Ею руководит мой брат Владимир Варгола. Он согласился нас поддержать на волонтерских началах на период становления организации. Как раз начинаем искать новых людей, чтобы усилить команду. В каждом учебном заведении, с которым работаем (где у нас есть ячейка), есть локальная команда. Сейчас - это четыре ячейки и более 30 человек. Также у нас есть волонтеры, которые нас поддерживают на конкретных проектах.

- Волонтеры в Швейцарии?

- Нет, в Украине. Большинство благотворителей - из-за границы, а большинство волонтеров - в Украине. Я все делаю через Интернет. Вот я разговариваю с вами по Skype. Так же провожу виртуальные встречи с волонтерами, потенциальными партнерами, благотворителями и т.п. Мы стараемся привлечь еще людей, но в принципе их не нужно много. Наша модель работы очень автоматизирована и упрощена.

Чтобы мы начали работать в новом учебном заведении, должен быть кто-то оттуда, кто это инициирует: выпускник, преподаватель, директор или студент. Это человек, который не просто хочет помочь своему учебному заведению, но и имеет знания и опыт развития проектов. На нашем веб-сайте есть форма, которую он должен заполнить, и перечень всех шагов для создания новой ячейки. Потом мы проводим интервью по Skype. Дальше этот представитель заведения должен создать команду, в которую обязательно должен входить один ученик или студент, один преподаватель или кто-то из администрации и один выпускник. Мы это делаем для того, чтобы, во-первых, были представлены все точки зрения, чтобы не было чьего-то доминирования (директор хочет сделать так - и все!) и было больше контроля, потому что чем больше независимых сторон вовлечено, тем меньше рисков непрозрачной деятельности. Все вместе они должны определять нужды своего учебного заведения. Когда все готово, мы проводим итоговое интервью и, если все хорошо, добавляем их ячейку в нашу сеть.

У каждого учебного заведения есть своя страница на нашем веб-сайте, где описаны потребности заведения и все о нем, а его выпускник может зайти на сайт и профинансировать потребность, по желанию. Потом мы переводим деньги на счет этой школы/университета или конкретного получателя, если это стипендия/награда, предоставляем бухгалтерское сопровождение и юридическую поддержку.

Наша первая цель - поддержать традицию привлечения выпускников к помощи своим школам или университетам. Вторая - поддержать на местах людей, которые хотят что-либо сделать: ведь на самом деле есть такие активные директора и преподаватели, которые хотят начинать новые проекты, внедрять инновации в обучение, но часто не могут из-за неимения средств. И третья - внедрять в Украине лучшие мировые образовательные практики и осуществлять всеукраинские и региональные образовательные проекты. Мы планируем взять под свою опеку многие школы и реализовывать проекты между ними.

- Вы делаете благотворительные взносы не просто так, а на конкретные дела. На какие именно?

- Мы поддерживаем четыре направления: студенты или ученики; преподаватели; внеучебная деятельность и путешествия; инновации в обучении и техническая база.

- Работа со студентами или учениками - что это за направление?

- Это стипендии лучшим или тем, кто нуждается (полусирота, из малообеспеченной семьи). Это подготовка и участие лицеистов/школьников/студентов во всеукраинских и международных олимпиадах конкурсах, соревнованиях.

Хотя наш фонд неприбыльная организация, я стараюсь использовать в его работе все лучшее из бизнеса. Клиент, выделяющий деньги, сам решает, на что он хочет их потратить. Поэтому мы стараемся предоставлять максимальную свободу выбора благотворителю (нашему клиенту). Каждый благотворитель может поддержать любую потребность в наших ячейках или создать свое собственное направление поддержки. Я, например, создала стипендию для девочки из сельской школы, которая поступает в лицей но не имеет для этого достаточно средств.

- Вы уже выбрали такую девочку?

- Я никого не выбираю. Команда ячейки в лицее объявляет об этой и других созданных стипендиях, и те, кто желает ее получить, подают заявки с объяснением своей мотивации и потребности. Команда местной ячейки решает, кому дать стипендию.

- Как помогаете преподавателям?

- Это, например, награды для лучших преподавателей. У нас все основывается на опросе лицеистов. Недавно в одном лицее мы попросили учеников назвать лучшего преподавателя точных дисциплин и лучшего преподавателя гуманитарных. Учитель-победитель в каждой номинации получил награду. Команда ячейки рассказывала мне, что это было очень интересно. Раньше они никогда не проводили такого опроса в лицее. Благодаря ему получили срез, какие преподаватели пользуются популярностью у лицеистов, а какие нет. Они показывали это директору лицея, и его тоже это очень заинтересовало. Например, одна преподавательница, которая только недавно начала работать в той школе, получила высокое признание лицеистов.

Также выделяем преподавателям средства на повышение квалификации - если есть курс, который учитель хочет изучать, а у нас есть средства, которые он может на это использовать.

Поддерживаем также молодых ученых. Например, в Киево-Могилянской академии предоставляем гранты для участия в научных конференциях и презентации результатов исследований. Благодаря таким грантам уже трое аспирантов представили свои работы на международных форумах.

- Еще одно направление благотворительности - внеучебная активность и путешествия.

- Это, например, проведение разных соревнований (спортивных, научных, художественных), а также учебные поездки.

- Инновации в обучении - что имеется в виду?

- Это в основном обновление технического обеспечения лицея: компьютерные классы, проектор. В будущем также может быть внедрение классов со смешанным обучением (с онлайн- и офлайн-контентом) и т.д. Например, в моем лицее как раз готовят запуск летней школы английского языка. Они хотели это сделать уже много лет, но не было средств. Мы собрали среди выпускников стартовый капитал - почти 250 тыс. грн: пожалуйста, делайте, что надо, а если не хватит средств, мы дособираем. Часть денег уже использована, но еще есть значительные резервы для разных проектов.

- На сайте вашего фонда указано, что в целом вы собрали почти 810 тыс. грн от 210 благотворителей. Кто они, ваши (то есть наши) благотворители?

- Для годового отчета мы делали анализ состава благотворителей по состоянию на конец 2016 года. Это и женщины, и мужчины (54 и 46% соответственно). Больше половины, особенно крупных благотворителей, - из-за рубежа. Профессии у них очень разные: айтишники, менеджеры, предприниматели, преподаватели университетов, аудиторы, менеджеры, маркетологи. Средний класс.

На нашем сайте отражены все благотворители и суммы, которые они пожертвовали, если не выбрали опцию анонимности. Делать это просто (тремя кликами на нашем сайте), прозрачно (все суммы и куда они потрачены, можно увидеть на нашей веб- или ФБ-странице) и надежно (мы контролируем, все ли эти деньги используются по назначению).

На данный момент вклады преимущественно финансовые, но мы уже начали привлекать выпускников и иным образом. Например, запустили в одной ячейке серию встреч с выпускниками, которые рассказывают ученикам о своем пути к успеху в жизни и почему поддерживают свою alma mater.

Еще один интересный пример - специальное отличие, введенное фондом для учеников - победителей Всеукраинской олимпиады по экономике: 11-классник Владимир Илькив из Физико-технического лицея в Ивано-Франковске, 10-классница Виктория Остапенко, а также ее преподавательница экономики Надежда Жуган из Городищенского экономического лицея в Черкасской области смогли посетить лекцию нобелевского лауреата по экономике Вернона Смита, которая состоялась 2 июня в Киеве, и получили специальную грамоту с пожеланием успехов в экономике с подписью профессора. Это стало возможным благодаря связям и поддержке благотворительного фонда и выпускника моего Физико-технического лицея в Ивано-Франковске профессора Романа Шереметы, который и организовал поездку профессора Смита в Украину. Это и впрямь замечательный пример того, как выпускники, объединившись, могут поддерживать украинскую молодежь.

Такое уникальное окно возможностей для изменений появляется иногда раз в сто лет. Им необходимо воспользоваться. И для этого необязательно всем возвращаться - по разным причинам не для всех это возможно. Но даже если живешь не здесь, ты все равно можешь поддержать развитие в Украине - деньгами, контактами, ресурсами и просто знаниями.