UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ДАЮЩИЙ НИЩЕМУ НЕ ОБЕДНЕЕТ» Притч. 28, 27

Благотворительность - есть проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего воздать помощь неимущему во имя Бога...

Автор: Валерий Клименко

Благотворительность - есть проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего воздать помощь неимущему во имя Бога. Богатство налагало на богатого как бы общественную повинность служить обществу, оказывать щедрость и милость на пользу сограждан и государства. Божественный Учитель и Господь наш Иисус Христос перед людьми в Нагорной проповеди говорил прежде всего о Царстве Небесном с того момента, с которого призывал в Него и обещал в Нем блаженство всем обездоленным, плачущим, жаждущим и гонимым, труждающимся и обремененным. Проповедь Спасителя проникла и сейчас сеется до глубины человеческого сердца - любовью сострадания к ближнему. Так, первые последователи учения Иисуса Христа в Иерусалиме дали первые ростки добродетели: они «продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2,45).

Святые Отцы Церкви также неустанно призывали к благотворительности людей и указывали на нее, как на одну из главнейших добродетелей христианства. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, - говорит Авва Евагрий, - как благотворение», а Святой Василий Великий присовокупляет: «Будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога». «Всякий раз, - восклицает Святой Иоанн Златоуст, - когда мы не будем совершать милостыни, мы будем наказываемы, как грабители, ибо великое дело - человек и драгоценное - человек милостивый».

В Древней Руси Церковная проповедь о благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском народе. Святой равноапостольный великий князь Киевский Владимир, Креститель Руси, не только служил для народа образцом христианской жизни, но и проявлял свое сострадание к бедным. Каждый убогий и нищий мог прийти на княжеский двор и получить там на «всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до княжеского двора, князь велел слугам развозить по улицам хлеб, мясо и рыбу, мед, овощи и квас, и люди его, обходя город, спрашивали, где проживают нищие и недужные и наделяли их всем необходимым.

Преемники киевского князя Владимира Святославовича следовали его примеру, в основе которого лежала Христова заповедь о милосердии к ближнему.

Немаловажную роль в Древнерусском государстве в деле призрения (присмотра) за бедными сыграла Святая Православная Церковь. Так, в основном при монастырях и приходских церквах организовывались церковные школы, где главным образом занимались обучением грамоте и воспитанием бедных сирот в христианском духе; ухаживанием за больными в лазаретах и нищими в богадельнях. Как всегда, возле монастырей и церквей возникали целые нищенские кварталы и слободы, где количество нищих искусственно увеличивалось. Позже государством были приняты необходимые меры по устранению нищих-«промышленников» и «ленивых-прошаков». Только лишь в 1862 году высшим императорским указом разрешалось организовывать общества и общественные и частные благотворительные заведения. Такие заведения в дореволюционной России были в 8 городах, в том числе и в Киеве.

Великая княгиня Александра Петровна построила на свои средства в Киеве Покровский женский монастырь и при нем больницы. Создав киевский общежительный монастырь и при нем многочисленные лечебные и благотворительные учреждения и образцовую аптеку с бесплатным отпуском лекарств, приюты для сирот-девочек, слепых, неизлечимо хронически больных женщин, а также бараки для больных заразными заболеваниями и другие учреждения, Великая княгиня посвятила себя делу ухода за больными в качестве сестры милосердия, неся те же обязанности, что и остальные сестры.

Елена Петровна Демидова, княгиня Сан-Донато, жертвовала значительные суммы на постройку домовых церквей при училищах и одновременно являлась попечительницей киевских духовных училищ.

Авдотья Ивановна Гогоцкая в 1850 году основала в Киеве первую воскресную школу, потом в 1863 году открыла первую в России профессиональную женскую школу с широким общеобразовательным курсом. По ее инициативе в Киеве были созданы Высшие женские курсы, где она являлась членом правления. Совместно с Любовью Ивановной Безак, супругой бывшего киевского генерал-губернатора, основала рукодельную школу в доме Сулимы и издала первую киевскую газету (с 1859 г. «Киевский телеграф»).

Учредительница Общества Красного Креста императрица Мария Александровна основала Киевскую общину сестер милосердия, а также предложила образовать в некоторых городах России, в том числе и в Киеве, общины сестер милосердия с целью дать приют и занятие сестрам Красного Креста и образовать в случае новой войны надежные и опытные кадры сестер милосердия.

Семен Семенович Могилевцев, купец, выделил деньги на нужды Киевского отдела Императорского русского исторического общества, а также на свои средства построил особое здание для хирургической больницы на 40 коек и здание Народно-педагогического музея.

Давид Семенович Марголин, по происхождению еврей, дал толчок развитию русской судостроительной промышленности. Активное участие принимал в учреждении многих сахарных заводов и в деле развития сахарной промышленности. Свои средства пожертвовал на строительство двухклассного училища с ремесленным отделением для рабочего класса, рядом с училищем на Трухановом острове построил православный храм в честь и память праведной Елизаветы, а также на Подоле - 4-классное еврейское училище (Талмуд-Тора).

Николай Феодорович и Елизавета Георгиевна Поповы открыли за свой счет в 1888 году постоянную глазную лечебницу для рабочего класса и богомольцев, страдающих глазными заболеваниями.

Алексей Фомич Андрияшев в 1884 году основал приют для слепых и училище для слепых детей. Являлся инициатором и учредителем курсов ручного труда и церковного пения для сельских учителей. Им впервые были учреждены народные чтения и основана в Киеве Публичная библиотека и Общество грамотности. Он также являлся основателем Южно-русского общества пчеловодства и инициатором Киевской школы пчеловодства в Боярке.

На Подоле под наблюдением графини Анны Петровны Меллиной и усердием купеческого сословия был открыт Александровский детский приют для беспомощных сирот, лишившихся отцов и матерей во время эпидемии холеры. Сюда принимались дети от 3-х и старше лет в числе 35 человек.

Можно привести множество примеров благотворительности, которую оказывали бедным состоятельные люди в дореволюционный период.

Человек создан Творцом по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27) для соблюдения заповедей Его и творения добрых дел. Богатство - есть дарование Божие, приобретенное трудом и мудростию, нужно направлять не только на личные блага земные, но и на духовное обогащение, ибо «не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4,4). Имущие богатство должны помогать бедным и больным, вносить свой посильный вклад в дело строительства больниц и здравниц, православных храмов для утешения и очищения души и тела и воспитания детей-сирот в духе Православной Церкви, ибо они есть Христово наследие, тем самым оставляя о себе вечную и неизгладимую память в народе, любовь и уважение. А поэтому следует закончить словами Святого Апостола Павла: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9.7).

P.S. Во славу Божию и христианским чувством Община Украинской Православной Церкви поселка Ворзель Киевской области обращается ко всем государственным и частным предприятиям, а также ко всем юридическим лицам оказать посильное участие в строительстве Свято-Петропавловского храма в поселке Ворзель. Наши реквизиты: расчетный счет 040369548 в Ирпенском отд. Сбербанка № 7853 р/с 890400 МФО 320177. Код ОКПО 09321608.