UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ: МНЕ ШЕСТЬ ЛЕТ

Подходит к концу учебный год, в котором впервые в начальную школу массово пришли шестилетки, начав свой 12-летний курс обучения...

Автор: Татьяна Галковская

Подходит к концу учебный год, в котором впервые в начальную школу массово пришли шестилетки, начав свой 12-летний курс обучения. Многие родители вдруг обнаружили в своем ребенке недостатки, большинство из которых объясняются не только «пробелами» в воспитании, а психофизиологическими особенностями развития, следовательно, наказывать за них бессмысленно. Нужно просто понять и постараться помочь. Так какие они, нынешние первоклашки? Что за трудности встречаются на их пути к знаниям? Чем они отличаются от своих ровесников начала 90-х? Об этом мы решили поговорить с детским психологом, сотрудником лаборатории психодиагностики Института психологии им.Г.Костюка НАНУ Ларисой Кондратенко.

— Первое отличие современных детей от своих ровесников прошлых лет — это, наверное, независимость и отсутствие страха перед взрослыми?

— Конечно, независимость современных детей намного выше. Но у шестилеток она все же не так выражена, так как среди всех детей начальной школы они сильнее всего ощущают власть взрослых. Чтобы такой малыш оказал открытое сопротивление учителю, необходимо наличие целого ряда причин: повышенная возбудимость нервной системы, неудовлетворенность домашней жизнью или чрезмерная строгость учителя.

Какой еще современный шестилетка? Неусидчивый, эгоцентрист (любит, чтобы обращали внимание только на него), считает, что всегда прав, забывчивый, большой фантазер — сам верит в то, что выдумал, а в своем рассказе о событиях может путать возможное, желаемое и реально произошедшее. Шестилеткам свойственна эмоциональная нестабильность, бурная реакция, быстрая смена настроения и неумение оценить возможные последствия своих поступков. Они не умеют руководить беседой, отвлекаются, часто «не слышат» собеседника, делают паузы и по нескольку раз возвращаются к одной и той же мысли.

Дети шести лет не умеют переживать смешанные и отдаленные чувства. В обыденной жизни они продолжают демонстрировать феномены поведения «все или ничего» и «тут и теперь». Отсроченная награда или наказание практически теряют свой смысл, поскольку первоклашка еще плохо отслеживает сложные причинно-следственные связи и искренне не понимает, к примеру, за что его ругают дома, если он разбил окно в школе? Почти теряет смысл и похвала за полученную на уроке хорошую оценку (это было давно и почти забылось). Лучше похвалить за выполненное домашнее задание, усвоенные знания.

Однако составить универсальный портрет шестилетки невозможно, так как по своему физическому и интеллектуальному развитию такой ребенок может находиться в разных возрастах одновременно. К примеру, общая осведомленность, как у 10-летнего, а способность к анализу, как у 4-летнего.

— С чем это связано?

— С врожденными особенностями и условиями жизни. Если раньше первоклашки приходили в школу после детского садика, имея примерно одинаковое социальное и умственное развитие, то среди нынешних наблюдается большой разнобой в развитии. При этом материальные возможности родителей не имеют решающего значения. Ребенок из обеспеченной семьи может быть менее развит, чем его ровесник из бедной. Все зависит от того, насколько интенсивно ребенок познает мир. Причем развивает его интеллект не только традиционные чтение, письмо и счет, а буквально все: занятия танцами или спортом, помощь в домашнем хозяйстве, обучение навыкам самообслуживания. В итоге тот ребенок, который ведет более самостоятельный образ жизни, более умственно развит, чем его изнеженный ровесник. В своей практике я наблюдала за шестилетней девочкой, которой из-за тяжелой болезни матери пришлось взять на себя основную заботу о доме да еще и присматривать за двухлетней сестричкой. По уровню своего социального развития она значительно опережала многих десятилетних.

— Нередко родители жалуются, что у ребенка просто «не закрывается» рот, причем даже тогда, когда он делает уроки.

— Это как раз естественная реакция, обусловленная, как и все вышеперечисленные недостатки, особенностями развития мозга ребенка. Мышление у шестилетки как правило сопровождается проговариванием, оно необходимо для лучшего усвоения информации. Работы механические, не требующие обдумывания, он может выполнять молча. Так что если шестилетний малыш делает уроки молча, то, скорее всего, он думает о чем-то постороннем.

Также нет смысла гасить гиперактивность такого ребенка дисциплинарными мерами. Это все равно что тушить огонь бензином: можно вызвать еще более бурную реакцию.

— Я замечала, что шестилетних девочек, в отличие от мальчиков, не так уж сложно призвать к порядку.

— Это объясняется тем, что темпы физического развития девочек и мальчиков разнятся. Девочки в таком возрасте умеют лучше приспосабливаться к обстоятельствам, способны долго не ощущать переутомления и у них значительно ниже потребность в физической активности. Для мальчиков даже 35-минутный урок может оказаться слишком длинным, а класс маленьким для удовлетворения потребностей в движении. При этом почти все шестилетки очень невнимательны, способны удерживать внимание на неинтересном для них предмете приблизительно 20 секунд, легко и быстро отвлекаются, а какой-либо яркий раздражитель способен полностью дезорганизовать учебный процесс.

— С какими еще сложностями сталкиваются шестилетки в первом классе?

— Формирование детского мозга окончательно завершается лишь в 15—16 лет. В возрасте шести лет остаются неразвитыми и связи между корой головного мозга и подкорковыми структурами. А именно от особенностей этих связей, точности взаимодействия в значительной степени зависит то, как ребенок воспринимает мир, его эмоциональность, особенности памяти, внимания, свободная регуляция функций. Поэтому у детей шестилетнего возраста (следует отметить, что и у семилетнего также), могут возникать сложности свободной регуляции восприятия, что ярче всего отражается в ошибках при работе по инструкции. Выслушав задание, включающее несколько операций, ребенок либо переспрашивает после каждой выполненной операции, либо не выполняет его вовсе.

Недостаточно сформированной центральной нервной системой объясняется неточность движений ребенка во время письма или рисования, неумение сразу прекратить свою работу по сигналу педагога. Контроль за работой он осуществляет в основном с помощью зрения, причем не охватывает всю работу в целом, а отслеживает только движение от самого начала до конца. Этим, в частности, объясняется, почему ребенку бывает сложно провести несколько параллельных линий, определить наклон и величину буквы.

В этом возрасте еще не достигает своего максимального развития корковая область зрительного анализатора. Для того чтобы составить четкое представление о сложном объекте, ребенку недостаточно его увидеть, а нужно еще и ощупать руками — чтобы сравнить образы, полученные от двух анализаторов. Плохо различают шестилетки и мелкие объекты — именно этим вызвана потребность в увеличении размеров значимой информации (рисунков, букв) в детских книжках.

Шестилетки еще недостаточно владеют приемами запоминания и, хотя они относительно неплохо справляются с задачами на узнавание, им с трудом дается воспроизведение по памяти. Даже такой прием, как повторение про себя, создает определенные трудности. Поэтому требование некоторых учителей и родителей считать в уме по отношению к таким детям жестоко. При счете им, как правило, нужна опора в виде пальцев рук, палочек или спичек. Только дети с очень развитой способностью к визуализации могут считать в уме, запоминать несвязанные образы.

У таких первоклашек слабо развита моторика руки, в связи с чем им сложно не только писать, но и научиться правильно держать ручку. Эту задачу им могут облегчить родители, купив (например, на «Петровке») специальные карандаши и насадки для ручек, с которыми просто невозможно держать орудие письма неправильно. Ускорить развитие могут лепка, вырезание из бумаги, нанизывание бусинок. А также «задание для Золушки» — перебирать зернышки круп: вначале двух видов (гречка, рис), затем трех, чуть позже можно добавить фактор времени.

— Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными. Однако далеко не все из них становятся отличниками и даже хорошистами. В чем причина?

— Вы замечали, что происходит со спортсменами, которые резко бросили тренировки? Примерно такая же картина наблюдается и с мозгом, который перестали нагружать. А что происходит с ребенком? Если он шел в школу, уже умея читать, писать и считать, значит, он постоянно тренировал свой мозг, развивал интеллект, и вдруг — стоп! Родители и учителя видят, что ребенок и так знает и умеет больше одноклассников, и перестают заниматься его развитием. Один кроха самообразовываться еще не может. Когда же резко прекращаются умственные нагрузки, то меняется биохимия мозга, приостанавливается развитие и, более того, разрушаются ранее приобретенные функции.

Обучение, и об этом говорил выдающийся психолог Лев Выготский, должно слегка опережать развитие ребенка. Поэтому развитому малышу нужно постоянно «подбрасывать» все новые и новые нагрузки (например, обучение иностранным языкам), развивать раннюю направленность интересов, находить новые увлечения вне школы. Наверняка ребенок с удовольствием сходит с родителями в музей, зоопарк или планетарий, где может зародиться интерес, который определит всю его последующую жизнь и будет способствовать постоянному развитию интеллекта.

— Наверное, и освоение компьютера можно внести в этот список?

— По силе воздействия на детский организм психологи приравнивают компьютер к алкоголю и наркотикам, так как он рождает зависимость. Кроме того, игра с самим собой нарушает социальные связи. «Компьютерные» шестилетки тяжело воспринимают материал, основанный на ассоциативном мышлении, им сложнее строить взаимоотношения в классе. С помощью компьютера, на мой взгляд, такие малыши могут учиться различать цвета и развивать логику — для этого существуют специальные игры, отнюдь не «кровожадные».

— Наблюдая за своим «не компьютерным» шестилетним сыном и его одноклассниками, я заметила, что у них тоже возникают проблемы с дружбой: он может обидеть друга и мирно играть со вчерашним обидчиком.

— В таком возрасте и дружба, и межличностные отношения носят ситуативный характер. Сейчас он дал мне карандаш — значит, он мой друг, а затем толкнул — все, я с ним больше не дружу. Связи еще неустойчивые, только вырабатывается модель «что такое друг и что такое враг», а также особенности поведения по отношению к каждому из них. Поэтому для них так важно общение со взрослыми, ведь это возраст принятия этических норм, формирования собственной модели поведения в обществе.

— Помню, в начале прошлого сентября мне часто встречались шестилетки, которые шли в школу, плача навзрыд. Может быть, учитывая перечисленные особенности развития, таким маленьким еще рано идти в школу?

— Детский плач в данном случае, скорее всего, проявление так называемой школьной фобии. Сама же школьная фобия возникает как «зеркало» отношения матери к сложной ситуации. С детским садиком родители смиряются легче, пребывая в уверенности, что их малыш самый умный, самый удачливый и способный. Когда же малыш отправляется в школу, взрослых начинают мучить сомнения: а вдруг он не справится, окажется неспособным? Родители подсознательно боятся школы, и эта тревога передается детям, они тоже начинают бояться школы. Однако этот страх и тревога сохраняются до тех пор, пока мама рядом: стоит ей уйти (а вместе с ней и ее тревоге), как малыш успокаивается. Поэтому единственная возможность побороть школьную фобию — это перестать нервничать.

Но помимо школьной фобии существует и страх перед школой: когда ребенок реально боится плохого учителя, драчливого одноклассника, наказания за неуспехи в учебе. И если последнее легко устранимо родителями — просто перестать наказывать за оценки (а в большинстве случаев в неуспехе ребенка виноваты сами взрослые), то в первых двух случаях (и подобных им), вопрос нужно решать радикально: переговорить с учителем, директором школы, если нет иного выхода, то перевести ребенка в другой класс или школу. Если проблему не решать, то может развиться невроз и стойкое отвращение к учебе в принципе.

— Как определить, что именно мешает ребенку нормально учиться?

— Для начала стоит посоветоваться со школьным психологом и выяснить психологическую подоплеку индивидуальных трудностей. На основе этого можно будет разработать личностный подход к своему первоклашке с использованием специальных коррекционных упражнений.