UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ СУХОМЛИНСКОГО

Рабочий поезд, подсобрав в Кременчуге уже с раннего утра проворных бабушек и старичков, подождав еще заспанных горожан помоложе, отстучал по мосту через Днепр и направился к Павлышу...

Автор: Галина Головлева

Рабочий поезд, подсобрав в Кременчуге уже с раннего утра проворных бабушек и старичков, подождав еще заспанных горожан помоложе, отстучал по мосту через Днепр и направился к Павлышу. За окном - просыпающиеся поселки и отдыхающие поля. За перегородкой купе женский голос нараспев читал молитву. Убаюкивал...

«Дочка, дочка? Тебе куда? Проехала, наверное? «Я подняла голову: «В Павлыш». Мне улыбалась пожилая женщина с молитвенником в руке. «Если в село - сейчас выходим, на станцию - дальше поедешь». Мне было в село. Поезд остановился. Спрыгнув первой, женщина подала мне руку. «Спасибо. Вы павлышская? К школе как пройти?» - «Нет, я из города. Сюда в церковь езжу. Тут самая лучшая в округе. Праздник сегодня - Воздвиженье. А вот и дорога. Она что к церкви, что к твоей школе - одна. Да в Павлыше они обе и знаменитые. Правда, раньше службы не было - развалюха стояла. А в школу экскурсии. Теперь уж потише стало… Ну, вот тебе и ворота. Иди с Богом!»

Сейчас многие исследователи педагогического наследия Василия Александровича Сухомлинского говорят о «парадоксе павлышского директора». Видится он в том, что пламенный советский патриот, герой Отечественной войны, коммунист, марксист-ленинец, убежденный атеист, и сегодня достаточно популярен в педагогическом ученом мире, стоит на высоком пьедестале наследования и почитания. При жизни он был удостоен высоких наград Родины - Герой Социалистического Труда, лауреат Госпремии Украины, заслуженный учитель, академик АПН Союза. Но и повернув историю вспять, перейдя в иную политическую и общественную плоскость, мы захватили с собой воспитательные идеи и педагогический опыт Сухомлинского. А это почти 50 книг и 500 статей. Это рукописи и письма, еще и доселе не опубликованные.

Еще десять и даже пять лет тому назад в творческом наследии Сухомлинского искали и находили идеи по формированию коммунистического мировоззрения школьников и будущих учителей. Но сейчас темы научных исследований изменились: у Сухомлинского же черпают идеи педагогического гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.

Ученый мир, понятное дело, должен зарабатывать себе на хлеб, а потому, с усердием и упорством перечитывая труды педагога, констатирует:, украинский педагог - великий гуманист. Но сторонники бывшего профессора Украинского свободного университета в Мюнхене Григория Ващенко, считая его творцом украинской воспитательной системы, утверждают, что Сухомлинский и Макаренко не должны приниматься во внимание, попоскольку их теории проникнуты компартидеологией.

В научном противостоянии вряд ли одна сторона убедит другую. Главное - в ином. Отголоски и тех, и других теоретических изысканий обязательно касаются слуха рядового учителя, директора школы. И очень важно, что именно он впитает, что примет. А это зависит от того, насколько сам он знаком с трудами украинского педагога, читал ли их в оригинале.

Вот тут и открылся еще один парадокс: по-настоящему Василия Александровича не знают ни учителя, ни родители. Конечно, я не спрашивала всех учителей Украины: читали ли вы книги Сухомлинского? Но те, с кем довелось беседовать, откровенно удивленно говорили, что нет. Моя знакомая учительница истории пояснила: «Мы, в большинстве своем (учителя, т.е.), изучали Сухомлинского в курсе истории советской педагогики. Что все помнят: труд во имя Родины и ради победы над империализмом, еще, может быть, любовь к природе, обязательно воспитание коллективизма... Что нам подавали, то мы и запомнили. Мало кто раскрывал книгу и увлекался истинными идеями педагога. Вот почему сегодня практически никто из учителей не вспоминает Сухомлинского. Или того же Макаренко. Срабатывает элементарный стереотип: своих мы знаем, а вот что такое педагогика Монтессори, что за идеи у Френе, даже перечитать книги Корчака оказывается интересней.

Да, время наступило такое, - и стоило, чтоб оно пришло! - когда каждый учитель может интересоваться, пробовать внедрить то, что ему по душе. Есть сегодня широчайшее поле возможностей для внедрения различных педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но очень многие ринулись творить себе кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своего - доступного, мудрого и прогрессивного - попросту не замечают.

Сухомлинский как педагог-гуманист, смотревший далеко вперед своего времени, еще мало известен широкому кругу учителей-практиков. Они даже не имеют представления, сколько полезного и необходимого можно позаимствовать у него. Только протяни руку и возьми книгу с полки.

В центре воспитательной системы, созданной В.Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы - создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание по Сухомлинскому - это не ликвидация недостатков ребенка, а укрепление всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы, то есть, суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем буду «жить» в нем.

Не к этим ли высотам сегодня стремится подняться образование? Как это делать, что из этого получится - все давно уже смоделировано и отработано. Сухомлинским. И в условиях поиска модели нового общества, которое служи чо бы людям, педагогические идеи и сама деятельность Василия Александровича несут требуемый школе опыт. Все идеи Сухомлинского обращены к демократическому, творческому началам в образовании и воспитании.

Мало кто из учителей знают, что Сухомлинский к концу жизни от интернационального воспитания обратился к национальному, от воинствующего атеизма - к своеобразной народной культурной основе, к пониманию многоплановости потребностей и проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитой личности главным является духовность.

Ну, а что касается упреков в приверженности к комтерминологии, восхвалении идеалов коммунизма, то этого действительно не отнять. Но! Для Сухомлинского это был не ритуал и обязанность, а вера, искренняя и чистая. И этим - искупаемая. «Надо со всей определенностью сказать, - писал В.А.Сухомлинский, - что первой и важнейшей целью коммунистического воспитания является человек - его всестороннее развитие, ясный ум, высокие идеалы, чистое благородное сердце, золотые руки, его личное счастье». Как видно, речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями он оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.

Интересны в этом отношении мысли, высказанные им в книге «Наша добрая семья», написанной еще в 1967 году и не изданной до сих пор. «В конце концов надоела пустая болтовня, надоело, что в тонкие, требующие глубоких научных знаний, дела воспитания вмешиваются невежды»... Далее автор критикует признанную в то время незыблемую педагогическую систему А.С.Макаренко, указывает, что догматическое восприятие ее привело к тому, что «за коллективом перестали видеть человека», что Макаренко, считая коллектив «единственной воспитательной силой», отрицал огромную роль непосредственного влияния педагога на личность воспитанника. «А между тем, - продолжает Сухомлинский, - жизнь свидетельствует о другом. Я мог бы назвать сотни ярких примеров, убедительно доказывающих, что если бы не мудрое воздействие личности педагога на духовный мир ребенка, подростка, юноши, девушки, коллектив никогда ничего не смог бы сделать».

Член-корреспондент Академии педнаук Украины, кандидат педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская, дочь павлышского директора, говорила об этих, ныне «неудобных» моментах в педагогическом наследии отца:

- Я как ученица этой школы говорю вам, что никто не держал учеников и учителей в школе в иступленном надрыве коммунистического воспитания, шла нормальная школьная жизнь, с праздниками, которые основывались не на абстрактных идеях, а на потребностях ребенка. (Тех, кто беспощадно и безоглядно критикует Макаренко, она называет «макаренкоедами» и очень боится, чтоб не передергивали, не отыгрывались на добром и великом имени Сухомлинского.) - Лишь сейчас, знакомясь с письмами отца Григорию Медынскому, я вижу, как Сухомлинского волновало то обстоятельство, что все вокруг начинают говорить одно, а делать другое. В слово «коммунист» он вкладывал всего лишь романтико-героическое содержание, и очень беспокоился, что носители этого имени подрывают образ, на котором он воспитывал детей.

В конечном счете, за терминами, сегодня отвергнутыми, оказалась истинная приверженность Сухомлинского патриотическому воспитанию. Воспитанию уважения и почитания героев Отечества, традиций и истории своей страны, воспитанию в подрастающих поколениях чувства причастности к успехам Родины и гордости за свой народ. В школе Сухомлинского изначально над. всей жизнью и учебно-воспитательной работой властвовали четыре культа - Родины, Человека, Родного слова, Книги. При любой общественной системе применимы эти принципы. Сегодня же, когда из школ Украины практически вытравлено воспитание как таковое, обратиться к идеям патриотизма, народности, нравственности, гуманизма В.Сухомлинского - и долг, и обязанность нашей школы. Так давайте почаще вспоминать о пророке в своем Отечестве...

Осень еще не раскрасила яркими красками павлышские подворья, лишь кое-где, как бы вспоминая подзабытое за год мастерство, коснулась охрой верхушек тополей. А потому и школьный сад, и аллеи - сиреневая, яблоневая, и «зеленый класс», и «уголок леса», и постаревшая груша над «поляной сказок» выглядели буднично в серо-зеленых одеждах. Даже красным гроздьям рябин не удавалось пока задержать на себе взгляд, ищущий красоты и радости.

Но через минуту я нашла эти ощущения тут же в школьном дворе. Ребятишки-второклассники подметали опавшие листья. (За каждым классом, еще со времен Василия Александровича, закреплены участки территории, где дети должны поддерживать порядок). «И куда вы их?» - поинтересовалась я. «А туда, на грядки», - махнул рукой мальчишка. «Зря, - озадачила тех, кто был поближе. - Вот собрали бы большую кучу, и тогда знаете, как здорово прыгать в хрустящие листья!» Глазенки блеснули на меня озорно и радостно. Вот это мне и хотелось увидеть. «Ну да, научите», - сурово шепнула неожиданно подошедшая завуч. - «Они же у нас идеи на лету хватают... Идемте лучше на необычный урок. Ведь наверняка ходите-бродите тут и сравниваете: что же от Сухомлинского осталось... Кое-что все таки есть. Идемте.

Тут, наверное, всех встречают настороженно и опасливо, ожидая упреков, что «все не так, как раньше». Где у вас тут дерево размышлений?! (Кто знает, какое конкретно имел ввиду Василий Александрович. По-видимому то, под которым думалось. А пасека где? А кактус почему не уберегли? А живой уголок? Ах, этого уже нет?! Ай-ай, не берегут, не сохраняют идеи Сухомлинского!

Вспомнила окрашенные ностальгией слова Ольги Васильевны Сухомлинской: «Из школы ушло то, что было при Василии Александровиче. Не сразу, не вдруг, а постепенно, незаметно. Уходило в течение 70-х годов. Особенно в то» время, когда школой руководил директор - антипод Сухомлинского. Вначале учителя боролись против чужих - стиля, идей, методов. Звонили, писали. Но им отвечали: нет, он не уйдет. Тот человек полностью устраивал время и тогдашних руководителей. А учителя с годами старели, уходили на пенсию. Не все были борцами по натуре. Да и в селе, не в городе: не хлопнешь дверью, не уйдешь в другую школу. Обидно, но отлаженная, надежная, продуманная до мелочей система из школы ушла. Возвратится ли? Трудно сказать. В былом виде - никогда. Стать школой Сухомлинского шансов нет, ибо нет самого Сухомлинского... Но и консервировать, мумизировать все, что было при Василии Александровиче, тоже вряд ли стоит. Нет, вовсе даже не следует этого делать. Лучше свое, но в духе идей, изначально тут сотворенных. И я все равно все буду критиковать. Для меня все равно все будет не то. Что поделаешь, я человек пристрастный»...

Быть может, это пристрастие родных, друзей, коллег Василия Александровича (некоторые и сегодня еще работают) помогает школе, ее нынешнему директору возвращаться к Сухомлинскому, не терять традиции, следовать идеям. И в то же время быть школой дня сегодняшнего, решать свои непростые проблемы, переживать трудные дни. Нынче колхоз не балует учителей картошкой, а государство зарплату платит смехотворно низкую. Было ли такое при Сухомлинском, чтобы учитель субботу и воскресенье проводил не за книгой, не с учениками, а на своем подворье... с коровами да свиньями?! (Выжить как-то нужно.)

И все-таки в Павлышской школе не забывают о творчестве, к которому всегда педагогов призывал В.Сухомлинский.

«Что б там ни говорили, в чем бы не упрекали, а учителю в нашей школе значительно труднее. Хотя, наверное, и много интересней.» Сегодняшний директор Николай Васильевич Семенков уже седьмой год возглавляет коллектив школы. Сожалеет, что до переезда в Павлыш о книгах Су-хомлинского имел «общие представления»), но и не жалеет ни капли, что оказался тут: «Учителям нашим приходится больше творчески работать, готовясь к урокам, внеурочным занятиям. Они много времени уделяют архивам музея В.Сухомлинского, подыскивая необходимые материалы, знакомясь с комментариями Василия Александровича к урокам по своему профилю. Столько лет, казалось бы, прошло. Все устарело? Ан нет. Возможность свериться с Сухомлинским - замечательная вещь!»

Конечно, «сад матери» постарел. И на месте хризантем в теплице растут какие-то вьющиеся растения. И розы на клумбах вымерзли прошлой осенью. А вот сказка, уроки под открытым небом с их вечными истинами остались такими же.

С завучем Валентиной Федоровной Деркач мы подошли к крыльцу корпуса для младшей школы. Среди чернобрывцев возле светло-зеленой «Лидии», шел во втором «А» урок мышления...

«Сегодня поговорим о добре, о тех, кто его творит. Жил-был в нашем селе дед Устим. Вы знаете, что почти в каждом дворе растет виноград, подаренный дедом Устимом людям. Вот и в нашей школе он посадил эту лозу. Попробуйте-ка ягоды. Сладкие? Вот в народе говорят: добрый виноград. А ведь потому, что в нем доброта дедушки, добро солнышка, добро земельки, и добрый труд ваших ручек, которые за грядкой ухаживают...»

Сейчас придумать сказку им помогает учительница Светлана Николаевна Лидкова, подсказывает, где искать и как творить доброту и сердечность, любовь и радость, дружбу и заботу. А спустя год-другой они сами сумеют сочинять и сказки, и рассказы, и стихи. Наученные в раннем детстве «находить сказку» в природе и окружающем мире, ученики не расстаются с творчеством в течение всей школьной, а то и взрослой жизни.

Директор музея В.А.Сухомлинского Елена Владимировна Пеннер, принеся мне несколько самодельных книг «Павлышских сказок», написанных каллиграфическим почерком лет тридцать тому, не без удовольствия рассказала: - Таких томов у нас. уже 70, последним пять лет. Мы подшиваем и сохраняем все творчество наших детей, и не только малышей. Подобные описания уроков мышления, сделанные учителями как в прошлом, так и в эти годы, также у нас. На школьные праздники и конкурсы, по просьбе учителей, мы подбираем работы старших братьев, мам и пап, даже бабушек и дедушек сегодняшних ребят. Если честно говорить, то здесь таки живет и традиция, и идея, и опыт Василия Александровича.

Ежегодно, по традиции, в «неделю В.Сухомлинского» проходит в школе конкурс «Проба пера». Несколько смущенные дебютанты-пятиклассники и уверенные в себе выпускники читают свои рассказы, эссе, сказки, стихи. Работы победителей печатает районная газета «Приднепровье». В последние годы ученики школы побеждают на районных и областных олимпиадах по украинскому языку и литературе, представляют область на олимпиадах в Киеве.

А медалисты, даже если их семь в классе, как было в позапрошлом году, подтверждают это звание, поступая на учебу с первого экзамена. Я завороженно смотрела в расписание работы 47 внеурочных факультативов. Все занятия для учеников - бесплатные. (Как, впрочем, и посещение творческих кружков и студий.) И сегодня, когда всюду кипят репетиторские страсти, детям этой школы такие услуги не нужны.

И конечно же, главная гордость павлышских педагогов в том, что их воспитанники, определяясь в выборе, отдают предпочтение профессии учителя. После учебы в пединститутах и педучилищах они возвращаются в область, в свой район. А в родной школе ныне 14 учителей - бывшие ученики.

Сегодня в Павлышской школе, где 22 года работал учителем и директором Василий Александрович Сухомлинский, - праздник. Сегодня ему бы исполнилось 76 лет. Поэтому день начался с праздничной линейки. Читали стихи, разыгрывали сказки. Играл школьный духовой оркестр. Никого из района или области не было. (Только ближе к обеду появилась группа студентов Кировоградского пединститута, чтобы провести в музее семинар о творчестве Сухомлинского.) Вот и хорошо. Все было искренне, для себя.

Потом всей школой отправились к могиле Учителя. 400 мальчиков и девочек отнесли ему цветы. Малышка положила рисунок: луг, березка, голубое небо и солнышко блестит из-за тучки. Белый лист тут же пришлепнули к граниту несколько тяжелых капель. В то утро над Павлышем висела серая туча, угрожая дождем.

Затем был обычный школьный день - уроки, факультативы, конкурс рисунков «Мир нашими глазами» и конкурс «Проба пера», выставка ученических поделок... Только уже вечером учителя соберутся на семинар «Идеи Сухомлинского и наша школа». За научным названием - обсуждение проблем воспитания и педагогический оценка событий школьной жизни, которые всегда на таких семинарах сверяют с опытом, оставленным Сухомлинским.

Не стала ждать окончания дня. По-английски не прощаясь, вышла за ворота школьного двора. Яркий луч сверкнул в глаза - сразу вспомнила рисунок, подаренный девочкой Учителю. Я улыбнулась.