UA / RU
Поддержать ZN.ua

Да вот дорога, брат, на Драгобрат…

Когда по всей Украине уже вовсю бурлит весна, здесь все еще царит самая настоящая зима. Этот наибол...

Автор: Павлина Семиволос
Соревнуются юные горнолыжники

Когда по всей Украине уже вовсю бурлит весна, здесь все еще царит самая настоящая зима. Этот наиболее стойкий (и, кстати, единственный в стране) оплот самого студеного времени года находится в Раховском районе Закарпатской области на высоте 1360 метров над уровнем моря и называется «рекреационно-туристическая зона Драгобрат». Естественно, здешние горы давным-давно облюбовали продвинутые лыжники. Однако сам курорт продвинутым сегодня никак не назовешь.

Лыжное царство

Казалось бы, у самого высокогорного горнолыжного курорта Украины есть все необходимое, чтобы превратиться в мощнейший туристический центр не просто общегосударственного — минимум общеевропейского значения. Снег здесь лежит с ноября и нередко до конца мая. В хорошем состоянии поддерживается гора Стиг, по которой спускаются лыжники: специальные машины — ратраки — ежедневно ровняют трассы. (Более того, эксперты убеждены, что драгобратские спуски вполне реально дотянуть до уровня, позволяющего проводить тут зимние Олимпийские игры!) Обслуживают местные трассы пусть и не новые подъемники, но, в отличие от большинства работающих на других отечественных зимних курортах, еще совсем не исчерпавшие срок своей эксплуатации.

Словом, в горнолыжном плане Драгобрат совсем не пасет задних. Красноречивое тому свидетельство — именно здесь в конце апреля проходят соревнования по слаломным дисциплинам на кубок Украинского горнолыжного клуба (УГК) — единственной организации в стране, активно пропагандирующей горные лыжи и поддерживающей аматоров и ветеранов этого вида спорта. Кстати, в вышеупомянутых состязаниях принимают участие не только юные любители лыж и люди, давным-давно не представляющие своей жизни без гор. (Между прочим, некоторым из этих ветеранов уже исполнилось 75 лет, а то и больше!) Побороться за кубок УГК почитают за честь сильнейшие горнолыжники Украины всех возрастных групп, олимпийцы и лидеры нашей сборной.

Высокогорный курорт — высокогорные цены

За последние годы Драгобрат оброс несколькими новыми отелями и туристическими комплексами. Всего сегодня на курорте насчитывается около 20 мест размещения. Естественно, те из них, которые расположены вблизи подъемников, дороже, дальше — дешевле. Есть здесь и базы отдыха, которыми, без преувеличения, мог бы гордиться любой европейский курорт.

В целом отдых на Драгобрате не из дешевых. Сутки проживания в двухместном номере с удобствами плюс двухразовое питание (завтрак и ужин) — 20—35 евро на человека, однодневный абонемент на подъемник — 40—50 грн., прокат лыж и ботинок — 30—70 грн. в сутки. В два раза больше, чем в Киеве, здесь придется заплатить, скажем, за плитку шоколада, пакетик сока или пачку печенья. Цены на шашлык, отбивную или курочку — как в недешевых столичных ресторанах. Но удивляться нечему. Во-первых, строительство любого объекта на Драгобрате обходится в 14—17 (!) раз дороже, чем на равнине. Во-вторых, спрос на горнолыжный отдых в Украине сегодня в два-три раза превышает предложение, что, безусловно, никак не стимулирует понижение цен. В-третьих, продукты и все прочее сюда везут по ТАКОЙ дороге!..

Камнепад заказывали?

Если вы ни разу не бывали на Драгобрате, поверьте на слово: о битой (а точнее, убитой) дороге, по которой к нему добираются, можно песни слагать. Представьте час дикой тряски в грузовике — другой вид транспорта до курорта просто не пройдет — в ауре солярочных благоуханий, да еще регулярные зависания над пропастью… А если «повезет», не исключено, что за очередным крутым поворотом путешественников ожидает совсем уж «приятная» неожиданность. Например, когда мы, группа столичных журналистов, ездившая знакомиться с туристическими возможностями курорта Драгобрат в рамках пресс-тура, организованного Национальной туристической организацией Украины, спускались по злополучной дороге вниз, оказалось, что на одном из ее участков начался самый настоящий… камнепад. На нашем пути лежала глыба такого размера, что грузовик с ней еле разминулся. А проезжай мы это место в момент, когда громадный кусок скалы грохнулся вниз…

Шокированные столь экстремальным обстоятельством, первый вопрос, который мы адресовали председателю Раховской райгосадминистрации Владимиру Саику, касался, естественно, дорожной проблемы. Тем более что горные лыжи — небезопасный вид спорта, и представить, как травмированного человека спускают по этому жуткому пути, было выше наших сил. Владимир Дмитриевич клятвенно пообещал: к началу нового горнолыжного сезона трассу на Драгобрат выведут из аварийного состояния. Но безопасная дорога — не значит комфортная дорога. Создать же такую вполне реально. Причем не потратив ни копейки бюджетных денег. Дело в том, что на курорт ведет еще один путь — более ровный, но длиннее, в свое время напрочь разбитый грузовиками, возившими по нему лес. Его-то и можно отдать под концессионный проект бизнесменам, которые построят платный «автобан» на Драгобрат. Наличие же хорошей дороги, понятное дело, дало бы мощнейший импульс развитию курорта.

Еще одна головная боль Драгобрата — низкий уровень сервиса. Да и как ему подняться на надлежащую высоту, если теми же барменами и официантами здесь работают люди, не имеющие соответствующего образования, а в Рахове ни одно учебное заведение этих специалистов не готовит?..

Местные власти хотят предложить генеральный план застройки Драгобрата. Ведь до недавнего времени строительство тех же отелей и турбаз здесь шло и хаотично, и не без серьезных нарушений закона, на которые предыдущие хозяева высоких кабинетов закрывали глаза. В ближайшей перспективе на курорт собираются провести воду, газ, построить здесь канализацию, устранить перебои с электроснабжением. А в недалеком будущем Драгобрат планируют превратить в круглогодично работающую рекреационно-туристическую зону. На лето местные гостиницы и турбазы вполне реально переквалифицировать в эдакие мини-санатории, предоставляющие различные оздоровительные услуги. Однозначно будут пользоваться популярностью конные и велосипедные маршруты, прогулки на квадроциклах, походы по живописнейшим горам. К слову, единственным в Украине, где до сих пор можно встретить чудный цветок эдельвейс. И не будем забывать: в Карпатах целебные минеральные воды есть везде. Почему бы и Драгобрату в теплое время года не попробовать себя в роли бальнеологической здравницы?..

Вначале было слово…

В последние годы в Украине наблюдается настоящий горнолыжный бум. Если с 1980-го по 2000-й в стране было построено всего несколько подъемников, то с 2000-го по 2005-й — около 15 полноценных горнолыжных центров. Понятно, количество — не синоним качества. Только предложив качественный продукт, сможем удержать наших горнолыжников в Украине и привлечь на отечественные курорты их иностранных собратьев. Специалисты, настроенные оптимистично, утверждают: через пять лет в нашей стране появится несколько горнолыжных курортов европейского уровня. Пессимисты ворчат: максимум, на что можем рассчитывать, «европейскость» тамошних цен.

Наверное, так оно и будет, если свое веское слово наконец-то не скажет государство. А ведь никакого пространного и длительного «разговора» от него не требуется — принять несколько законов и обеспечить их неукоснительное соблюдение, вот и все. Дальше в «беседу» вступает частный бизнес, способный в стране, где существуют цивилизованные правила игры, творить чудеса. Это подтверждает практика всех туристически ориентированных государств. Сможет ли новоиспеченное Министерство культуры и туризма пробить то, что так и не удалось Гостурадминистрации? В частности, предоставление налоговых «каникул» компаниям, решившим вкладывать деньги в гостиничный бизнес? Отмену или хотя бы уменьшение НДС на ввозимое из-за рубежа отельное и ресторанное оборудование и тому подобные вещи, не производимые в Украине? Временное упразднение налога на земельный участок, предоставляемый под сооружение гостиницы? Кардинальное сокращение бюрократических процедур, сопровождающих строительство туристических объектов?..

Посмотрим, пять лет — срок недолгий.