UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТОБЫ СКАЗАТЬ «РЫБА», НУЖНО НАУЧИТЬСЯ «ЦОКАТЬ» ЯЗЫКОМ

Когда ребенок идет в школу, он уже должен немного читать, считать и уметь рассказать о себе и своей семье, то есть обладать навыками связной речи...

Автор: Татьяна Галковская

Когда ребенок идет в школу, он уже должен немного читать, считать и уметь рассказать о себе и своей семье, то есть обладать навыками связной речи. С последним у многих деток нередко возникают серьезные проблемы. Они усугубляются еще и тем, что читать и считать в любом случае в школе научат, а вот говорить, правильно произносить звуки обучают лишь в специализированных школах. В результате ребенок, в общем-то нормально развитый, из-за неумения связно говорить (иногда он просто стесняется открыть рот, так как неправильно произносит звуки и не хочет, чтобы над ним смеялись) получает ярлык «тугодума» или «лентяя».

Проблемы с речью возникают у малышей не так уж редко. Пресловутая буква «р» лишь очень немногим дается с легкостью. Бывает, что ребенок не выговаривает сразу несколько звуков или произносит их нечетко, в результате во рту образуется словесная каша. Иногда дети и вовсе молчат чуть ли не до трех лет. Правда, потом буквально за пару недель начинают говорить целыми предложениями.

По мнению российского психолога Елены Мурашевой, такой феномен чаще наблюдается у детей с высоким коэффициентом интеллектуального развития. Не последнюю роль в этом деле играет наследственность: если поздно заговорил один или оба родителя, то и от ребенка можно ждать того же. Причины задержки или нарушения развития речи могут быть самые разные. Иногда они связаны с поражением слуха или выступают как часть другого, более общего заболевания, скажем, легкой степени умственной отсталости, общей задержки развития малыша — часто это бывает у недоношенных и болезненных детей. Небольшая задержка развития речи может наблюдаться у совершенно здорового ребенка как вариант нормы. Но если к трем годам малыш не начал говорить, это уже отклонение от нормы.

В последнее время появляется все больше детей, которые не говорят только потому, что ими вовсе не занимаются родители (в социально неблагополучных семьях). Иногда такой пятилетний малыш имеет словарный запас, как у знаменитой дамы из произведения Ильфа и Петрова — 30 слов. Чревато и повышенное внимание родителей: когда все желания ребенка предупреждаются, у него просто нет необходимости что-либо говорить. Точно как в анекдоте, в котором ребенок молчал чуть ли не до школы, а потом в один прекрасный день заявил, что суп пересолен. На вопрос же ошеломленных родителей, почему раньше молчал, спокойно ответил: «Так раньше все в порядке было».

Понимать речь взрослых, отмечает Елена Мурашова, малыш учится уже с первых месяцев жизни. В два месяца он улыбается в ответ на ласковую речь. В три — не только оживляется, но и начинает двигать ручками и ножками, одновременно издавая гортанные звуки, словно пытаясь ответить. В четыре месяца появляется «гуление». Ребенок издает звуки, напоминающие слоги. В пять кроха начинает петь — протяжно издает звуки, похожие на гласные, причем их высота и громкость меняются. В шесть-восемь месяцев появляется лепет — ребенок несколько раз повторяет один и тот же слог, например ма-ма-ма. В десять начинает подражать звукам, которые произносят взрослые, и отзывается на свое имя. Годовалый кроха, прощаясь, машет ручкой «пока-пока», правильно реагирует на вопросы: «Где мама? Где папа?», на требования «дай!», «покажи!». Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов, которые по интонации похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова — мама, папа, дядя, дай и другие.

В полтора года ребенок использует 30—40 слов, в два — уже 300—400. У него начинает формироваться фразовая речь, которая в основном используется для вопросов («Кто это?», «Что это?») и выражения простых потребностей («Дай пить», «Хочу есть»). На третьем году жизни совершается качественный скачок в умственном развитии ребенка и в развитии его речи. Ежедневно он набирает по 100 слов в месяц и к трем годам его словарный запас составляет полторы тысячи слов.

Советский психолог Л.Выготский считал, что если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. Возможно, именно этим, по предположению американского психолога Э.Берна, объясняется тот факт, что младенец ничего не запоминает. Ведь мир младенца — это мир без имен. Значит, мы не забыли то, что случилось с нами до трех лет, мы просто не знаем, что это было, потому что вещи, которые окружали нас тогда, никак для нас не назывались. Следовательно, чем обширнее словарный запас у ребенка, тем лучше он понимает окружающую действительность.

Впадать в отчаяние, если чадо не укладывается в стандартные нормы, не стоит. Понимать речь, правильно произносить звуки и связно изъясняться сегодня можно научить даже ребенка, глухого от рождения. Главное в этом деле — вовремя заметить недостаток и начать с ним бороться.

— Проблемы с речью можно заметить очень рано, — уверяет заместитель директора спецшколы-интерната №9 для детей со сниженным слухом Татьяна Москаленко. — Если ребенок не говорит до года, не лепечет — ясно, что будут проблемы с речью. Конечно, могут быть некоторые недостатки в виде неправильного произношения некоторых звуков, так называемая дислалия, благополучно проходящая у многих к четырем годам. Но самое тревожное, если ребенок не способен употреблять грамматические конструкции, образовывать формы слова. Это говорит о том, что у него есть психические проблемы, которые повлекут за собой трудности в обучении. В таком случае ребенка нужно отдать в логопедический детский сад, после которого он пойдет в обычную школу, либо, если проблема осталась, в специализированную. Но, как правило, к последнему классу школы речь исправляется.

Правильному произношению звуков может научить логопед в поликлинике. В школу ребенок должен идти с чистой речью, иначе это может вылиться в проблемы с правописанием. Также нужно работать над развитием фонематического слуха: наблюдать, как ребенок воспринимает слово и как его воспроизводит. Определить проблему в данном случае не сложно. Сегодня уже пятилетки начинают писать печатные буквы, и если ребенок не улавливает буквенный состав слова, значит, он не воспринимает его звуковой образ.

— В каком возрасте нужно вести ребенка к логопеду: после четырех лет, когда ясно, что малыш не «перерос» свой недостаток?

— Проконсультироваться не мешает при первых же подозрениях. За границей вообще каждому новорожденному делается аудиограмма, и если есть отклонения, ребенок берется под контроль. Уже в три месяца ему надевают слуховой аппарат: тогда кроха развивается так же, как и его здоровые ровесники. Не пропускает стадию гуления, лепета, у него правильно развиваются мозг и органы речи. В Украине компьютерную аудиограмму делают лишь некоторые частные фирмы и только с шестимесячного возраста.

— Что нужно делать в целях профилактики со здоровым ребенком?

— С первых дней жизни нужно стараться активно с ним разговаривать. При этом слова нужно произносить громко и четко. Чуть позже можно начинать играть в игры, изображая барабанную дробь, «цоканье» лошадки, мычание коровы, зудение пчелы или комара — это все тренировка речевого аппарата, во время которой малыш учится акцентировать звук на определенных органах. Кроме того, нужно следить и за своей речью, чтобы давать ребенку пример правильного произношения звуков.

Уже с двухлетним можно читать книжки или просто рассматривать картинки, предлагая подражать «речи» изображенных животных, требовать ответа на вопрос «Кто это?», «Что он делает?», «Какой он?». Так кроха учится самостоятельно составлять простые предложения. Точно так же можно работать, гуляя вместе с ребенком на улице. После прогулки можно попросить кого-то из домашних, чтобы тот расспросил малыша обо всем, что он видел, задавая вопросы: «Где были мама и Светочка?», «Кого они видели в парке?», «Как говорит маленький серый котенок?». В затруднительных моментах мама может подсказывать.

— Если пропущен момент, реально ли исправить речь позже?

— Исправить дефекты речи можно в любом возрасте. Устраняют же такие проблемы, скажем, у людей после серьезных травм, инсультов. Иногда речь утрачивается полностью, и ее восстанавливают практически с нуля. Разумеется, если не задеты ключевые в этом плане участки мозга.

Словом, надеяться, что из плохо говорящего или молчащего ребенка вырастет гений, по меньшей мере неразумно. Нужно стараться активно развивать малыша, занимаясь при этом не одной только речью. Как известно, в мозгу центр речи и центр тонкой моторики находятся рядом, и, развивая один из них, одновременно можно добиться неплохих результатов в другом. В этом плане могут оказать бесценную помощь занятия лепкой, рисованием (лучше гуашью или пальцем), а также нанизывание бус, навинчивание гайки на винтик, складывание простых трансформеров, популярных среди малышей пазлов.