UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что снится каменным великанам?

Каждое путешествие начинается с первого шага. В нашем случае — с полусознательного, поскольку он ...

Автор: Ирина Шутова
Подгорский монастырь

Каждое путешествие начинается с первого шага. В нашем случае — с полусознательного, поскольку он был сделан во время относительной активности организма, в 5.30 утра (по неумолимым законам «Укрзалізниці» наш поезд должен был стартовать именно в этот благословенный час). Волшебная красота восхода солнца не только вдохновила нас на хорошее настроение, но и немыслимым образом одухотворила рельсы, фонари и такое негостеприимное днем серое бетонное здание вокзала. В свете нового дня особенно приветливыми показались и друзья, и проводницы, одна из которых могла бы завоевать первый приз на конкурсе двойников актрисы Светланы Светличной.

Ну вот, поезд тронулся, и де-факто путешествие началось. Незаметно пролетело время, и поезд Кременчуг — Львов домчал нас до станции Краснэ (обратите внимание на ударение, если поставите его на первый слог, то местные жители могут отреагировать не совсем адекватно). Она гостеприимно встретила нас благоуханием со свинофермы, любезными работниками станции и радостями цивилизации, репрезентованными игровым автоматом, холодильником и шатром, где торгуют пивом. До следующей электрички, которая должна приблизить нас к замку в с.Олесско, чуть больше часа.

Следующий пункт — станция Куты. (Опять специфическое недоразумение вызывает ударение. Да-да, именно Куты.) С этой станции открылся первый вид на Олесский замок, который беспредельно оптимизировал несколькокилометровый путь. Шаг за шагом приближались к первой цели, с благородным достоинством высящейся над мелиорованным ландшафтом. Шаг, еще один шаг, еще глоток воды, и мы стоим возле монастыря капуцинов, вход на территорию которого сурово регламентирован. Ворота к оплоту капуцинов середины XVII — начала XX столетия открылись на незначительную ширину, что дало возможность рассмотреть по-ватикански опрятное парковое искусство и декор внутреннего двора. Пройдя по дороге, выложенной брусчаткой, и миновав разноцветные киоски с сувенирами, оказываемся перед воротами Олесского замка. Покупаем билеты, рассматриваем афиши, и — крутой подъем, к самому замку, обгон-слияние-обгон с группами польско-, англо-, и немецкоговорящих туристов...

Добравшись до верхушки горы, где и расположен замок, чувствуешь, что... трудно устоять на ногах — от удара мощной волны кислорода и непревзойденной красоты сооружения. Внутренний двор, именуемый детинцем, выдержан с учетом принципа аутентичности. Единственным эклектичным элементом является реклама ресторана. Оставляем наши гигантские и непомерно глобализированные для такого антуража рюкзаки в гардеробе, прихорашиваемся возле старинного зеркала, сверхчеловеческими усилиями придаем себе благородную осанку и отправляемся на осмотр архитектурного чуда.

Комнаты и залы замка, из-за пожаров, ограблений и землетрясений утратившие первобытную пышность, сохранили неповторимый дух благородной высокомерной надменности. Раньше они имели собственные названия — Портретный, Европейский, Венский, Зеркальный, Желтый. Среди уцелевших художественных изюминок, таких как обои ручной работы или кафельные плиты, особенно впечатляет коллекция деревянной скульптуры, когда-то украшавшая монастыри и церкви. Даже размещенные в небольшой комнате, утратив за долгую трудную судьбу некоторые элементы, эти произведения искусства являются настоящим воплощением несокрушимости, экспрессии, стремительного полета духа.

Отдельного внимания заслуживает парк, разбитый на территории замка. Хорошо ухоженная территория украшена самобытными скульптурами — дипломными работами выпускников Львовской академии искусств.

...Дорога до Подгорцев оказалась короткой. Неожиданно перед нашими глазами среди традиционной аграрной «пасторали» из кур, коз, избушек, детей на велосипедах возникает настоящее чудо — уменьшенная копия собора св. Петра в Ватикане, ныне костел Воздвиженья. Костел действующий, сохранил свой первоначальный вид, единственной его потерей, понесенной во времена Великой Отечественной, была статуя самого св. Петра, полностью разрушенная выстрелом потому, что за ней прятался немецкий снайпер.

Если повернуться лицом в направлении, противоположном костелу, открывается вид на сам Подгорский замок — воплощение восточноевропейского архитектурного размаха ХVIII—XIX ст. Без каких-либо усилий воображение рисует пышные приемы и балы, для проведения которых были построены не только залы, но и терраса над главными воротами к замку. Кстати, именно это место избрали кинематографисты для съемок известного фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».

Снаружи хмурое здание, увенчанное двумя атлантами, находится как будто в состоянии глубокого сна. Заглянуть в сновидения этого каменного великана нам позволяет то ли реставратор, то ли экскурсовод, одним словом, человек, достаточно осведомленный в истории сооружения. Нам позволили зайти во внутрь, без ограничений использовать фотоаппараты, смотреть, трогать, задавать вопросы, короче, проникаться духом замка, который в XVIII—XIX веках считался самым роскошным на территории Восточной Европы.

Замок сохранял свое внутреннее и внешнее убранство до 1939 года и только после войны изменил не только декор, но и социальный статус, превратившись в санаторий для лечения туберкулеза. Напоминание об этой печальной вехе в истории достопримечательности— следы от разбитых реставраторами простенков, розеток, ванн и унитазов. Кстати, санузел санатория разместили в личных покоях князя Жевуского, где, по словам нашего коммуникабельного гида, тот замуровал в печку тело молодой жены (совершил князь такое зложеяние на почве ревности: жена была младше его лет на 25). Поговаривают, похороненная не по христианской традиции женщина регулярно наведывается в подвалы и помещения дворца в виде белого привидения.

...В Хмельницкий прибываем в четыре утра. Кому в восемь, кому в девять начинать новую рабочую неделю. Измученные, но вдохновленные замечательными впечатлениями, прощаемся до следующего путешествия. Ведь вряд ли можно придумать лучший способ одновременно и отдохнуть, и обогатиться новыми знаниями.