UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО МОГУТ КОРОЛИ

О норвежской золушке и принце, мечтавшем стать шофером Все могут короли… Из песенки Аллы Борисовны - королевы эстрады Оказывается, даже песенные короли могут не все...

Автор: Владимир Строй

О норвежской золушке и принце, мечтавшем стать шофером

Все могут короли…

Из песенки Аллы Борисовны - королевы эстрады

Оказывается, даже песенные короли могут не все. Жениться по любви, например…

Отношение моих близких к королям, как говорится, неоднозначно. Внучка убеждена, что короли и принцессы могут быть добрыми (Диана. «Золушка»), иногда глупыми («Новое платье короля»), но никогда - злыми. Зять считает, что королеву Марию-Антуанетту обезглавили «по делу», что американцы сделали правильно, уйдя подальше от английской короны, и что современным демократиям эти самые монархи нужны как зайцу стоп-сигнал.

Латвийскую республику монархи полюбили. За годы восстановленной независимости состоялось пять визитов царствующих особ. Король Швеции приезжал даже дважды.

Король Норвегии Харольд V и королева Соня провели в риге два солнечных дня - 2 и 3 сентября. Многое в этом государственном визите было особенным. Начиная с того, что королевская яхта (на самом-то деле - это большой корабль) неторопливо пришла из Таллинна и спустя двое суток так же ушла в литовскую Клайпеду. «Пушки с пристани палили», когда красивая «Норге» швартовалась в рижском порту. Мотоциклисты в ярко-синих комбинезонах на белых «BMW» сопровождали Королевских Высочеств до рижского замка, в котором состоялась встреча с президентом Латвии Гунтисом Улманисом и его супругой Айной.

Дальше - встречи со спикером сейма и с премьер-министром (кстати, на борту яхты). Посещение Домского собора, оперы, филармонии, музея оккупации. Посещение военного полигона (как-никак король - генерал и адмирал одновременно, а одна из тем переговоров - вступление Латвии в НАТО). Открытие бизнес-семинара, норвежского торгового центра и нефтетерминала норвежской «Статойл». Награждение государственными наградами. Король удостоен ордена Трех звезд 1-й степени с цепью. Королева - того же ордена, но без цепи. Обмен подарками. Королевский дворец украсит картина Лео Свемпа, а обеденный стол президента- металлическая чаша в норвежском стиле. Конечно, ужины в честь высоких гостей и в честь президента Латвии с супругой.

Страна северной оконечности Европы имеет наивысший уровень жизни. Доходы от нефти и газа инвестируются по всему миру, в том числе в три страны Балтии - три миллиарда крон. Правительству Норвегии ничего не стоило спонсировать международную конференцию, прошедшую в начале сентября в Вильнюсе, или выделить недавно Латвии 20 миллионов крон. Пойдут они на укрепление границ да на обучение латышскому языку.

Сей факт спровоцировал председателя сейма отметить, что Норвегия заботится о русских в Латвии больше, чем россияне о латвийских соотечественниках.

Г-н Чепанис имел в виду, что Россия лишь изредка присылает подарки (например, учебники к

1 сентября), чаще же использует методы давления.

Никаких конкретных договоров во время визита подписано не было. «Не царское это дело», как приговаривает президент России. И хотя королева Соня сказала, что ключевое слово в отношениях двух стран торговля, главными темами бесед короля и президента был образование и этические ценности. А об остальном с латвийскими предпринимателями и власть предержащими беседовали министр иностранных дел Норвегии и варяжские бизнесмены, прибывшие с королевской четой.

Король Харольд отметил, что его пленила красота рижских зданий и церквей. Древний ганзейский город напомнил о связях с норвежским Бергеном. Королеве Соне понравились дети из Добельского района, приветствовавшие гостей плакатами на норвежском. На Рождество они побывали в Норвегии. Были и на королевском приеме. Приятно вспомнить.

Три грации: королева Норвегии, супруга президента Латвии и министр культуры этой страны открыли выставку «Жизнь у моря», рассказывающую о Норвегии последних трех столетий. У входа стоял бочонок со свежей сельдью. Ценник информировал, что стоит она дешевле, чем в рижских магазинах.

Особую человечность визиту высоких гостей придало турне их соотечественника, проходящее в эти дни по Латвии. Второй после короля по популярности норвежец, 84-летний Тур Хейердал, его очаровательная жена Жаклин Беер, члены команды, включая Юрия Сенкевича, посещают латвийскую «глубинку».

Королева Соня и Айна Улмане посетили г. Валмиеру, где побывали в Видземском колледже, в котором изучают норвежский язык, и в тюрьме, которой Норвегия оказывает материальную и финансовую помощь. В городском театре они открыли выставку Тура Хейердала. На приеме в честь знаменитого ученого-путешественника министр иностранных дел Латвии сказал: «Министры меняются - Хейердал вечен».

Газета «Диена» в опросе на улицах Риги в дни визита королевской четы услышала такие ответы:

Пенсионерка Рута Гулмане: «Король - божественный, а королева - еще прекраснее!».

Рабочий Юрис Калниетис: «Мне короли нравятся. Я не возражал бы, если бы и у нас было королевство».

Кто же такие Харальд и Соня? Как им живется на родине?

Норвегии в 1905 году восстановила независимость, утерянную почти шесть веков тому. Был проведен референдум и разорвана уния со Швецией.

Король в Норвегии - символ единства нации. Он не обладает политической властью. Его роль скорее репрезентативна. И тем не менее, когда кронпринц Харольд влюбился в Соню Харальдсен, разразился скандал. Соня не была ни принцессой другой страны, ни аристократкой. Король Улаф V опасался, что властные структуры станут возражать и отстранят наследника от трона. Более того, в стране наступит смута. Заметьте, не в результате девальвации-инфляции, падения жизненного уровня или попыток импичмента…

Девять долгих лет Харальд и Соня любили друг друга, не имея возможности быть вместе. Даже для нордических сограждан девять лет показались достаточным испытательным сроком. Парламент, политические лидеры, печать и сам народ (о, демократия под сенью монархии!) поняли и простили влюбленных. Как в сказке, счастливый брак состоялся. В 1991 г. после смерти отца Харальд стал королем Харальдом V.

Накануне визита в Эстонию, Латвию и Литву королевская чета дала интервью для корреспондентов этих стран. Предлагаем вниманию читателей выдержки из этой беседы, опубликованные в той же «Диене».

Читатели сами могут провести параллели.

- Является ли звание короля своего рода профессией?

Х. V: - Можно сказать и так…

- Какое будущее прогнозируете вы монархиям?

- Я не могу отвечать за всю Европу. В этой же стране, на мой взгляд, все будет продолжатся как и до сих пор…

- Таким образом, какую роль играет монархия в современной Норвегии?

- Это сложный вопрос, поскольку монархии в Скандинавских странах несколько отличаются от других монархий в мире. Мы стоим над политикой и, что бы ни случилось, обеспечиваем преемственность системы.

…По-прежнему монарх открывает ежегодную парламентскую сессию, называет главу нового правительства… Это функции не политические, большей частью они носят формальный характер, кроме одной - каждую пятницу, а летом - каждую вторую пятницу, король проводит заседание правительства, а затем подписывает документы.

- Может ли король отказаться подписать принятые правительством постановления?

- Несмотря на то, что в Конституции 1905 года оговорено, что король может отказаться подписывать документы, до сих пор прецедентов не было.

- Много ли у Вас полномочий как у главы государства?

Х.V: - Полномочий больше, чем хотелось бы, хотя скорее это следовало бы назвать влиянием, а не полномочиями. Конечно, я могу отказаться назвать премьер-министра, кандидатура которого одобрена большинством парламента, однако, мне следует помнить, что у нас парламентская система. Если я выберу премьер-министра без согласия законодателей, правительство в лучшем случае удержится неделю.

- Готовится ли ваш сын Хакон конкретно стать будущим королем? Он четко осознает свою будущую миссию?

Х.V: - Только что он написал книгу, в которой говорит, что посоветовался сам с собой и сделал выбор. На заданный вами вопрос он дает положительный ответ.

К.С.: - Сейчас ему 25 лет.

- Какими знаниями должен обладать будущий король?

Х.V: - Важны знания в области политики, международных отношений, экономики. Сюда можно отнести и другие предметы, изучаемые в университете.

- Как часто вы встречаетесь с детьми?

Х.V: - С сыном - на Рождество и еще раз в год.

К.С.: - Однажды я навестила его в Америке.

Х.V: - Принцесса не так уж далеко - сейчас она живет в Голландии, серьезно занимается конным спортом. Этот вид спорта ей очень нравится.

- Вам присвоено звание полковника и коммодора армии. Вы связаны с армией? Как вам это удалось?

К.С.: - Честно признаться, это мое прошлое. Но мне армия очень нравилась. Считаю, что норвежские девушки и женщины должны быть способны защищать свою страну так же, как это могут делать мужчины. Следует лишь приветствовать то, что женщины могут служить в вооруженных силах Норвегии. И в этой области женское видение и подход имеют свою ценность.

- Вы не из королевского дома. Вышли, как говорится, из простого народа. Не мечтали ли вы в детстве стать хотя бы принцессой? Трудно ли было привыкать к дворцовой жизни, ко всем законам дворца?

- Нет, я не мечтала стать принцессой. Но разве заранее можно представить себе самые невероятные ситуации, в которых может оказаться человек? Однако, ко всему можно привыкнуть. К королевской семье я адаптировалась постепенно, но все во дворце отнеслись ко мне дружески.

- Каково отношение ребенка, который знает, что когда-нибудь станет королем? Видите ли вы различие в восприятии жизни вами и вашим сыном в этой связи?

X.V: - Различие огромное. Во время второй мировой войны я рос в Америке. Ничего толком не осознавал до того момента, когда в июне 1944 года не пришлось возвращаться домой. Тогда мне было восемь лет. Правда, родители пытались мне кое-что объяснить насчет обязанностей нашей семьи, о стране, но много ли можно требовать от восьмилетнего ребенка! В тот день, когда мы вернулись в Норвегию, я понял, что происходит нечто особенное. Нас встречало огромное количество людей. Это было потрясающе!

Кронпринцу Хакону его будущие обязанности кажутся более естественными. Он постепенно знакомится со всеми этими делами.

К.С.: - Кажется, он осознает свою роль и готов взять ее на себя. Уже в раннем детстве, когда его спрашивали, что он будет делать, когда вырастет большим, он отвечал: буду королем. Вначале, правда, он хотел стать шофером автобуса...

- Читаете ли вы регулярно норвежские газеты? Или из-за занятости довольствуетесь сделанными для вас личным секретарем вырезками?

К.С.: - Всю прессу мы читаем сами.

Х.V: - Это часть моей ежедневной работы. В конце концов мне самому надо знать, что происходит в стране!

- Вы связаны родственными узами со всеми королевскими семьями Европы. Кто из монархов является вашим близким другом?

- Единственная, с кем мы не связаны напрямую, насколько мне известно, королева Нидерландов. С другими королевскими домами мы составляем почти единую семью. Король Бельгии - мой двоюродный брат, великая герцогиня Люксембургская - моя двоюродная сестра, королева Дании - троюродная сестра, король Швеции - троюродный брат и тому подобное.

...В прошлом году мы отметили наше 60-летие и пригласили всю высокопоставленную родню в путешествие по Норвегии. Плыли на трех судах, королева Дании прибыла на своем. В течение пяти-шести дней знакомили гостей со страной. Время действительно провели как одна большая семья.

- В этом году вы будете отмечать юбилей свадьбы?..

- Откровенно говоря, мы уже отметили его. Никто об этом не знал. В апреле в Антигуа участвовали в великолепной регате, о традициях проведения которой были наслышаны. Нас пригласил туда родственник, мы стартовали втроем как одна команда.

- Могут ли король и королева Норвегии в своей собственной стране хотя бы ненадолго пожить как частные лица?

К.С.: - Да, хотя бы будучи в горах. Я сказала, что мы встречаемся с местными жителями. Мы много ходим пешком, знакомимся со своей страной. Я люблю также кататься на лыжах.

- Чем вы больше всего гордитесь, когда в мире говорят о Норвегии?

X.V: - Мы горды когда слышим, что Норвегия замечательная страна, в которой очень приятно побывать, когда говорят, что норвежцы приветливы, готовы прийти на помощью. Приятно осознавать, что страна функционирует хорошо.

Приятно осознавать, что где-то, не так уже далеко, есть страна с богатыми недрами и красивой природой. Есть народ, работящий, отважный и спокойный. Есть политики, которые естественным (для них - естественным!) образом сочетают веяния современности с традициями.

Только ли «черному золоту», газу и рыбе обязана Норвегия, занимающая первое место в мире по доходам на душу населения?