UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ХОРОШЕГО ДЕТЯМ В РЕКЛАМЕ

Несколько лет назад в Японии и Соединенных Штатах Америки показали мультипликационный фильм, после просмотра которого около 150 японских детей имели приступы судорог, и этот мультфильм запретили показывать...

Автор: Людмила Щербань

Несколько лет назад в Японии и Соединенных Штатах Америки показали мультипликационный фильм, после просмотра которого около 150 японских детей имели приступы судорог, и этот мультфильм запретили показывать.

До нас он не дошел из-за нехватки средств. Однако на отечественном телевидении хватает других стимуляторов, которые, по мнению специалистов, способны не только повлиять на психику ребенка, но и вызвать серьезные психические расстройства. Известно, что маленькие дети очень сильно реагируют на яркие предметы и картинки. И неудивительно, что включенный телевизор приковывает их внимание: кадр мелькает за кадром.

Проблема лишь в том, что наше телевидение сплошь засорено назойливой и не всегда полезной для детей рекламой. С другой стороны, именно она, по наблюдениям многих мам, больше всего привлекает карапузов. Хорошо это или плохо? Как может повлиять телевидение, в частности реклама, на маленьких детей, которым нет еще и трех лет? За ответами на эти вопросы я обратилась в консультативно-поликлиническое отделение Украинского НИИ социальной, судебной психологии и наркологии, к ведущему научному сотруднику отделения неотложной психиатрической помощи, доценту, кандидату медицинских наук Степану Евчуку.

— Здесь нужно говорить не только о рекламе, а обо всем, что мы видим на экране. Далеко не всякая реклама полезна. Есть хорошая, добрая: например, «Neskafe», где папа с сыном сидят на мосту и ловят рыбу, или реклама бритвы, где папа бреется, а потом целует свою маленькую дочь. Такие кадры дают хороший эмоциональный заряд. Но есть масса других, которые вообще не рекомендуется смотреть детям. У маленьких детей до трех лет многие структуры мозга еще не развиты, и мелькающие рекламные кадры могут повлиять как положительно, так и отрицательно. В частности, способствовать диссоциации. Медицинское понятие «диссоциация» включает в себя три компонента: нарушение восприятия самого себя и реальности, нарушение памяти и абсорбцию внимания, когда внимание направлено на конкретный предмет, а все остальное вокруг не замечается (это отрицательное влияние).

С другой стороны, диссоциация является защитой от психических расстройств, она позволяет избавиться от неприятных переживаний. Маленькому ребенку очень легко нанести психотравму: мама шлепнула по попе — это уже жестокость для малыша, в стишке «оторвали мишке лапу» — целая трагедия. Кроме того, наравне со словесным и физическим наказанием не меньшей травмой для ребенка является пренебрежение или равнодушие родителей, когда они пытаются выполнять свои обязанности, но в то же время дают понять, что малыш не совсем вовремя появился. Впрочем, в этом возрасте дети иначе и не могут реагировать. Любые психологические защиты, в том числе и диссоциация, в каком-то возрасте полезны. В 2—3 года они полезны тем, что ребенок забывает неприятные переживания, которые есть у него в этом возрасте.

Вообще у детей очень много защитных механизмов, помогающих им справляться с отрицательными влияниями. Самое тяжелое из связанных с этим расстройств — именно диссоциативное. К тому же слишком глубокая защита, которая проявляется у взрослого человека, — это уже болезненное расстройство, иногда приводящее к шизофрении.

Способность к диссоциации, расщеплению — это способность переживать сложные моменты. Обращая внимание на рекламные ролики, малыш развивает в себе способность к диссоциации. В этом возрасте это абсолютно нормально и даже хорошо.

На самом деле, когда говорят об отрицательном влиянии рекламы, это, скорее, способ направить ненависть людей на богатых, на тех, у кого есть деньги делать и давать эту рекламу. Находится масса причин: реклама — это плохо, она отрицательно влияет на детей, которые из-за этого становятся раздражительными, нервными, капризными и т.д. Но мало кто говорит о том, что в нашем обществе, не чувствуя себя защищенными, люди часто срываются на детях, поскольку это — наименее защищенный слой общества. Реклама представляется как нечто опасное и плохое, но ведь на самом деле гораздо больше опасности — в самих отношениях.

Мнения об этой проблеме мне пришлось выслушать самые разные. Кстати, кто-то и проблемы здесь не видит. А кто-то убежден, что полезной рекламы не бывает. Тем не менее, зачастую телевизор играет роль няни для малыша, а уж что эта няня показывает — выбираем, к сожалению, не мы.

Однако не вызывает никаких сомнений то, что маленькие дети особенно чутко впитывают информацию, и увиденное по телевизору влияет на формирование их взглядов на мир и на себя самого.