UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что мы знаем о жизни в зоне конфликта

В июле состоялась презентация результатов социсследования КМИС, проведенного по заказу Гуманитарного штаба Р.Ахметова и "Допоможемо ТВ".Мониторинг проводится с сентября 2014 года ежеквартально. Исследователи презентовали данные мая-июня 2016 годаи отвечали на вопросы о том, что же изменилось в условиях жизни населения Донецкой области за два года войны. Чего ожидает, к чему стремится, чего боится и чего хочет население Донбасса в ближайшей и долгосрочной перспективе?

В июле состоялась презентация результатов социсследования КМИС, проведенного по заказу Гуманитарного штаба Р.Ахметова и "Допоможемо ТВ". Мониторинг проводится с сентября 2014 года ежеквартально. Исследователи презентовали данные мая-июня 2016 годаи отвечали на вопросы о том, что же изменилось в условиях жизни населения Донецкой области за два года войны. Чего ожидает, к чему стремится, чего боится и чего хочет население Донбасса в ближайшей и долгосрочной перспективе?

Жизнь человека в зоне конфликта кардинально иная. Это жизнь краткосрочного планирования, подчиненная правилам войны, комендантского часа, безденежья, голода. Жизнь в ежедневном, пусть и латентном, стрессе, в обостренном страхе за жизнь - свою и близких.

За это время на Донбассе погибли сотни детей и взрослых. По данным ООН, более 9200 человек были убиты (из них около 2000 - простые люди), более 21 тыс. получили серьезные ранения.

Полтора-два года назад ситуация даже с базовыми потребностями населения была критичной. Так, в сентябре 2014 года было зафиксировано 42% нуждающихся в медикаментах и 35% тех, кому не хватало продуктов и бытовых товаров. В отдельных населенных пунктах более половины населения на протяжении этих двух лет испытывали острую потребность в лекарствах и продуктах питания.

Люди столкнулись с неведомыми ранее трудностями - отсутствием еды, света, воды, тепла, привычных для современного человека бытовых и гигиенических товаров. Население лишилось своих рабочих мест и, соответственно, дохода.

Масштаб психологической нагрузки и ее последствий для Донбасса и всей Украины будет давать о себе знать еще не одно десятилетие.

Понимание масштабов трагедии и необходимости помочь согражданам в кризисной ситуации стало важным интегрирующим фактором украинского общества. По данным GFK, к концу 2014 года каждый четвертый житель Украины занимался волонтерством в той или иной форме. В конце 2015-го результаты исследования "Как меняется общество Новой Украины?" засвидетельствовали готовность 41% населения Украины к пожертвованиям личных средств и к совершению общественно полезных дел.

Усилия многих волонтеров, общественных организаций, международных фондов, бизнеса и частных инициатив, а также просто неравнодушных граждан были направлены на спасение нуждающихся и помощь им, на то, чтобы поддержать людей, оказавшихся в конфликте, чтобы спасти как можно больше жизней.

Масштабную гуманитарную поддержку региона видит и ощущает местное население. 2/3 опрошенных говорят, что в их населенном пункте предоставляется гуманитарная помощь. 27% жителей Донецкой области лично получают гуманитарную помощь. 75% - от Гуманитарного штаба Р.Ахметова, остальное - от Красного Креста, организации "Человек в беде", ООН, России и других международных организаций.

За два года конфликта гуманитарные потребности жителей Донецкой области снизились. Однако четверть населения по-прежнему ощущает нехватку медикаментов, каждый пятый - продуктов питания, а каждый десятый - основных непродовольственных товаров.

Самыми нуждающимися являются пожилые люди в возрасте
60 и более лет; те, кто проживает в маленьких населенных пунктах на территории, неподконтрольной Украине. Это наименее защищенные категории населения, на которых фокусируют свою деятельность гуманитарные миссии. Такие люди сложнее адаптируются к переменам, менее мобильны, и общество несет за них социальную ответственность.

75% жителей Донбасса оценили свое материальное положение как низкое. Это на 7% больше, чем по всей Украине.

Мир - главное желание и главный запрос. Хрупкая вера в его быстрое наступление уже почти отсутствует. В то, что по мир наступит в течение ближайших нескольких месяцев, верят только 3% жителей Донецкой области. Почти половина (42%) не берутся даже предполагать, когда конфликт завершится.

В краткосрочной перспективе респонденты проявляют сдержанный оптимизм. Возможность улучшения жизни в следующем году жители Донецкой области оценивают выше, чем население страны в целом. 34 и 13% соответственно прогнозируют, что через год их семья будет жить лучше, чем сейчас.

Ожидания в долгосрочной перспективе оптимистичны: 70% жителей Донецкой области считают, что в течение десятилетия проблемы Донбасса решатся и регион будет восстановлен.