UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чьи вы, сестры, будете? «Пятая графа» церковного имущества

Для религиозных общин право собственности на имущество и право пользования им — это, бесспорно, аргументы разной силы...

Автор: Роман Якель

Для религиозных общин право собственности на имущество и право пользования им — это, бесспорно, аргументы разной силы. Но они приобретают еще большую остроту, когда в имущественных вопросах авторитетное слово произносит власть. Тогда, казалось бы, исключительно правовой спор быстро переходит в идеологическую плоскость. Так, как это произошло, в частности, с восстановленным женским монастырем общины сестер Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в селе Язловец на Тернопольщине.

Божья обитель, действовавшая в селе с 1863 года и ликвидированная советской властью после Второй мировой войны, начала оживать только в конце 90-х годов прошлого века. В мае 2002 года председатель Тернопольской облгосадминистрации Иван Курниц­кий сделал благородный жест — своим распоряжением он безвозмездно передал часть дворца XVII—XVIII веков (монастырские помещения), а также гробницу сестер и блаженной Марцелины Даровской в собственность ордена Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. К тому времени помещения дворца занимала областная фтизиопульмонологическая больница. Как задекларировано в документе о передаче, высокое должностное лицо исполняло Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и два президентских указа относительно возврата религиозным организациям культового имущества. Кроме законодательных, руководитель области указал и на социально-культурные причины такого шага, — «необходимость провести реставрацию культовых сооружений и благоустройство мест массовой посещаемости паломников». Женский монастырь заключил с областным управлением архитектуры и градостроительства охранный договор на здания и сооружения, ведь они являются памятниками архитектуры государст­венного и местного значения, и начал оформлять собственность.

Из-за сложных согласительно-разрешительных процедур процесс затянулся на пять лет. Наконец районное бюро технической инвентаризации выработало свидетельство о праве собственности на здания и сооружения, но для его выдачи, как оказалось, еще была нужна подпись председателя Язловецкого сельского совета. Тут дело затормозилась окончательно. Поскольку искомый автограф стал знаком запрета. В прошлом году в мае сельские депутаты решили не выдавать свидетельство сестрам римско-католического ордена. Сессия обосновала свое решение нормами Закона «О временном запрете приватизации памятников культурного наследия» от 01.02.2005 года.

— У общины Язловца никто не спросил, хотим ли мы передать часть помещений бывшей больницы именно в собственность монастыря, — подчеркивает сельский голова Мария Футрин. — Мы никоим образом не претендуем на это имущество и не возражаем, чтобы сестры получили его в долгосрочное пользование, скажем, на 25—50 лет. Пусть пропо­ведуют Слово Божие, прини­мают паломников, туристов. Но если здания находятся в пользовании, а не в собственности религиозной организации, государство или областные власти имеют влияние на религиозную организацию. Они могут контролировать использование помещений. А если монастырь получит свидетельство о праве собственности, сестры могут сказать: вам, украинским паломникам и туристам, сюда ходить не сметь. Мы должны защитить право украинцев, желающих видеть украинское!

Представители монастыря с этим решением не согласились и обратились в суд. В конце января этого года Хозяйственный суд Тернопольской области отменил решение сессии сельсовета. «Запретный» закон от 01.02.2005 года на момент выдачи распоряжения председателя ОГА о передаче части дворца в собственность женского монастыря не действовал. Кроме того, Закон «О местном самоуправлении в Украине» (ст.25 и 26) не предусматривает полномочий сельского совета распоряжаться имуществом, являющимся памятником архитектуры, в частности государственного значения. За монастырем признано право собст­венности на часть дворца. Постанов­ление приобрело законную силу, но исполнять его Язловецкий сельский совет не спешил.

Местная власть пошла другим путем. Она решила обжаловать упомянутое распоряжение председателя облгосадминистрации. Мария Футрин обосновывает иск неправомерным применением в распоряжении руководителя области ст.17 Закона «О свободе совести и религиозных организациях», где речь идет о передаче в безвозмездное пользование или возвращение в собственность религиозным организациям именно «культовых зданий и имущест­ва». Оптимизма Марии Васильев­не прибавляет отсутствие в украинском законодательстве определения этих терминов. Тем не менее у нее есть и другие аргументы в свою пользу.

— Во всех исторических документах, газетных публикациях дворец Понятовских—Блажковского упоминается как памятник архитектуры, — убеждает пани Футрин. — Так какие имеются основания считать переданные монастырю помещения культовыми зданиями и культовым имуществом?

Адвокат третьей стороны — монастыря — Людмила Семененко на недавнем судебном заседании оспорила это требование: «Оспариваемое распоряжение главы облгосадминистрации не затрагивает права и законные интересы сельской территориальной общины Язловца. А истец в суде не привел доказательства, в чем эти права и интересы нарушены». Понятно: высказанные председателем сельсовета призрачные опасения, что католики закроют доступ «украинцам к украинскому», не могут быть аргументами в суде.

В результате 28 марта Хозяйственный суд области иск Язловецкого сельского совета к монастырю не удовлетворил. Нетрудно догадаться, что руководство села Язловец с этим постановлением не согласилось и подготовило апелляционную жалобу.

Очевидно, что орден общины сестер Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и его спонсоры вложили значительные средства в ремонт монастырских помещений. Кроме того, они создали часовню, музей истории монастыря и его основательницы Марцелины Даровской, которую в 1996 году Папа Римский провозгласил блаженной. Была отреставрирована ее гробница и восстановлен близлежащий заброшенный парк. Но привлекать средства для последующих ремонтных работ без подтверждения права собственности на помещение становится все сложнее.

— Местная власть и немало представителей сельской общины упрекают нас в недостаточной работе по милосердию, — рассказывает настоятельница монастыря сестра Татьяна. — Но ведь мы за счет средств, которые получаем с паломников и экскурсионных групп из Польши, принимаем на проживание за символическую плату и без оплаты десятки украинских семей с детьми, детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, помогаем бедным семьям, живущим неподалеку. Но этого некоторые представители власти почему-то не замечают.

Сельский голова Язловца Мария Футрин харитативной работы сестер не отрицает. Тем не менее высказывает обеспокоенность другим.

— Монастырь использует большие помещения. Так почему же он не может найти какие-то средства хотя бы для внешнего ремонта правого крыла дворца, где теперь размещается областная противотуберкулезная больница — реабилитационный центр? Я говорила сестрам об этом. Обращал их внимание на соседний заброшенный корпус и глава облгосадминистрации Юрий Чижмарь, побывавший в Язловце. После наших просьб ничего не изменилось. Равнодушие к этим больным сестры объясняют отсутствием средств на эти потребности. Это же просто неуважение к украинскому народу!

Интересно, что местная власть считает ремонт государственной больницы делом монастыря. Еще интереснее то, как настойчиво она проводит демаркационную линию между католической общиной и украинским народом. Неудивительно, что местная власть и представители монастыря не смогли найти общий язык во время коротких диалогов. Тем не менее наблюдатели получили бесплатный шанс убедиться, что собственность на имущество религиозной общины способна легко приобретать национальность и конфессиональную принадлежность.