UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРЕЗ ПАРУС — НА ВЕСЬ МИР

В парусной программе Олимпийских игр практически каждое четырехлетие появляется что-то новое. Пр...

Автор: Валентина Пожилова

В парусной программе Олимпийских игр практически каждое четырехлетие появляется что-то новое. Причин тут немало: прогресс в развитии вида спорта, столкновение интересов ассоциаций разных классов, давление всемогущего телебизнеса… Уходят с олимпийской дистанции одни классы, на смену им приходят другие. А кому-то везет: снова возвращается на дистанцию «Звездный». И кто-то грустит: видно, уж никогда не полетит за олимпийским золотом «Летучий голландец».

Появление в программе абсолютно нового класса - дело не такое уж частое. Как правило, пробивается тот, что уже успел стать массовым, завоевать популярность. И тогда нередко в неравных условиях оказываются разные страны: кто-то уже долгие годы развивал класс, а кто-то спохватился лишь накануне Игр. Совсем другая ситуация, когда вдруг появляется дебютант во всех смыслах этого слова. Тогда равные шансы - для всех. Для всех, у кого есть деньги. Увы, наша страна к таковым не относится. Но ведь мы в парусном спорте держава не последняя, поэтому изо всех сил стремимся к тому, чтобы поддержать свой имидж.

И когда стало известно, что появилась новая олимпийская яхта «49-er», наша парусная федерация не превратилась в постороннего наблюдателя за тем, как один тренер с двумя своими воспитанниками решили освоить этот класс. Тренер этот - Валерий Солдатов, спортсмены - Родион Лука и Георгий Леончук. В этом тандеме Лука более титулованный. Выступая в классе «Лазер-радиал», он был вице-чемпионом мира. На прошлой Олимпиаде участвовал в классе «Лазер». А теперь вот решил вместе с товарищем по коллективу, в котором вместе росли, взяться за «сорокдевятку».

Легко сказать взяться. Для этого, как минимум, нужно иметь лодку. Со всем вооружением. И деньги на участие в международных соревнованиях. Государство, то есть Госкомспорт, мало чем могло помочь. Но нашлись спонсоры, не побоялись вложить деньги в создающуюся команду. Прежде всего, это были два СП - ИСА и «Супермаш». И спортсмены доказали, что в них поверили не зря. Хотя они несколько отставали от зарубежных соперников в освоении нового класса (все-таки достаточно много времени ушло на поиск спонсоров), прошлый сезон прошел неплохо. Экипаж ставил задачу попасть в первую тридцатку. Чуть-чуть не дотянул: по итогам года он 32-й. Но произошло главное - спортсмены почувствовали себя на равных с другими.

- От регаты к регате у нас росла скорость, прибавлялось мастерство, - рассказывал мне в конце сезона Родион Лука. - Теперь главное: не потерять темп. Лодка совершенно особенная по конструкции. Она требует постоянного тренинга. Как минимум пять раз в неделю на ней нужно выходить на воду, иначе отстанешь.

Тогда, в октябре, рулевой экипажа говорил о том, что уже в ноябре надо было бы оказаться в Австралии, куда съедутся чуть ли не все экипажи «49-er». Лодку свою, не завозя в Киев, уже отправили на этот далекий континент, теперь вот найти бы деньги для поездки. Подключилась парусная федерация Украины, и экипаж в ноябре уехал.

Перерыв в два месяца сразу же дал о себе знать (перерыв случился из-за того, что в Киеве не было запасной лодки, она на всю-то Украину - единственная!). Но тем не менее сразу же стартовали в открытом чемпионате Австралии, от гонки к гонке улучшая показатели. Потом - Сиднейская регата. И вот здесь-то случилась беда. Да. Именно беда, по-другому, учитывая наши реалии, это не назовешь. В один из дней на дистанцию налетел шквал, в нашу лодку попала молния. Слава Богу, экипаж отделался испугом, а вот лодка была повреждена настолько, что теперь уже, даже после ремонта, в лучшем случае на ней можно будет лишь тренироваться, да и то, не развивая максимальной скорости.

Тогда ребята были просто в шоке. Сразу из Сиднея они планировали перебраться в Перт для участия в чемпионате мира. А теперь без лодки… Но мир не без добрых людей. Наши яхтсмены, которые не впервые оказываются в Австралии, всегда с благодарностью говорят о внимании, оказываемом им представителями украинской диаспоры. Вот и теперь они пришли на помощь. Михайло Ворчак за свои деньги арендовал для украинского экипажа лодку. Семья Кордуба - Оксана, Роман и их дочь Александра помогали с перевозкой, а руководитель НОК Украины в Сиднее Роман Дехнич принимал активное участие в поисках лодки, ведь их и в Австралии не так много. Нашли старую, одной из первоначальных конструкций. Конечно, ни в чемпионате мира, ни в следующей за ним регате, где стартовали Лука и Леончук, на таком судне трудно было соперничать с серьезными конкурентами, но все-таки это было участие, это была борьба и это добавляло опыта.

Теперь спортсмены в Киеве. Вот-вот доедет сюда и разбитая лодка. Надеются отремонтировать ее так, чтобы можно было дома хоть понемногу тренироваться. Но основное время сейчас спортсмены тратят снова на поиск денег. Надеются, что их спонсоры не отвернутся, ведь не по своей же вине потеряли яхту. Они даже страховку за нее не получили, поскольку «промысел Божий» в условиях контракта, естественно, не был предусмотрен (так им объяснили в компании, которая страховала яхту).

В нынешнем году чемпионат мира проводится рано - в середине мая. На нем уже будут разыгрываться первые олимпийские лицензии, поэтому участие крайне необходимо. А для этого не позже марта следует начать полноценные тренировки на новой лодке, которой пока нет. Правда, Лука и Леончук не теряют оптимизма.

- Мне почему-то кажется, что нас поддержат у себя дома. Надо купить хотя бы один корпус. А уж за нами не станет, работать мы умеем и любим. За олимпийскую лицензию поборемся!

Как бы хотелось, чтобы этот оптимизм не угас. Чтобы нашелся смельчак, поверивший в них так, как поверили те, кто покупал первую яхту (а может быть, именно они и окажутся смельчаками, еще раз вложившими деньги в олимпийскую идею?). Нынешний чемпионат мира предоставляет спонсорам как никогда широкие возможности для рекламы. Ассоциация класса «49-er» добилась у Международной парусной федерации такого права. Одновременно в проведение чемпионата вложено полмиллиона долларов для организации трансляции его гонок на весь мир по компьютерной сети. А это значит, что любая страна может бесплатно пользоваться видеоматериалами для показа по телевидению. В мире этот проект вызвал большой интерес фирм, заинтересованных в рекламе. Интересно, а как у нас отнесутся к этому отечественные магнаты?