Ситуация со свободой слова, деятельностью СМИ, несмотря на общие черты в масштабах страны, в разных регионах имеет свои особенности. На Полтавщине непреодолимое желание власти натянуть на всех журналистов розовые очки, добиться послушания и единомыслия привело к особо глубокому размежеванию их на «своих» и «чужих». Управление по делам прессы и информации облгосадминистрации совместно с рядом пресс-центров самостоятельно «наводили порядок» в СМИ. От этого деликатного процесса продолжительное время был отстранен даже областной совет. Название соответствующей постоянной депутатской комиссии было изменено так, что в ней не было даже упоминания о СМИ. При этом, естественно, депутатов лишили возможности влиять на ситуацию в СМИ и вокруг них.
Но расчет на то, что откровенное давление на издания заменит убедительные аргументы, а одновременно с «обрезанием» полномочий депутатской комиссии исчезнут и соответствующие проблемы, не оправдался. Более того, проявился известный эффект, когда при чрезмерном закручивании гаек срывается резьба и получается результат, прямо противоположный ожидаемому. Пользуясь монопольным положением и бесконтрольностью, руководители облпрессинформа допустили целый ряд промахов и злоупотреблений такого масштаба, что не замечать их стало уже невозможно. В то же время независимые СМИ, хотя и понесли потери, сплотились и... радикализировались, а полтавский областной медиа-клуб приобрел такое влияние, что не считаться с ним власть уже не может. Маятник качнулся в противоположную сторону. Созданный при медиа-клубе общественный комитет защиты свободы слова после проведения целой серии круглых столов и гражданских акций добился возвращения полномочий депутатской комиссии, и она снова занялась проблемами СМИ.
Казалось бы, не бог знает что произошло. В большинстве областей, в отличие от Полтавщины, подобные комиссии никогда не прекращали своего существования, хотя, откровенно говоря, не очень-то и мешали действующей власти. Но для Полтавщины это было почти прорывом. Наконец-то появилась хоть какая-то властная инстанция, куда можно было обращаться, и, если не решать, то хотя бы ставить вопросы.
Цветы вседозволенности и ягодки беззакония
Когда депутатская комиссия, а в ее составе оказались и опытные газетчики, рассмотрела на расширенном заседании деятельность управления прессы облгосадминистрации, многие из участников слушаний были шокированы открывшейся картиной. Чиновники от журналистики хорошо потоптались по свободной прессе. В результате их чрезмерного внимания одни газеты «не того направления» вообще прекратили существование, другие, спасаясь от беды, начали издаваться и даже распространяться где угодно, лишь бы подальше от Полтавы. Местные суды завалены исками. Редакции газет судятся с типографиями, журналисты одних изданий — с сотрудниками других.
Возможно, кто-то и порадовался бы подобным «успехам» чиновников, сумевшим до предела усложнить деятельность газет, которые не желают подстраиваться под власть и посмели иметь и отстаивать собственный взгляд на события, если бы от этого хоть на йоту возрос авторитет провластных СМИ и их руководителей из облпрессинформа. Но этого как раз и не заметно. Бездарное поддакивание штатных лизоблюдов, похоже, уже не устраивает местную власть. Как и позиция многих журналистов-профессионалов из солидных изданий, которые после полученных уроков начали откровенно уклоняться от политической и социальной проблематики в ожидании лучших времен и печатая нейтральные с безопасной информацией материалы на темы краеведения, садоводства, семейных проблем.
Участники заседания депутатской комиссии на конкретных фактах смогли убедиться, что чиновники с журналистскими билетами, по указке «сверху» допускающие нарушения закона, чтобы закрыть рот свободной прессе, так привыкают к беззаконию, что в дальнейшем уже по собственной инициативе плодят невероятные злоупотребления. Например, как могло случиться, что районным газетам не хватает финансов на самое необходимое, в то время как бюджетные средства расходуются на потребности информагентства «Новини Полтавщини», устаревшие материалы-перепечатки которого мало кому нужны? Стали возможными и вовсе невероятные события: не отягощенные излишними доходами типографии (которые, кстати, отказывались выполнять заказы по изданию оппозиционных газет, ссылаясь, в частности, на перегруженность) продолжительное время по-ударному печатали десятитомный фолиант исторической хроники. Автор эпопеи — начальник управления по делам прессы и информации облгосадминистрации Юрий Дмитренко. Директора издательств до сих пор подсчитывают убытки и клянут себя за то, что уступили давлению.
Даже несмотря на то что депутатская комиссия облсовета не проявляет особого стремления углубляться в «скользкие» проблемы, возникшие вокруг местных СМИ, каждое ее заседание «засвечивает» факты, за которыми можно многое увидеть. Скажем, представитель одной из оппозиционных партий, выступая на сессии облсовета, обратил внимание депутатов на газету «Цілком відверто». Мол, издание имеет таких серьезных соучредителей (облпрокуратура, милиция, апелляционный суд, областное отделение СБУ), но это не мешает ему быть безответственным за слово, использовать приемы самого черного пиара. Даже поверхностное рассмотрение деятельности газеты выявило грубые нарушения законодательства. Оказалось, что многие из тех серьезных соучредителей, которыми оперирует издание, давно отказались от сотрудничества с ним. И если бы уважался закон, то выход подобной газеты давно уже должен был прекратиться, хотя бы для перерегистрации. Но среди соучредителей «Цілком відверто» фигурирует и облпрессинформ. А под такой «крышей» редакция газеты может творить (и творит) что угодно. Даже после того как «выкрутасы» газеты, способной выходить тиражом от 50 экземпляров до 450 тысяч, в зависимости от объема поставленного компромата, стали достоянием гласности.
Белая книга с черными признаками
Впрочем, результаты подобной критики, как и корректировку отношения действующей власти к СМИ, не стоит переоценивать. Гора (имею в виду вопиющие факты, выявленные депутатами облсовета) породила мышь. Факты беззакония и злоупотреблений не вышли за пределы разговоров в узком кругу. Официальные СМИ по этому поводу отделались куцыми заметками, из которых трудно понять, что к чему.
— И все же, — уверена руководитель полтавского медиа-клуба Людмила Кучеренко, — то, что уже и представители действующей власти проявляют признаки недовольства авторитарным стилем управления СМИ, уровнем ведения газет, которых «приручили», лишили собственного голоса, факт показательный. От того, что своими действиями власть рассекла СМИ надвое, жестко разделила на «своих» и «чужих», страдает вся местная журналистика. И ликвидировать возникшую пропасть непросто, хотя крайне необходимо. Интерес сотрудников прессы к медиа-клубу, члены которого часто бывают в разных странах, встречаются с известными людьми, велик. Но полностью удовлетворить его нам не дают. В небольшом помещении, арендуемом нами, много людей не разместишь. А на наши просьбы провести то или иное мероприятие в более просторном помещении, постоянно слышим резкое и безапелляционное «нет». Такой же ответ от коллег получаем и тогда, когда предлагаем свои услуги по чтению лекций, выступлениям на занятиях вечернего университета журналистики. Наши мероприятия рядовые журналисты, особенно из районных газет, охотно посещают, но провластная журналистская элита приглашение к сотрудничеству игнорирует. Так и существуем, словно две непересекающиеся параллельные линии.
— Полный нейтралитет, невмешательство в дела друг друга?
— Если бы так. Создан целый арсенал методов перекрытия кислорода «не таким» изданиям. Посредством давления на рекламодателей не угодные власть имущим издания лишаются финансовых поступлений, предельно усложняется их распространение. Доходит до того, что даже уличные продавцы побаиваются иметь дело с оппозиционными изданиями. Если газета, преодолевая барьеры, выживает и в этих условиях, то применяется «тяжелая артиллерия». Зависящие от власти типографии могут в любой момент прекратить ее издание. Все эти приемы были сполна использованы против газеты нашего медиа-клуба «Новий день». Она не выходила полтора года, с тех пор как сначала издательство «Полтава», а затем «Кобеляки», в нарушение договора прекратили печатать издание. Директор одного из них мотивировал свое решение «невозможностью дальнейшего сотрудничества». И — точка. Мы подали иск в суд. И недавно выиграли процесс. Суд обязал издательства продолжить сотрудничество с газетой. Но мы далеки от того, чтобы удовлетвориться этой победой. Справедливость требует, чтобы виновные компенсировали материальные потери газеты за полуторалетние мытарства. Понимаем, что главные виновники беззакония — не директора, а хозяева высоких кабинетов, руководствующиеся не законом, а телефонным правом. Поэтому продолжаем судиться, добиваясь компенсации материальных потерь, одновременно доказывая, что не всегда можно пренебрегать законом, и каждое должностное лицо может оказаться с ним с глазу на глаз.
— Многие полтавские журналисты считают сильной стороной медиа-клуба его работу в судах, оказание юридической помощи сотрудникам прессы...
— Защиту свободных изданий и их журналистов считаем первоочередным долгом. Участвуем в десятках судебных дел. Некоторые из них тянутся годами. Скажем, почти четыре года продолжается судебный процесс по иску дочери экс-мэра Полтавы, ныне народного депутата Анатолия Кукобы против газеты «Приватна справа» и его редактора Анатолия Банных. Истец требует от издания 180 тысяч гривен. Суть дела проста. Еще студенткой Анна Кукоба возглавила местную телерадиокомпанию «Анна». Возникла необходимость открыть в Интернете страницу о Полтаве. Это ответственное дело поручили Анне Анатольевне, о чем под рубрикой «светская хроника», а также о том, что на открытие интернет-страницы один из банков выделил 5 тыс. долларов, и написала газета, никого ни в чем не обвиняя. Назвала голые факты. А что они оказались красноречивыми — не ее вина. Вот с 1999 года и до сих пор издание таскают по судам. И трудно понять, за что.
— Ваша электронная рассылка «Свобода слова. Полтавщина» отличается насыщенностью, свежими фактами, причем не только из Полтавы и Кременчуга, но и из глубинки.
— У нас широкие связи с периферией, и мы дорожим ими. Все больше свободных изданий появляется в районах области. В Пирятине, Лубнах, Миргороде действуют центры областного медиа-клуба. Сейчас работаем над созданием Белой книги полтавской журналистики, собираем лучшие образцы публикаций, которые утверждают стремление к правде, защищают человеческое достоинство. Наряду с учреждением премии за журналистское мужество это обязательно принесет свои плоды.