Победа на Олимпийских играх - одно из самых трудных достижений среди всех видов человеческой деятельности. Алексей Баркалов участвовал в Играх четыре раза, дважды был чемпионом, однажды - серебряным призером и только раз его ватерпольная команда прошла мимо пьедестала почета.
Он сыграл за сборную СССР 412 матчей - у следующего за ним в мире спортивного «долгожителя» на сто с лишним матчей за национальную сборную меньше. И если в футболе и хоккее был Бобров, в волейболе - Поярков, то в водном поло равных Баркалову нет. Кстати, я был потрясен, когда узнал, что Алексей Баркалов, как и Всеволод Бобров, явно находился под покровительством богов. Известно, что беременную мать Боброва должны были расстрелять колчаковцы, но она осталась жива. Потом Всеволод тонул с братом в проруби - брат погиб, он выплыл. И наконец, Бобров опоздал на самолет, в котором разбилась хоккейная команда ВВС.
Баркалов в 26 лет, вернувшись с очередного турнира за рубежом в Москву, узнал, что в Харькове умирает отец, взял билет на утро, но вечером вдруг сорвался из гостиницы, пробился на последний ночной самолет и успел в больницу буквально за минуту до смерти отца. А утренний самолет разбился под Харьковом со всеми пассажирами. Сочетание двух трагедий привело к тому, что Алексей сразу совершенно поседел. Билет «на тот свет» он хранит до сих пор...
Родился он в Харькове ровно пятьдесят лет назад. С четырех лет рос без матери под наблюдением отца и бабушки. В одиннадцать определилась его судьба, как выяснилось, на всю оставшуюся жизнь - тренер Шумаров набирал в ближних школах группу и привел Алешу в бассейн. Видно, фортуне и тогда было угодно, чтобы дом, школа и бассейн оказались рядом в одном небольшом треугольнике. Сначала просто плавал, а так как во все времена у пловцов любимым развлечением было водное поло, как-то проявил себя в игре, и стал ватерполистом. Здесь первым его тренером был Давид Смагоринский. С четырнадцати лет Алексей уже выступал в команде класса «Б» всесоюзного чемпионата - харьковском «Динамо».
Водное поло на первый взгляд не сравнить по конфликтности с хоккеем или футболом, но в действительности характер там нужен покрепче. Над водой, а особенно - под водой, такое происходит, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в лучших командах собирают двухметровых богатырей, с которыми Алексею, человеку среднего спортивного роста, и приходилось всю жизнь разбираться.
В 1968 году в жизни Алексея произошли два эпохальных события - женился на известной пловчихе Людмиле Хазиевой и первый раз в составе сборной СССР попал на Олимпийские игры в Мехико. Здесь в финале наша команда в отчаянной борьбе в дополнительное время проиграла югославской сборной - тем самым «двухметровикам», о которых уже упоминалось. Как потом, задним числом, разобралась наша спортивная наука, делегация СССР хотела лучше приспособиться к высокогорью и разреженной атмосфере и прибыла в Мехико за полтора месяца до соревнований. Ошибка оказалась глобальной - проиграли, задохнувшись, не только ватерполисты, а и представители большинства видов спорта, уступив американцам по любой системе подсчета - очков или медалей.
Через четыре года в Мюнхене, на ХХ Олимпийских играх югославская сборная в финал не пробилась, но матч с этой командой Алексею обошелся дорого - соперник ухитрился заехать ему ногой в ухо и давлением воды порвало барабанную перепонку. Алексея вынули из бассейна без сознания. И все же на матч с немецкой сборной он вышел играть - с ухом, залепленным пластилином, залитым камфорой и вазелином, закрытым резиновой и матерчатой шапочками. И не просто вышел - при проигрышном счете 0:2 сразу забил гол, это был перелом в ходе матча, сборная СССР выиграла - 4:2. В финале обыграли венгров и стали чемпионами. Кстати, венгерская сборная имела давние традиции и в ней бывали и трехкратные олимпийские чемпионы, правда, в более ранние годы.
А в Монреале в 1976 году, где сборную СССР заведомо считали победительницей, снова перемудрили врачи, точнее - специалисты по допингу. Они решили усилить и без того непобедимую команду, вколов игрокам такое, что они еле ходили и очнулись только тогда, когда медали уплыли к другим...
Московская Олимпиада, в принципе обесцененная бойкотом делегаций США, Канады, ФРГ, турнир ватерполистов провела на обычном мировом уровне - югославы, венгры, итальянцы в Москве присутствовали. Так появилась у Алексея Баркалова вторая золотая олимпийская медаль.
А потом заслуженный мастер спорта Алексей Баркалов, имевший за плечами диплом инженера-электрика Харьковского политехнического института и закончивший экстерном Саратовское высшее командное училище МВД, все же из бассейна не ушел и стал не главным электриком, а тренером своей команды киевского «Динамо». Работал с мастерами, потом с молодежью и опять с мастерами, стал заслуженным тренером Украины. Когда появилась возможность, уволился из органов, дослужившись до майора, и поехал в страну, где водное поло любили, как футбол - в Югославию, небольшой городок Нови Сад под Белградом. Но после того как Югославию начали раздирать национальные конфликты, из нее пришлось уезжать.
В Киеве Баркалов был избран президентом Федерации водного поло Украины, но здесь работа не заладилась. Известно, что у олимпийских чемпионов характер не сахарный, а добиться самостоятельности от нового Министерства по делам молодежи и спорта федерации и ее президенту не удалось. Баркалова тихо и досрочно переизбрали и заменили покладистым человеком.
А пока мы поздравляем нашего славного олимпийца с пятидесятилетием! Приятно все же, что можно на улице в Киеве встретить человека, портрет которого имеется с 1993 года в Музее славы водных видов спорта в американском городе Форт-Лодердейл вблизи Майями. И в Музее спортивной славы Украины.