UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Чего же не хватало России»?

Триумф и судороги «модернизации»

Автор: Юрий Кирпичев

С сентября прошлого года, когда Владимир Путин объявил о намерении снова стать президентом, в России перестали говорить о модернизации. Что ж, все логично. Но мы все же поговорим. О настоящей модернизации, стремительной и эффективной. Об американской!

Истинные модернизации (не насильственные петровские или показушные потемкинские, как принято в России, а теперь вот и в Украине) не проводят. Для них создают условия - и они идут сами. Быстро, естественно, непрерывно. Как двести лет идут в Америке. Причем под условиями подразумевается не возведение вертикали власти (Романовых это не спасло, как не спасет Путина и Януковича), не тюремный срок самому самостоятельному и успешному бизнесмену или предыдущему премьер-министру, не приватизация государства одним человеком, а последовательная демонополизация и демократизация общества. Ибо только это дает возможность демократизировать и демонополизировать бизнес. Что предполагает и подразумевает конкуренцию. И конкурентоспособность как внутри страны, так и на мировой арене. Американская элита это хорошо понимает. У нас ее, элиты, к сожалению, пока что нет.

Для США на пути, ведущем через промышленное лидерство к мировому, стартовым стал 1812 год, а спусковым крючком в буквальном смысле слова послужил ружейный курок. Английская блокада показала американцам всю опасность отсутствия собственного оружейного производства - огромная страна не производила ни ружей, ни пушек, ни пороха! Поскольку же пригласить знающих мастеров не удалось, то пришлось создавать сложное производство самим, не имея ни базы, ни опыта, ни специалистов, но также и… устаревших стереотипов. Вместо мануфактурной оружейной промышленности с преобладанием ручного труда, которая имела место в полуфеодальной еще Европе, США создали передовое машинное производство!

Янки изобрели и ввели в широкий заводской обиход не только новые машины (фрезерные, револьверные и копировальные станки, штамповочные прессы и пр.), но и методы организации производства. Уже в 1854 г. мастерская мира Великобритания построила военный завод по американскому образцу, закупив американское же оборудование! То есть Америка вела модернизацию, не заимствуя технологии, как Россия, но создавая их! И не сверху, а снизу, в порядке частной инициативы. Однако по-настоящему открытие промышленной Америки состоялось в 1876 г., когда на выставке в Филадельфии ошеломленные европейские специалисты убедились в безусловном превосходстве американской инженерной мысли! Они увидели так много нового и удивительного, что выражение «новые методы машиностроения» с тех пор означало «американские методы».

Можно привести длинный список техники, рожденной в США: швейные машины и металлические ружейные патроны, технология производства ружей и револьверов и разного рода насосы, многие модели паровых машин и котлов, турбин и паровозов. И еще сельхозмашины, металлообрабатывающее оборудование, машины для изготовления обуви, пильные станы, электрические мостовые краны, холодильники и лифты!.. Причем Европа копировала не только машины, но также методы работ, организации производства и даже реализации продукции.

Об этом и писал в своем отчете о посещении Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго в 1893 г. ректор Харьковского технологического института Виктор Львович Кирпичев. Поездку он совершил по поручению министра финансов Российской империи С.Витте. Америка далеко опередила Европу не только в оригинальности и совершенстве машин, но и в их точности и стандартизации. За океаном создали первые массовые производства, причем с высочайшей производительностью, в среднем вдвое-втрое выше европейской. Так, американская домна того же объема, что и английская, давала в три-четыре раза больше чугуна - за счет вдувания большого количества воздуха под большим, чем в Англии, давлением. И так далее.

Чем же объяснял профессор лидерство Америки? Парадоксально, но в первую очередь высокой заработной платой! «Влияние этого обстоятельства ясно сказывается и на общих чертах промышленности, и на подробностях ее организации, и даже на мелких частях, деталях машин и приборов».

Высокая заработная плата надежно обеспечивала страну от социальных потрясений, но побуждала рабочих бороться за свои права, что стимулировало развитие демократии. Она объяснялась долгим периодом нехватки рабочих рук. И в отличие от современных «восточных тигров» и Китая, преимуществом которых является дешевая рабочая сила, эта высокая оплата труда стала главным стимулом блестящего развития американской промышленности!

Что привело к изменению образа жизни американцев. Кирпичев отмечал, что установившиеся благодаря высоким доходам высокие стандарты американской культуры вызывают гораздо большую, нежели в Российской империи, нужду в машинах. Это и городские железные дороги - прообраз нынешних электричек и трамваев, и лифты, и электрическое освещение, и вода, горячая и холодная в любой момент и в любом количестве, и т. п. В России все это означало исключительную роскошь, а для жителей американских городов привычные и необходимые бытовые удобства.

В качестве примера профессор приводит оборудование нью-йоркского отеля «Уолдорф». В подвале располагались 16 паровых машин общей мощностью в три тысячи л.с. Две трети из них использовались для отопления, остальные для электрического освещения, хлебопекарни, бойни, колбасной, прачечной, кухни, пневмопочты, вентиляции, холодильников и льдоделательных машин (их обилие особенно удивляло европейцев), водопровода и лифтов. Водопровод отеля доставлял в сутки более миллиона ведер воды. В России этого было бы достаточно для города с населением в 200 тысяч жителей. В отеле сияло 10 тысяч электрических лампочек! В России лишь 30 декабря 1883 г. зажглись первые 32 электрических фонаря на Невском проспекте и лампы в Зимнем дворце. А первая харьковская электростанция заработала только в 1897 г.- к тому времени В.Кирпичев уже возглавил Киевский политехнический институт.

Еще одна причина бурного развития американской промышленности - конкуренция. Настолько жесткая, что образцом бизнесмена американцы считали… императора Наполеона! На войне как на войне. И хотя с точки зрения европейцев конкуренция приводила к неэкономичности и дороговизне машин, янки пришли к выводу, что скорость и мощность (в том числе и скорость появления машин на рынке, а значит и скорость конструирования и изготовления) все окупают, если позволяют опередить соперника.

Выставка проходила в рамках празднования 400-летия открытия Америки и была грандиозной, сама став произведением науки, искусства и индустрии. 200 тысяч электроламп Эдисона питались многофазными генераторами великого Теслы (он имел собственный зал с неоновым табло!). Колокол Свободы перевезли на время выставки из Филадельфии в Чикаго. Более 27 млн. человек посетило 200 ее павильонов; население США в то время составляло около 63 млн. Сам Ольмстед, создавший нью-йоркский Централ парк и парк на Мон-Рояль в Монреале, трудился над ее оформлением. Ей посвящали марки и монеты, картины и открытки. Даже сейчас, сто двадцать лет спустя она вдохновляет художников и компьютерщиков! Они создают виртуальный путеводитель по выставке.

На ней работало первое в мире колесо обозрения, ставшее одним из чудес света. Созданное инженером Джорджем Феррисом (по-английски колесо обозрения до сих пор называется ferris wheel), оно было 75 метров в диаметре и весило 2000 тонн! Две паровые машины мощностью по 1000 л. с., 36 кабин размером с автобус, 20 сидячих и 40 стоячих мест в каждой (всего 2160 человек). Его 70-тонная ось была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники, а само колесо - выше любого небоскреба.

Кирпичеву было на что посмотреть! В заключение своего доклада, посвященного выставке, он посоветовал молодым механикам посетить Америку: «Они увидят весьма интересную страну, про которую профессор Ридлер сказал, что она «слишком велика, слишком богата, слишком молода и работает слишком скоро». Полагаю, что величие, богатство, молодость и способность быстро работать - это все такие достоинства, которых не может быть слишком много…

Наши молодые инженеры увидят в Америке самое интенсивное производство и самые лучшие машины в свете. ...Классическая древность дала нам прекрасный миф о кастальском источнике; нужно было пить его воду, чтобы получить поэтическое вдохновение. …Для получения вдохновения к механическим изобретениям нужно подышать воздухом Америки и напиться воды великих американских рек и озер».

Слова профессора справедливы и сейчас. Но любопытно послушать еще одного представителя России, побывавшего тогда в США. Великий князь Александр Михайлович пишет в своих воспоминаниях: «В январе 1893 г. один из наиболее новых русских крейсеров «Дмитрий Донской» должен… отправиться в Соединенные Штаты, чтобы поблагодарить американцев за оказанную ими минувшим летом во время недорода на юго-востоке России продовольственную помощь. Для меня представился единственный случай посетить страну моих юношеских мечтаний».

Как видим, Америка всегда помогала России, но главной целью прибытия русской эскадры было участие в морском параде, посвященном юбилею и выставке. Броненосец «Император Николай I», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской» (их последним парадом станет Цусима), «Генерал-Адмирал» и крейсер «Рында» стали частью интернационального флота. Из Испании приплыли точные копии судов Колумба, из Норвегии - корабля викингов, а всего 35 боевых кораблей из США, Британии, Германии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Бразилии и Аргентины салютовали 27 апреля пароходу «Дельфин», на котором президент Кливленд обходил парадный строй.

«Никогда еще до того времени столько наций не посылали своих флотов к берегам Соединенных Штатов», - пишет князь. «И тот факт, что все великие державы боролись за расположение и дружбу Соединенных Штатов был весьма знаменателен. …Я думал о моем деде, дяде и двоюродном брате (Николай I, Александр II и Александр III. - Ю.К.). Они управляли страной, которая была больше этой новой страны, наталкиваясь на те же самые проблемы, как громадное население Америки, заключающее в себе сколько десятков национальностей и вероисповеданий, колоссальные расстояния между промышленными центрами и районами земледелия, требовавшие железнодорожных линий большого протяжения. Трудности, стоявшие перед американским правительством, были не меньше наших, но наш актив был больше. Россия имела золото, медь, уголь, железо; ее почва, если бы удалось поднять урожайность русской земли, могла бы прокормить весь мир. Чего же не хватало России? Почему мы не могли следовать американскому примеру?»

Надо сказать, что в устах Романова вопрос этот звучал риторически. Он и сейчас так звучит в устах новых хозяев русской земли…