UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Быть просто Петей Ивановым скучно!»

Именно эти слова произнесла моя пятнадцатилетняя племянница, отвечая на вопрос о том, почему современная молодежь так любит прятаться за различными образами.

Автор: Виктория Сорокопуд

Именно эти слова произнесла моя пятнадцатилетняя племянница, отвечая на вопрос о том, почему современная молодежь так любит прятаться за различными образами. У самой Светы очень много комплиментарных «персонажей» и «имен». Наиболее стойким оказался, как она говорит, «нормальный вампир с веселым характером» Кель, у которого есть не менее импозантный клыкастый друг - Вель (ник ее подруги).

Классические психологи тут же скажут, что «нормальный человек» никогда не будет отождествлять себя ни с одним персонажем, что это заведомо ложный путь, продиктованный желанием бежать от реальной жизни. Но наш мир как раз и интересен тем, что все мы живем в абсолютно разных «плоскостях», и то, каким каждый из нас видит окружающий мир, - на самом деле только проекция нашего внутреннего мира. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тщательно выстраиваемый современными подростками новый, «аватарный» мир застает многих из нас врасплох и заставляет «перезагрузиться».

Но прежде чем мы услышим самих молодых людей и то, как психологи смотрят на эту тему, давайте вспомним наших любимых героев кинофильмов, мультфильмов, книг, игровых персонажей, кумиров, на которых так хотелось быть похожими. Они не просто так бережно хранятся в нашей памяти. И наши дети, познавая себя, увлекаются супергероями, играми, субкультурами, аниме.

Чтобы выяснить, с кем отождествляют себя современные тинейджеры, мы инициировали проведение экспресс-опроса среди подростков одной из киевских школ, который осуществил школьный психолог Владимир Лысюк. Мы попросили ребят ответить на следующие вопросы:

С каким персонажем книги/игры/фильма вы в данный период жизни себя ассоциируете?

Он ваш ровесник или старше/младше вас?

Чем он вас привлек?

Наделен ли он магическими способностями?

Этот образ/персонаж как-то помогает вам в реальной жизни?

Если да - чем именно?

К сожалению, среди опрошенных попадались откровенно паясничавшие, были и такие, кто не потрудился вчитаться в текст, и просто неискренние. Впрочем, среди восьмидесяти двух участвовавших в опросе ребят (42 парня, 40 девушек) откровенные личности все же встречались.

В ответе на первый вопрос парни писали: Джек Воробей («Пираты Карибского моря»; привлек своим поведением), Нео («Матрица»; привлек своими способностями. В реальной жизни ничем не помогает), панда По («Кунг-фу Панда»; привлек своей судьбой, но в реальности ничем не помогает), Робин Гуд (привлек своим характером. В реальной жизни помогает своими действиями), герой «Intermezzo» М.Коцюбинского («Я сам иду этим путем», - написал парень), стрелок Роланд («Темная башня» С.Кинга; привлек своим стилем жизни, мастерством, знаниями; в реальной жизни помогает), персонаж «Стальная Крыса» («Стальная Крыса» Г.Гаррисона; привлек приключениями, опасностью и умением выходить из сложных ситуаций, помогает самостоятельностью и умением быстро принимать решения), Саймон (сериал «Отбросы»; в жизни веселый человек, немного помогает в жизни), Нейтон (сериал «Отбросы»), аниме «Блич» (главный персонаж «Блича» - 15-летний школьник Ичиго Куросаки, который случайно получает сверхъестественные силы богов смерти, после чего начинает борьбу со злом. - Авт.). Еще среди парней оказалось два любителя Блэйда («Блэйд»; привлек его стиль жизни), два любителя Гарри Поттера (герой Д.Роулинг), который в обоих случаях в реальной жизни ничем не помогает, и тем не менее одному из парней нравится его взгляд на жизнь.

Все остальные ребята в ответ на этот вопрос или поставили прочерки, или написали имена реальных людей, среди которых были и музыканты, и футболисты, и игроки в НБА, бодибилдеры, актеры и даже лучшие игроки компьютерных игр. К слову, в ответе на вопрос о возрасте персонажа - в 23-х случаях парни написали, что он старше их. Лишь пятеро молодых людей сказали, что названные ими персонажи являются их ровесниками, но младше себя не назвал ни один из них. Остальные напротив вопроса о возрасте героя или писали «не знаю», или давали достаточно противоречивый, но очень интересный с психологической точки зрения ответ. Например, «Он (Нео из «Матрицы») мой ровесник», хотя лично по нашим ощущениям ему лет 25-27.

Впрочем, среди всех ответов наиболее «впечатляющим» оказался тот, в котором парень написал, что ему «своими шуточками» нравится Баттхед - один из персонажей мультсериала «Бивис и Баттхед». Для тех, кто не знаком с этими подростками, скажем, что их юмор состоит «в попуске» всех традиционных ценностей. Для этих друзей имеет значение только телик, тяжелая музыка, насилие и секс. Впрочем, мы не станем рассуждать на эту тему. Скажем лучше «спасибо» этому парню за то, что он о своих предпочтениях написал честнее многих.

Ситуативный психологический комфорт и нарушение самоидентичности

Прежде чем представить ответы девушек, мы решили дать «психологический врез» и поставить комментарий кандидата психологических наук, завкафедрой психологии Киевского института бизнеса и технологий Людмилы Гридковец, которая поделилась с нами своим профессиональным взглядом на то, почему для определенной части современных молодых людей быть просто Петей Ивановым скучно.

- Здесь надо говорить о возрастных категориях, - говорит Людмила Михайловна. - Если ребенок увлекся каким-то персонажем, то он может какое-то время ассоциировать себя с ним. Но если месяцы идут, а образ становится ему только ближе - это уже нарушение самоидентичности. Потребность в создании дополнительных стимулов присутствует только там, где, во-первых, нет реальной насыщенной жизни, а во-вторых, если у ребенка присутствует чувство одиночества, ощущение покинутости. Но если молодые люди активно ищут себя, свое призвание и понимают, что хотя реальная жизнь тяжелее виртуальной, но от этого она не становится менее яркой, - у них никогда не появятся вымышленные друзья, они не станут искать альтернативные способы взаимодействия с реальным миром. Отождествление себя с какими-то образами происходит и тогда, когда родители оставляли ребенка в эмоциональном плане.

Сегодняшние дети - это дети тех детей, родители которых подписывались на кучу садоводческих журналов, чтобы вырастить помидор или огурец, но мысль о том, что для воспитания своего ребенка им тоже стоит что-то прочитать, им даже в голову не приходила. Эта дисфункция дошла до наших дней.

- Хорошо, как из всего этого выходить и нужно ли вообще это делать?

- Однозначно здесь ничего сказать нельзя. Если родители увидели, что это есть, им прежде всего надо постараться стать своему ребенку другом. Если же они по каким-то причинам к этому не готовы, пусть лучше он ассоциирует себя с героем аниме или книги.

- А мне так хотелось услышать от вас позитив. Впрочем, я все равно убеждена в том, что персонажи и образы помогают формировать свое ядро, шлифовать внутренний стержень…

- Знаете, чем жизнь отличается от сказки? Тем, что в ней есть свои причинно-следственные связи. Конечно, если ребенок в данный момент находится в глубокой психотравме, персонаж может дать ему ситуативный психологический комфорт, стать своеобразным спасением. Но если он сопровождает ребенка в течение длительного времени, значит ребенок вместо того, чтобы решать свои проблемы, только бежит от них. Вымышленный мир становится для него более реальным. Поэтому если в реальной жизни с таким ребенком приключается беда, ему невероятно тяжело с ней справиться.

- А что вы скажете об отождествлении себя с теми персонажами, которые наделены магическими способностями?

- Это фактор инфантилизации. Только в сказке можно волшебной палочкой махнуть - и все у тебя будет. Но для того, чтобы в реальной жизни что-то получить, нужно приложить много усилий. В конце концов, это может привести к тому, что человек потеряет способность наслаждаться этим миром.

Алиса, Джульетта, Вера и Солт…

Что касается ответов участвовавших в экспресс-опросе девушек, они, к нашей радости, оказались более полными и более логичными по сравнению с мужскими. Даже если школьницы ставили везде прочерки (таких оказалось тринадцать человек), большинство из них посчитали необходимым это объяснить. В основном «минусы» сводились к одному: «Я себя ни с кем не сравниваю, потому что каждый человек индивидуален. Я ни на кого не похожа». Что касается основных ответов - часть девушек так же, как и парни, не вчитались в текст и потому написали имена реальных певиц и актрис, которые помогают им «создавать собственный стиль, быть увереннее в себе и не бояться осуждения». Девятнадцать девушек из сорока сказали, что их персонаж старше их. К ровесникам «прикипели душой» всего шестеро, еще две девушки сказали, что ассоциируют себя с младшим персонажем. В первом случае это кэрролловская Алиса, которая привлекла шестнадцатилетнюю школьницу своей судьбой, что позволяет ей «сравнивать свои моменты жизни с ее и делать определенные выводы». Вторая пятнадцатилетняя ученица назвала Кевина из фильма «Один дома», поскольку так же, как и он, «любит посмеяться, почудить, повеселиться».

Что касается остальных ответов - прийти к общему знаменателю в этой теме нам так и не удалось. Девушки назвали разных героев:

Сэм (фильм «История золушки»; главная героиня привлекла своей честностью, послушанием, помогает «выдерживать любую семейную ситуацию, какой бы она ни была»);

Аватар (фильм «Аватар», главный герой которого, заметьте, «моего возраста», хотя девушке 15 лет);

Джульетта («Ромео и Джульетта» Шекспира; привлекла своей судьбой и похожей жизненной ситуацией. «Читая ее мысли, я даю сама себе ответ на вопрос», - написала 16-летняя ученица);

Гарри Поттер;

чародейка Йеннифер (серия романов о ведьмаке А.Сапковского; привлекла характером и жизненными приоритетами. В реальности помогает «в тех ситуациях, когда нужно мыслить здраво, не поддаваться эмоциям»).

Кроме того, были названы: Грегори Хаус, «обладающий интеллектуальными способностями» (сериал «Доктор Хаус»);

Вера Воронина (сериал «Воронины»; привлекла «умением жить и управлять семьей»);

героиня фильма «27 свадеб» (на вопрос «Помогает ли она чем-то вам?» ученица ответила: «Да. Нужно уметь говорить «нет». В фильме героиня учится это делать»);

девушка по имени Холи (книга «P.S. Я тебя люблю» С.Ахерн; «Мы похожи характерами. У нас похожая история. Магическими способностями не наделена, но помогает понять, что после окончания жизни родного человека у меня тоже есть жизнь»);

Эвелин Солт (фильм «Солт»; «Девушка-загадка, которая ищет справедливость и борется со злом. Привлекла стилем жизни, силой, внешностью и храбростью»);

Кэсси и Эффи (сериал «Молокососы»; в реальности помогают двум подружкам делать то, что они хотят). Etc.

Кель и Юки Гио…

Когда мы говорили с моей племянницей о том, почему она так же, как и большинство ее подружек, отождествляет себя с мужскими персонажами - внятного ответа я так и не получила. Зато его очень четко сформулировала Людмила Михайловна. И поспорить с ней нельзя - современное общество действительно культивирует маскулинный образ женщины, которая должна быть умной, деловой, пробивной и т.д., то есть, по сути, мужчиной. И устоять под этим напором в подростковом возрасте практически невозможно, особенно если ты сама еще не разобралась в своей природе.

Впрочем, Света (она же Кель, Морган Кейн, Тсуме, Хоцуме, Германия и т.д.) и ее 16-летняя подруга Маша (она же Юки Гио, Себастьян Микаэлис, Тобое, Киара и т.д.) имеют свой взгляд на определенные вещи, мир, и в этом взгляде есть много интересного.

- Отождествление себя с каким-то персонажем происходит не потому, что ты с ним похож характерами, - объясняет Светлана. - Бывает, что очень чувствительному человеку нравится более холодный персонаж, и если он себя с ним отождествляет, на те ситуации, которые могли бы расстроить его, он уже не так реагирует. Иногда персонаж помогает спокойнее относиться к неудачам. Например, когда вспоминаешь свято верящего в свою удачу Амано, и начинаешь думать, что надо в себя верить, - все получается.

- Вообще, персонажи помогают выстроить свою индивидуальность, - говорит Маша. - Это не слепое копирование чьих-то качеств, фраз. Если они тебе близки, они становятся частью тебя, дополняют. Даже мышление становится похожим на того, с кем ты себя отождествляешь. Например, если я не могу на кого-то по-доброму смотреть, я вспоминаю одного из персонажей аниме - Юки Гио, который на людей никогда не злится. Мне даже нравится само имя Юки. Оно означает снег, а это моя любимая погода.

- Вы обе ассоциируете себя с мужскими образами. Почему?

Маша. - Интересные женские персонажи сложно найти. Их всегда делают какими-то наивными, слабыми.

- Правда, что сейчас молодежь все больше ассоциирует себя с теми персонажами, которые наделены волшебством, точнее - какой-то магической силой?

Света. - Не знаю. Лично я не смотрю на то, какими силами персонаж наделен, у него их вообще может не быть. Меня больше интересует то, какова его жизненная позиция, как он ведет себя с другими.

Маша. - А среди моих друзей действительно более популярны наделенные магическими способностями персонажи. Простых подростков они почему-то не сильно воспринимают.

- Кстати, вы наверняка знаете, что говорят психологи по этому поводу. Нет? Что за всем этим стоит уход от реальности. Они правы?

Света. - Если не брать отдельные случаи, никто из нас не верит в то, что вокруг летают духи и драконы. Я даже не знаю, в чем они видят этот уход. Даже если что-то на реальность наслоить, это просто позволяет посмотреть на вещи немного по-другому. Кроме того, если твой любимый персонаж - писатель или художник, ты и сам начинаешь писать, рисовать. И когда обнаруживаешь, что у тебя это реально получается, это здорово.

Маша. - Кстати, современная наука говорит о том, что мысли материальны. Теория струн - тема доклада по математике, который я сейчас готовлю. Это понимание позволяет не рвать на себе семь шкур и не пытаться доказать миру свою истину, а смотреть на жизнь более спокойно, просто по-другому.

- Маша, Света, персонажи как-то помогают вам выстраивать отношения с противоположным полом?

Света. - В каком-то смысле, да. Появляются общие интересы.

Маша. - Конечно, воспринимать книги и аниме как пособия для выстраивания отношений - это слишком. Но если люди противоположного пола интересуются тем же, чем и ты, это может быть ступенькой. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что любить - значит не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении.

…Как видите, даже для того, чтобы подросток смог отождествить себя с кем-то позитивным и многогранным, ему надо многое в себе «вскопать», приложить немалые усилия. И, наверное, не стоит искать ящик Пандоры там, где определенный образ, персонаж вносит в подростковую жизнь горение.