К 55-й годовщине трагедии Бабьего Яра
и Сергея ПЯТЕРИКОВА
«Могильний вітер з тих ярів повіяв -
Чад смертних вогнищ, тіл димучих згар.
Дивився Київ, гніволиций Київ,
Як в полум'ї метався Бабин Яр.
За пломінь цей не може буть покути.
За погар цей нема ще міри мсти.
Будь проклят той, хто зважиться забути.
Будь проклят той, хто скаже нам: «прости...»
Микола Бажан
«Антисемитские публикации в прессе - находка для врагов Украины». Это утверждение хорошо известно нашей общественности. Оно принадлежит лидеру украинского отделения Международной амнистии Мирославу Мариновичу, с которым солидаризировался Президент страны Леонид Кучма, отметив при этом свое отвращение к антисемитизму. А далее в том же интервью, которое было дано Президентом «Новому русскому слову» во время визита в США, было сказано однозначно и предельно четко: человеконенавистничество - в любой его форме - должно караться законом. Действительно, «существует же во всем цивилизованном мире принудительное лечение для душевнобольных».
Надо ли говорить, что глава государства, исповедующий подобные взгляды, по справедливости и с позиций высокой человеческой нравственности может только снискать в обществе глубочайшее уважение. Тем более, что Президент Украины - гарант недавно принятой Конституции, не только провозгласившей соблюдение незыблемых прав человека, его чести и достоинства, но и неприятие проявлений межэтнической и расовой вражды. Почему же именно сегодня автор этой публикации решил напомнить о столь очевидных обстоятельствах? Ответ однозначен, хотя и требует предварительного комментария.
Итак, эти заметки писались мною в преддверии пятьдесят пятой годовщины трагедии в Бабьем Яру. Кто не знает сегодня этих двух слов «Бабий Яр», коротких как крик, как выстрел, слов, ставших символом мученичества и боли, скорби и проклятия, памяти и беспамятства.
Сознание не может смириться с происшедшим в Бабьем и других многочисленных ярах смерти, с преступлениями против человечества, не имеющими срока давности. Но как отрешиться от того, что прошлый и нынешний годы ознаменовались в нашей свободной Украине появлением антисемитских публикаций, которых не было даже в условиях дискриминации евреев при тоталитарном режиме.
Возникает вопрос: почему же сегодня, когда и экономика, и социальная ситуация в Украине продолжают оставаться напряженными, на страницы ряда периодических изданий, в том числе Киева и Львова, выплескивается грязь человеконенавистничества, фальсификации, клеветы, воинственного юдофобства. Не потому ли, что привычный поиск врага, создание традиционного образа злонамеренного виновника нынешних бед, искажение очевидных фактов выгодно тем, кто хочет дестабилизировать обстановку в Украине, привести страну к открытой межнациональной вражде, подорвать ее авторитет в международном содружестве. Обо всем этом уже писалось в открытом письме, адресованном Президенту и подписанном рядом ученых, представителями культуры, общественными деятелями. Все подписавшие письмо Президенту, в том числе и автор этих строк, были единодушны в том, что руководство страны не должно недооценивать, а тем более игнорировать проявления антисемитизма, последствия которых несложно прогнозировать. Достаточно обратиться к примерам из уроков истории Запада, предшествующих второй мировой войне.
Преступление в Бабьем Яру - одно из убедительных, хотя и страшных тому доказательств. И эта чудовищная акция, от которой до сих пор, спустя более полувека, продолжает содрогаться мир, фальсифицируется приемами и средствами, которые переходят все мыслимые и немыслимые границы человеческой морали, общественной нравственности. И невдомек новоявленным «историкам», что их произвольные и циничные разглагольствования о якобы преувеличенных масштабах массового уничтожения жертв геноцида, сам факт бухгалтерских подсчетов, которыми занялись эти любители геноцидной статистики (да еще с ссылками на «документы» изуверов), общий стиль и дух их «изысканий» - акция кощунственная.
Возвратимся, читатель, на полвека назад. Последние два сентябрьских дня киевской осени проклятого сорок первого года. Десять дней тому назад пал город, оставленный его защитниками. Ушли воины регулярных частей, упорно сдерживавшие противника, намного превосходящего наши части как по численности, так и по технике, ушли добровольцы, влившиеся в армию, ушли ополченцы. Ушли и мы - тогда еще студенты киевских вузов, участвовавшие в обороне родного города. Один день - 19 сентября, в Киеве царило безвластие, на следующий день его запрудили немецкие солдаты. А еще через несколько дней в город прибыли и будущие участники кровавой оргии в Бабьем Яру - зондеркоманда 4а во главе с садистом Паулем Блобелем, два карательных полицейских батальона, «Буковинский куринь» - банда изувера П.Войновского, уже успевшая отличиться кровавыми погромами, расстрелами и грабежами (по пути в Киев) в Каменец-Подольском, Жмеринке, Проскурове, Виннице, Житомире и других украинских городах.
Всего десять дней, а кажется, прошло множество недель. И трудно поверить в реальность происходящего.
Город становится неузнаваемым. Улицы, по которым вышагивают захватчики. Брошенные квартиры - добыча уголовных элементов. Произвол местной полиции. Взрывы в центре, пожары, расстрелы подозреваемых и снова расстрелы. Страх. И, наконец, пресловутый приказ, листовки с текстом которого были расклеены на столбах, стенах домов и заборах, приказ, положивший начало массовому уничтожению обреченных. И вот этот страшный день, определенный роковым приказом, наступил.
По Дорогожицкой и другим улицам Киева, ведущим к Бабьему Яру, в тревожном молчании, навстречу смерти, двинулись тысячи и тысячи людей. Через несколько часов их не стало...
Бабий Яр после этих трагических сентябрьских дней превратился в могилу для многих, кто был неугоден гитлеризму. Но тех, кто открыл скорбный список, как отмечал Виктор Некрасов, выступая у рва смерти, над которым не было памятников, убили только за то, что они были евреями. Подобные выступления в те времена не вызывали одобрения официальных властей и после своего участия в этом стихийном митинге, приуроченном к 25-й годовщине трагедии Бабьего Яра, В.Некрасов подвергся еще большим гонениям. Как и другой участник того же митинга известный украинский литератор и правозащитник Иван Дзюба.
Последующая летопись Бабьего Яра, как символа геноцида, и борьба за то, чтобы память его жертв была увековечена, хорошо известны. А потом был еще Куреневский потоп, доказавший - смыть Бабия Яр невозможно. Появился памятник - не совсем на том месте и со спорным художественным решением, но все-таки появился. Хотя в надписи на монументе ничего не было сказано о том, что большинство погибших - жертвы геноцида. Чем больше с каждым годом мы начинали узнавать о происшедшем жестокую правду, тем меньше становилось равнодушных.
Под влиянием настойчивых требований общественности печальная дата 29 сентября начала ежегодно отмечаться официально. К 50-летней годовщине выходит небольшая книжка с перечнем фамилий погибших. Пока полученные сведения весьма скупы. Но ведь это только начало. Вышел в свет к той же годовщине, посвященный этой дате, поэтический сборник «Боль» со стихами Миколы Бажана, Дмитра Павлычка, Арона Вергелиса, Леонида Давиденко и других. А еще о трагедии Бабьего Яра с пронзительной болью и глубокой горечью написали в своих стихах Иван Драч, Леонид Первомайский, Абрам Кацнельсон, Александр Матийко, другие поэты в Украине и за ее пределами.
Наконец, недавно появилась новая книга - публицистический труд «Бабий Яр», о котором хотелось бы сказать особо. И не потому, что ее автора - Александра Шлаена - летописца трагических событий в Киеве, одного из создателей документального фильма об этих событиях, кинорежиссера - я близко знаю еще с довоенных лет. А потому, что этот обстоятельный труд, над которым автор упорно работал последние годы, предельно правдив, поскольку основывается на достоверных фактах, уникальных архивных документах, свидетельствах очевидцев. Вместе с тем описание реальных событий - жесткое, и, одновременно, образное - несет в себе мощный эмоциональный заряд, вызывает сопереживания, побуждает к раздумью. Раздумью не только о прошлом, но и о настоящем и будущем, поскольку вопрос о том, извлекло ли человечество из этих событий должный урок, отнюдь не риторический... А потому нельзя не согласиться с автором, что в этой летописи страданий, написанных человеческой кровью, рано ставить точку. Ведь, действительно, «...точку может поставить только время. Точку может поставить только победа человеческого разума и воли».
К таким же мыслям побуждает и книга, авторы которой Яков Капер и Давид Будник - узники Сырецкого лагеря смерти. Первого из них я хорошо знал, будучи еще студентом, а затем преподавателем медицинского института, где Я.Капер после освобождения Киева работал столяром. Помню, как в большой подвальной комнате столярной мастерской, где тускло горели лампы и пахло свежей стружкой, я со смятением слушал его рассказ о том, как, закованный в ножные кандалы, он и его товарищи по лагерю выкапывали из рвов Бабьего Яра изуродованные и слипшиеся между собой трупы убитых. Как затем сжигали останки. Как уничтожали каратели последних живых свидетелей страшных преступлений. И еще о том, как обреченные жертвы готовили и совершили побег в ночь на 29 сентября по прихоти судьбы - ровно через два года после начала массовых расстрелов. Побег этот, описанный в последствии со слов Якова Капера и тех немногих, которым судьбой было дано спастись, позволил всему миру узнать о последних днях Бабьего Яра. Оставшиеся триста узников были зверски убиты... Обо всем этом и многом другом, что человеческим разумом постичь невозможно, поведали Яков Капер и Давид Будник, свидетельствуя в 1988 году в Штутгарте на процессе зондеркоманды. Поведали и в своей книге, изданной три года тому назад под названием «Ничто не забыто». Примечательно, что вышла она в свет благодаря содействию немецкого историка...
Ничего не осталось от страшного Сырецкого лагеря. Только пожелтевшие листки архивных документов, протоколов допросов, рукописных заметок. Ушли из жизни и добрейший Яша Капер, не доживший до нынешней годовщины десять месяцев, и его верный товарищ по лагерю и побегу Давид Будник. Проходят годы, пересматриваются старые взгляды и начинают возобладать новые тенденции.
Сегодня представляется очевидной и весьма отрадной положительная эволюция в отношении властей и общественности к духовной жизни национальных меньшинств в Украине. Активно и творчески работают и Совет национальных обществ Украины, и сами общества. В их числе - Еврейский Совет Украины, возглавляемый Ильей Левитасом, одновременно являющимся и главным редактором «Еврейских Вестей» - газеты интересной, творческой и принципиальной. Отрадно видеть на ее страницах и обращения Президента страны, прочитать слова признания значимости вклада представителей еврейского народа в Украине в дело развития экономики, науки и культуры, а следовательно и в приобретении ею независимости и укрепления государственности. С удовлетворением восприняли читатели газеты и слова Президента о том, что «Украина также ценит вклад еврейского народа в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны и чтит те жертвы, которые он в ней понес».
Хотелось бы, чтобы высказанное главой государства на страницах «ЕВ», а также ранее сказанное в беседе с американскими журналистами, о чем уже упоминалось выше, стало более широким достоянием, предметом более широкой гласности, среди представителей нашей родной масс-медиа. Может быть, это заставит некоторых из них подумать о том, что негоже потворствовать публикациям, дающим повод заподозрить реанимацию или рецидивы антисемитизма. А ведь подобное опасение обоснованно.
Процитирую примечательные высказывания из публикаций трех разных газет, но уже без каких-либо комментариев. Пусть читатель сам ощутит их затхлый дух, почувствует желание выйти скорее на свежий воздух, помыть руки.
Выдержка первая («Вечерний Киев», 16 марта с. г.): «Пропаганда Востока и Запада постепенно преобразовала это выдуманное событие (массовый расстрел евреев в Бабьем Яру. - И.Т.) в величайшее злодеяние в целой истории человечества, а Бабий Яр преобразовался в место поклонения мирового жидовства. То-то не удивительно, что два последних президента Америки, веря, что это правда, почтили место надуманной трагедии жидов своим присутствием...»
Выдержка вторая («Нескорена нація», №8, 1995 г.): «...при их солидарности, зоологической ненависти ко всем народам, с одной стороны, и пассивности и гуманизме гоев, с другой стороны, жиды достигают успехов так же, как небольшая, но хорошо организованная банда может терроризировать большой город».
Выдержка третья («Шлях перемоги», 12 января 1995 г.): «...Они (конечно, опять же евреи! - И.М.) никогда не были на стороне порабощенного украинского народа, а служили его оккупантам и поработителям». А теперь еще об одном заявлении и вовсе из ряда вон выходящем и ни с чем не сравнимым по своему бесстыдству и бесчеловечности. На него обратил внимание общественности уважаемый киевский публицист и сценарист Евгений Оноприенко. Вот это заявление некоего В.Шкуратюка: «Я горжусь тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев ОУН и только триста немцев». Мог ли в новой демократической Украине кто-либо сегодня ожидать проявления подобного цинизма и наглости. Где же прозвучало это провокационное заявление? Оказывается на сессии Горсовета в Ривно и принадлежит оно местному нардепу... Вот так-то...
Было бы нелепо вступать в какую-либо полемику с авторами подобных кощунственных заявлений, диких вымыслов, антисемитской клеветы, надругательств над памятью миллионов жертв, страшной для всех народов прошлой войны. Но об одном, что касается прежде всего последствий подобных высказываний и публикаций следует сказать во весь голос. По примеру того, как уже это сделано тем же упомянутым ранее Мирославом Мариновичем, опубликовавшим в Чикаго письмо, адресованное газете «Вільна Україна». Разоблачая фальсификацию о том, что в Освенциме якобы отсутствовали газовые камеры, он особо подчеркнул, что такого рода фальшивки, публикуемые в украинских изданиях, «оскорбляют украинцев даже больше, чем евреев. Для последних это лишь еще одно проявление безумия людей, ослепленных ненавистью. Зато для украинцев это большое унижение и позор...» И далее: «...Этим письмом я хотел бы защитить не так евреев, как, прежде всего, нас, украинцев».
Не случайно такая же мысль прозвучала и в недавнем обращении к Президенту Украины пятидесяти христиан-спасителей, обличенных почетными званиями «Праведник Бабьего Яра» и «Праведник народов мира». В своем обращении они с горечью пишут о том, что «нам, украинцам, стыдно за эти газеты, ...стыдно за тех людей, кто сегодня через 55 лет хочет обмануть народ... Эти люди позорят наш народ, выставляя нас антисемитами».
В заключение хотелось бы напомнить о желательности встречи авторов открытого письма с Президентом Леонидом Кучмой для более подробного обсуждения возникшей проблемы. При этом, достаточно серьезной...
Зададимся вопросом: кому выгодны публикации, о которых шла речь? А может быть, действительно, это не что иное, как попытка искусственно воспроизвести антисемитизм теми кругами, которые, как сказано Вами, Леонид Данилович, не видят «...иных путей в борьбе за власть».
Замечу, и это весьма примечательно, что в тот же день по инициативе Ассоциации «За межнациональный мир и согласие в Украине» состоялся «круглый стол», проблемы, обсуждавшиеся на нем были подробно освещены на страницах «Зеркала недели» (№15), главный вывод из состоявшегося обсуждения - нельзя допустить эскалации шовинизма, нарушения межнационального мира, отсутствия противодействия национал-экстремизму.
Убежден, как и мои коллеги, участвовавшие в заседании, что необходимо решительное пресечение дальнейших попыток разжигания в Украине национальной розни и оголтелого антисемитизма, сопровождаемого злобной клеветой на еврейский народ и его историю, оскорблением его чести и национального достоинства, оскорблением памяти погибших.
Это должно быть сделано и в интересах международного авторитета нашей страны как обновленного демократического и цивилизованного государства, и во имя столь необходимого всем нам гражданского мира и согласия. Ибо все мы, как это записано в первых строках новой Конституции - «украинский народ - граждане Украины всех национальностей».