Автор предисловия к одной из публикаций поэта Андрея Грязова назвал его мастером джаза.
И в самом деле, кандидат медицинских наук, нейрорадиолог отделения нейровизуализационных исследований Института нейрохирургии им. А.Ромоданова А. Грязов увлекается музыкой, а именно джазом и роком. Не менее страстно он любит живопись, в частности творчество импрессионистов. Еще в студенческие годы Андрей прослыл завсегдатаем Третьяковки и музея им. А.Пушкина на Волхонке….
Что касается увлечения поэзией, то оно уже давно стало для него важной составляющей жизни — в не меньшей степени, чем работа врача. Стихи Андрея Грязова публикуются не только в украинских альманахах и журналах, но и в США, Германии и России…
В Украине этот человек известен как организатор одного из популярных международных фестивалей поэзии «Каштановый дом».
— Андрей, вы были одним из первых, кто начинал магнитно-резонансную томографию в Украине. Расскажите о вашей работе и исследованиях.
— В больнице скорой помощи, где я заведовал отделением, мы работали на аппарате, подаренном чернобыльским фондом из США вскоре после катастрофы: наши эмигранты, живущие в Америке, собрали средства для покупки такого прибора. В то время в Украине было всего несколько аппаратов, которые работали по принципу магнитного поля, не давая вредного рентгеновского излучения.
Защитил кандидатскую диссертацию по этому направлению, сейчас пишу докторскую. За последние годы вышло много моих статей в европейских, российских и украинских радиологических журналах.
— Не мешает ли научный склад ума писать стихи?
— Скорее помогает переключаться. Одна часть сознания постоянно занята работой, новыми направлениями, которые мы сейчас осваиваем в институте нейрохирургии. Другая часть занимается поэзией, творчеством. Стихи я пишу с первого курса Оренбургского медицинского института, и были они опубликованы именно в медицинской газете. Такой вот курьез.
В те годы наиболее востребованной была патриотическая тематика. Мне удавалась тема военного патриотизма, поскольку мой отец был летчиком, и я жил в военном гарнизоне в Германии. Именно эти мои стихи еще в студенческие годы публиковались в центральной прессе и звучали на радио…
— Сейчас стихи чаще публикуются в Интернете. Вы, насколько мне известно, являетесь одним из редакторов поэтического сайта с высоким рейтингом...
— Мы уже прошли пик популярности сетевых СМИ, который наблюдался три-пять лет назад. В то время поэты повалили валом на различные сайты. Вот и у нас в Украине появились интересные электронные издания: киевский сайт virshi.uа и винницкий — poezia.org.
Сейчас литераторы стали подходить к таким вещам более избирательно, поскольку очень велик поток графоманской продукции. Опасно даже не то, что твои произведения могут украсть, присвоить — опасно раствориться в потоке низкопробной поэзии.
В одном из журналов хорошо написано об этом: «Ни Мандельштаму, ни Цветаевой мы уже не подражаем — подражаем друг другу». Именно поэтому часть писателей отказываются от Интернета. Будущее за теми сайтами, где идет жесткий редакторский отбор.
У меня в планах создание литературного портала, куда будут входить и интерактивный сайт, и антология поэзии, а также сайт моего нового журнала и премии Тарковских…
— Об учреждении премий было объявлено на фестивале «Каштановый дом»… Хотелось бы узнать об этом поподробнее.
— В рамках фестиваля значился вечер памяти Арсения и Андрея Тарковских, который проходил в Доме кино. Такое соединение двух личностей — отца и сына, казалось бы, очень простая идея, которая лежит на поверхности. Тем не менее это был первый подобный вечер не только в Украине, но и в России.
Для участия в нем были приглашены дочь Арсения и сестра Андрея — Марина Тарковская, известная актриса Маргарита Терехова, сыгравшая главную роль в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Приехал на фестиваль Вячеслав Амирханян и другие гости из разных стран…
Премия им. Арсения и Андрея Тарковских будет присуждаться в двух номинациях: режиссуры и поэзии. Думаю, по обеим номинациям ежегодно будет рассматриваться не менее пяти кандидатур. Что особенно важно для кино — участвовать в конкурсе могут не только игровые фильмы, но и документальные, а это одно из тех направлений, которые требуют поддержки в Украине.
— Кто из обладателей громких поэтических имен посетил в этом году Киев?
— Огромный интерес зрителей вызвал приезд поэта Сергея Плышевского из Канады. В минувшем году он стал «вице-королем» Пушкинской премии в Великобритании. Это очень солидная премия, ее бюджет составляет около 300 тысяч фунтов стерлингов, а коронация «королей Пушкина» неизменно происходит на Трафальгарской площади.
Блестящий московский поэт и журналист Игорь Царев уже известен нашим слушателям по прошлогоднему фестивалю, а Ербол Жумагулов из Алма-Аты стал настоящей неожиданностью для ценителей современной поэзии.
— Слышала, вам принадлежит и идея Волошинского фестиваля?
— Я долго общался по Интернету с поэтом Андреем Коровиным, потом мы встретились в Коктебеле, это было в преддверии 100-летия Волошинского дома. Предложил ему объявить на одном из поэтических сайтов литературный конкурс, а заключительную его часть провести у моря. Он поддержал меня и начал реализовывать эту идею. Этой осенью прошел уже четвертый Волошинский фестиваль, причем на самом высоком уровне.
А недавно мне поступило предложение проводить поэтические фестивали в Судаке. Есть люди, которые заинтересованы в этой идее, и сейчас я занимаюсь новым проектом.
— В сентябре традиционно выходит в свет ваш ежегодный литературный альманах «Каштановый дом», нынешней осенью к нему прибавился и новый журнал «ЛиМузИн», редактором которого вы являетесь. В чем разница между этими изданиями?
— Если альманах рассчитан на литераторов и окололитературную среду, то новый журнал ориентируется на более широкую аудиторию — людей, которые, может быть, и любят поэзию, но не ходят на подобные мероприятия. Идея была такова: выпустить модный глянцевый журнал, в котором тем не менее публиковались бы стихи, проза, интересные статьи и эссе о литературе и музыке. Духовно насыщенное, наполненное издание, название которого расшифровывается следующим образом: ЛИтература, МУЗыка, ИНтернет. Другого способа приблизить обычного человека к литературе я сегодня попросту не вижу. Это реалии нашего времени — встречать издание «по одежке», и многие сначала смотрят на глянцевый переплет, и только потом — на содержание.
— Вы уже успели столкнуться со сложностями журнального бизнеса?
— В полной мере трудностей издательского рынка я еще не ощутил, поскольку мы находимся в самом начале пути. Но меня поддерживают мои друзья и соратники, команда. Радуюсь, что в работе над журналом активно участвует мой старший сын Дмитрий, студент КПУ. Двое моих сыновей как бы отражают две части моего сознания — старший увлекается литературой, творчеством, а младший, Андрей, хочет идти по моим стопам и тоже стать врачом.
Для каждого, кто выпускает культурологическое издание, самоокупаемость или деньги как таковые не могут стоять на первом месте. Нужно просто научиться выживать, держаться на плаву за счет хорошего дизайна, интересных статей и хороших журналистов. Но на первом месте неизменно остается то «прекрасное далеко», которое составляет сущность человеческой души.