UA / RU
Поддержать ZN.ua

Брачный договор на случай развода

За время действия Семейного кодекса этой возможностью воспользовалось всего лишь около 10 тысяч супружеских пар, 50% из которых проживают в столице.

Автор: Александра Тимощук

Скоро исполнится 10 лет, как в украинском законодательстве за супругами была окончательно закреплена возможность заключать брачный договор, определяющий их имущественные права и обязанности в браке или в случае его расторжения. Вот только эта форма договоренности не приобрела должной популярности в Украине. За время действия Семейного кодекса этой возможностью воспользовалось всего лишь около 10 тысяч супружеских пар, 50% из которых проживают в столице. Анализу причин такой невостребованности столь прогрессивного новшества в отечественном законодательстве и посвящена наша публикация.

История вопроса

Поначалу следует отметить, что история возникновения понятия «брачный договор» в Украине не исчерпывается восьмью с половиной годами, прошедшими с момента принятия Семейного кодекса Украины (СКУ). На самом деле уже на заре независимости нашего государства в 1992 году к действующему тогда Кодексу о браке и семье (КоБС) была добавлена статья под названием «Право супругов на заключение брачного контракта». Поводом стало неприятие многими украинцами правила статьи 22 данного кодекса, согласно которой имущество, нажитое супругами во время брака, считалось их общей совместной собственностью. В связи с этим была предусмотрена возможность заключать брачный контракт. Вот только механизмы реализации такого права оказались недостаточно четко урегулированными, что стало серьезным препятствием на пути применения революционного на то время новшества.

Так, согласно статье 27 КоБС условия брачного контракта не могли ухудшать положение кого-либо из супругов, что ставило под сомнение его существование. Ведь закрепление в нем неравенства долей в имуществе, приобретенном за время брака, было не чем иным, как именно ухудшением положения одного из супругов. Следовательно, во время обновления семейного законодательства перед законодателями встал вопрос о том, как усовершенствовать процедуру заключения договоренностей между супругами, так или иначе связанную с имплементацией норм европейского законодательства и гармонизацией правовых положений Украины с государствами Европейского Союза. В итоге в новом СКУ в 2004 году появилась глава 10 (статьи 92-103), предусматривающая в более широком смысле, чем КоБС, право на заключение брачного договора.

Правда, и тут не обошлось без определенных ограничений. Ведь, согласно статье 93 СКУ, брачным договором могут регулироваться лишь имущественные отношения супругов, а не личные отношения между ними и их детьми. Фактически такой нормой дается право изменять установленный законом режим совместной собственности (ч.1 ст.70 СКУ), когда, в случае развода, все совместно нажитое имущество делится пополам. Стороны в брачном договоре изменяют размер имущественных частей. В этом и заключается сущность данного документа, благодаря которому можно выбрать любую форму владения имуществом.

Имущественные договоренности

Такой способ договоренности, по мнению автора СКУ, доктора юридических наук, профессора Зореславы Ромовской, призван уменьшить количество споров о разделе имущества, приобретенного в браке, во время которых одна из сторон заявляет, что вложила в него свои или родительские средства, но доказать это по истечении времени не может, поэтому лишается его части. Чтобы таких проблем не возникало, супруги вправе заключить брачный договор, по которому могут считать имущество общей долевой собственностью с определением для мужа, например ¾, а для жены - ¼, личной собственности каждого, приобретенной за его доходы. Помимо этого, стороны могут договориться о выплате жене денежной компенсации без возникновения у нее прав на имущество, приобретенное за время брака на деньги мужа. Также они вправе предопределить, какая доля в случае разделения будет принадлежать каждому из них и какая вещь кому будет передана. Кроме того, в брачном договоре супруги могут определить права и обязанности по взаимному содержанию детей и престарелых родителей, способы и меру участия в доходах друг друга, количество денег, внесенных каждым в общую семейную казну.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в Украине брачные договоры заключаются не столько для регулирования совместной жизни, сколько для безболезненного раздела имущества во время развода. Так уж сложилось, что мужчина в украинском обществе имеет более высокий статус, чем женщина, а соответственно, и доходы намного серьезнее, поэтому он проявляет большую заинтересованность в заключении брачного договора с тем, чтобы в случае развода не делить все пополам, а оставить себе свой бизнес, недвижимость, автомобили и т.п. Правда, в последнее время и женщины, вступая в брак с обеспеченным человеком, пытаются заключать брачный договор, чтобы в случае расторжения брака обеспечить себе и своим детям безбедное существование. И, как правило, любящие мужчины с пониманием относятся к таким требованиям будущей супруги.

А по-другому и быть не может, ведь, согласно части 4 статьи 93 СКУ, брачный договор не вправе ставить одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение. Возникнуть оно может, когда, к примеру, по его условиям после развода мужчине отошла вся недвижимость, а женщине только движимое имущество незначительной стоимости или он взял на себя явно обременительные обязанности по содержанию своей бывшей жены, а также ее близких родственников. Следовательно, такие условия брачного договора, если он был заверен нотариально, могут быть обжалованы в суде.

Условия о стиле жизни

Как видим, договорные отношения актуальны в основном при разводе супругов, когда нужно делить имущество. Во время же брака они не играют достаточно важной роли, что отличает их от брачных контрактов большинства зарубежных стран, законодательство которых предоставляет широкие возможности включения в них условий для реализации личных неимущественных прав и обязанностей супругов. В американском законодательстве они получили название «условия о стиле жизни». Что неудивительно, поскольку американцы в брачный договор могут вносить положения, касающиеся как методов воспитания и контроля за детьми, определения порядка встреч с ними дедушек и бабушек, их вероисповедания, так и периодичности и форм сексуальных отношений супругов, наличия у них друзей, проведения с ними определенного количества времени и т.п.

В Украине же такое априори невозможно, поскольку все вопросы личных взаимоотношений супругов и детей в браке жестко регламентированы законодательством. В их руках сосредоточены только лишь материальные стороны семейной жизни, которые могут быть урегулированы брачным договором. Правда, тут же в Научно-практическом комментарии к СКУ его автора Зореславы Ромовской можно прочесть, что стимулирующим фактором к должному поведению в семье может послужить условие брачного договора, согласно которому пьющий супруг, не желающий участвовать в ведении домашнего хозяйства, будет лишен права на проживание в квартире супруги.

На наш взгляд, такой момент, как ненадлежащее поведение в браке, касается исключительно личных отношений супругов, которые регулируются действующим законодательством и не могут передаваться по договору. Более того, могут возникнуть проблемы с их реализацией, поскольку принудительное исполнение таких условий должно быть гарантировано государством, с чем в данной ситуации существуют проблемы. Поэтому и включать подобные требования в брачный договор, по большому счету, нет смысла.

Спорная эффективность

Но все это теория. А что же мы имеем на практике? В реальности дела обстоят так, что украинцы не спешат заключать брачные договоры. «Все же в Украине так традиционно сложилось, что люди, в отличие от стран западной Европы и США, довольно рано вступают в брак, когда ведущим мотивом является влюбленность, а не прагматичный расчет, - объясняет кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии им. Г.Костюка Игорь Манилов. - Поэтому и мысль о разделении материальных ценностей вряд ли кого-нибудь из молодоженов беспокоит. Более того, у нас в этом вопросе довольно сильны христианские традиции, согласно которым партнера полагается выбирать одного и на всю жизнь. Исходя из этого, и делить нажитое в совместном браке добро нет никакого смысла. Такая идея может прийти в голову зрелым людям, состоявшимся профессионально, заработавшим определенный статус и имущество. Правда, не все, вступая в брак в среднем возрасте, стремятся заключать брачный договор, поскольку либо не знают о существовании такой возможности из-за отсутствия необходимой информации, либо не имеют наглядных примеров успешной реализации этого законодательного новшества».

Что же касается информированной в данном вопросе части населения, то есть юристов, которых в Украине, судя по растущему ежегодно количеству выпускников юридических вузов и факультетов, довольно много, то как раз ее представители понимают, что любой договор в силу его гражданско-правовой природы всегда можно успешно оспорить. Тем более, если речь идет о брачном договоре, где в силу вступают еще и нюансы семейного законодательства. Следовательно, круг оснований для признания его недействительным заметно увеличивается. Некоторые мы уже затрагивали, когда говорили о включении в брачный договор условий, которые ставят одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение, а также условий, касающихся личных прав и обязанностей супругов, их несовершеннолетних детей, что является нарушением действующего законодательства. А еще существуют такие моменты, как уменьшение объема прав ребенка, которые установлены семейным законодательством (ч.4 ст.93 СКУ), и заключение брачного договора несовершеннолетними лицами, вступившими в брак без согласия их родителей или попечителя (ст. ст. 92, 94 СКУ).

Но, как показывает судебная практика, чаще всего сторона, оспаривающая условия брачного договора, ссылается на нормы Гражданского кодекса Украины, желая доказать в суде, что во время его заключения в силу ухудшения здоровья была не в состоянии осознавать свои действия и руководить ими. Для этого достаточно предъявить справку, подтверждающую факт, что один из супругов находился на тот момент на лечении от алкогольной или наркотической зависимости (как правило, анонимном, то есть втайне от другого супруга) со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тут уже судья единолично решает - принимать ее к сведению или нет. Поэтому никаких гарантий того, что суд не поставит под сомнение законность заключенного много лет назад брачного договора в данной ситуации, к сожалению, не существует. Отчего под сомнением оказывается и эффективность такого метода урегулирования материальных прав и обязанностей супругов.