UA / RU
Поддержать ZN.ua

БРАЧНАЯ РУЛЕТКА

Прошлым летом все местные хмельницкие газеты поместили сообщение о посещении Каменец-Подольского польским премьером Лешеком Миллером...

Автор: Светлана Кабачинская

Прошлым летом все местные хмельницкие газеты поместили сообщение о посещении Каменец-Подольского польским премьером Лешеком Миллером. Высокий зарубежный гость приехал в старинный город в гости к сватам. Несколько лет назад Ирена Цесаренко, учительница рисования из Каменца, будучи на заработках в Польше, познакомилась со студентом университета Лешеком и вышла за него замуж, став невесткой одной из самых уважаемых польских семей. Можно было бы биться об заклад, что, прочитав это сообщение, тысячи подолянок захотели оказаться на месте Ирены, украинки из студенческого бара, которой так щедро улыбнулась судьба. Ибо выйти замуж за иностранца — нескрываемая идея-фикс многих украинских девушек (хотела написать «мечта» — но это романтическое и чистое слово, пожалуй, не вполне передает сугубо прагматическое стремление «вырваться из этой нищеты и зацепиться там», доминирующее в желании «окольцевать» иностранца).

Возможностей для этого сейчас достаточно. Конечно, мало кому может так посчастливиться, как Ирене. И все же замуж за европейцев выходит много украинских женщин. Особенно те, кто ставят перед собой эту конкретную цель и стремятся ее достичь со всей присущей украинкам настойчивостью и неотступностью. Два года назад, находясь в одном из небольших нидерландских городков, я обратила внимание на то, что у молодых голландцев в женах немало наших соотечественниц. Секрет оказался простым: здесь много лет действовал украинский фольклорный коллектив, созданный из коренных голландцев украинцем-эмигрантом. И когда наши границы открылись и стал возможен непосредственный культурный обмен с ежегодными приездами на фестивали, увлеченные украинским искусством голландцы легко повлюблялись в веселых украинских девчат. А те так же легко оставили родину и переехали на ПМЖ в сытые и богатые Нидерланды. В то же лето их община пополнилась и солисткой нашего коллектива.

...Моя землячка, давняя моя знакомая, ненадолго приехала из Италии, чтобы пройти медицинское обследование и собрать необходимые документы: собралась замуж за брата своего хозяина. О его возрасте говорит неопределенно: «Н-ну, старше немного. Намного старше. Но меня устраивает». О своем здоровье еще более неопределенно: «Очевидно, не подходит мне итальянская кухня, очень все острое. Что-то внутри болит, нужно провериться, поскольку медицина там ужасно дорогая». К нашим же врачам идет смело — есть чем платить. А года три назад, неожиданно зайдя ко мне в гости, исподтишка считала копейки, чтобы хватило на обратную дорогу из Хмельницкого. Говорит, итальянцы так и не поверили, что у нее, такой бойкой хозяйки, которая быстро и наварит, и испечет, и уберет все, есть высшее образование и нет собственного жилья в Украине.

Она делает вид, что все у нее сейчас хорошо и даже чудесно. Но очень быстро устает притворяться и говорит откровенно и напрямую: «А что мне делать? Возвращаться сюда в комнату в общежитии? Или купить тут квартиру и пойти реализатором на базар? Кому я здесь нужна со своими руками, головой и всем прочим тоже? Дочке? Так она уже взрослая, у нее своя жизнь. А там... Мужчина он хороший, вдовец, ко мне относится хорошо. Может, на самом деле любит. Знаешь, у них семья — это главное. Наши женщины некоторые приезжают, глазами постреливают: итальянцы, дескать, ребята южные, темпераментные, мы их тепленькими возьмем, окрутим сразу же. И берут, конечно, — разве итальянцы не мужчины? Но как только роман перестает быть тайной, уже совсем не юного Ромео зовет к себе отец. «Так ты на самом деле любишь Марию?» — «Люблю». — «Хорошо, люби». И в тот же день переписывает все добро на невестку и внуков. А ты теперь голый-босый и влюбленный, нужен Марии? Дудки. Если добавить к этому еще и на самом деле взрывной характер итальянцев — южный же темперамент, — то, ей-богу, не каждая наша женщина с таким уживется. Но я уже как-то приноровилась. Да и у меня тоже характер — ты же знаешь. Вот только узаконим отношения — увидим, кто в доме хозяин».

Вступают в брак, как правило, там, в чужих странах, — прежде всего, чтобы получить гражданство. Хотя случается, что регистрируют брак и справляют свадьбы здесь, на родине невесты. Именно так, невесты, ибо наши ребята вступают в брак с иностранками крайне редко. Наверное, потому, что прагматичных зарубежных невест нечасто устраивает бедный украинский жених. В позапрошлом году в Хмельницком зарегистрировали брак с иностранцами 25 жительниц Подолья. Причем только шесть из них вышли замуж за представителей ближнего зарубежья — России, Беларуси, Молдовы. Остальных женихи повезли в Италию, Грецию, Германию, Португалию. В прошлом году брачная импортная «жатва» подольских женщин была еще меньшей: играла свадьбы только 21 «смешанная» пара. Практически все выезжали из Украины сразу же после торжественной регистрации брака. Преимущественно — в Польшу и Израиль. Вот откуда, по наблюдениям работников отдела регистрации актов гражданского состояния, практически нет зятьев у хмельнитчан, так это из стран Прибалтики: Эстонии, Латвии и Литвы. Во всяком случае, здесь, в Хмельницком, уже и забыли, когда регистрировали такие браки.

— Зачастую браки с иностранцами заключаются здесь, в Украине, по двум причинам, — считает заведующая городским орагсом Валентина Орехова. — Первая — по желанию невесты. Можно сказать, патриотическое желание. Хочет девушка или женщина вступить в брак здесь, на родной земле, отметить этот счастливый день в окружении своих родных и друзей. А вторая — потому что акт регистрации брака в Украине ну очень дешевый. У нас можно вступить в брак за ...85 копеек. Вполне официально! Если же хотите торжественно зарегистрировать брак, то это будет стоить, в зависимости от количества услуг, от 32 до 100 гривен. У заморских женихов аж глаза на лоб лезут от таких смешных цен — хоть ежедневно вступай в брак, не разоришься.

И в самом деле, я вспомнила знакомого голландца, объяснявшего свой продолжительный холостяцкий образ жизни тем, что у них брак — дорогое удовольствие. «Ты имеешь в виду семейную жизнь?» — переспросила я его. «Нет, именно брак, — еще раз уточнил голландец. — На него тоже нужно сперва заработать. Так вот семь раз подумаешь, жениться или еще походить холостяком».

Но, очевидно, все же зачастую не по этой причине молодожены-иностранцы, вступающие в брак с украинками, пардон за каламбур, не первой молодости. Правда, и невесты обычно — это разведенные женщины 30—40 лет, имеющие детей. А женихи-иностранцы преимущественно еще старше, вдовцы или тоже разведенные. Конечно, есть искренне влюбленные пары. Но, к сожалению, зачастую движущей силой таких заклейменных недавно «неравных» браков является не любовь, а обычный прагматичный расчет, причем довольно часто — обоюдный. Но когда и ведет двоих к браку чистое и светлое чувство, то оно должно быть все-таки на самом деле сильным, чтобы супруги не только притерлись характерами и победили имущественное неравенство, но и преодолели все подводные рифы ментальных отличий и различных национальных традиций.

Одна моя коллега замужем за болгарином. Живут здесь, на Хмельнитчине. Хотя в Болгарии семья мужа в восторге от невестки: и красивая, и быстрая, и работящая. И она мужем довольна: хозяин хоть куда. «Мне было хорошо, — призналась она однажды. — Но женщина там должна сидеть тихо, как мышь под веником. А я так не могу!» И уговорила мужа приехать сюда, в Украину, чтобы крутиться-вертеться-зарабатывать-выживать, но чувствовать себя дома, свободно и привольно, как привыкла.

Ну а новейшей легендой о любви стала на Подолье «лав стори» немолодых уже людей — украинской учительницы и итальянского полицейского, —вступивших в брак там, в Италии, и переехавших сюда, на Подолье, жить. О них писали газеты, снимали телепередачи. Зимой я часто вижу их в городе. А с наступлением весны они, очевидно, снова поехали строить свой дом в одно из подольских сел. Вить уютное семейное гнездышко в райском уголке родного края. И какое это имеет значение, что он абсолютно седой, а у нее морщинки под еще красивыми лучистыми глазами. Если люди в самом деле любят друг друга, то им лучше всего там, где они могут быть вместе.