«Киево-Печерский патерик» рассказывает о странном обычае преподобного Феодосия «часто вставать ночью и тайно ходить к жидам, и мужественно препираться с ними за Христа, укоряя и досаждая им, нарицая их отступниками закона и богоубийцами. Много желал он быть убитым за исповедание веры Христовой, особенно же как истинный подражатель Христов, от руки тех, которые убили Христа». Не удалось преподобному помереть за веру. Вероятно, оппоненты его были людьми культурными и нашли в себе силы не поддаваться на столь примитивные провокации.
Сегодня исламский мир бурно реагирует на убогую, низкопробную интернет-провокацию «Невиновность мусульман», взрывая и убивая невиновных…
Другой герой «Патерика», печерский чернец Исайя Чудотворец, «ходил по городам и селам области ростовской и суздальской, и если где находил идолы и капища языческие, то, распаляемый ревностию, разорял и предавал огню».
И вот уже в этом году исламский проповедник, распаляемый аналогичной ревностью, призывает разрушить пирамиды и Большого Сфинкса в египетской Гизе. «Аллах повелел пророку Мухаммеду уничтожать подобные идолы, и мы должны сделать это со всеми памятниками, которыми заполнен Египет и которым поклоняются вместо Всевышнего, - сказал он. - Когда я был в рядах движения «Талибан», мы взорвали памятники Будды, чего не сделало афганское правительство» (www.portal-credo.ru).
В противоположность православным ортодоксам, римская церковь в лице папы Григория Великого (умер в 604 г. после Р.Хр., за 450 лет до окончательного раскола - Великой Схизмы 1054 г., разделившей Церковь на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке) старалась проявлять культурную дипломатичность в отношениях с язычниками (по крайней мере на раннем этапе). «Я нахожу, - писал папа, - что не должно разрушать храмы идоловы, имеющиеся в стране англов».
Неистовому же шейху поучиться бы культуре у Абу Бакра ас-Сиддика. Первый праведный халиф и «совесть ислама» говорил, целуя Черный камень Каабы: «Я знаю, что ты лишь камень. Но я видел, как посланник Бога целовал тебя, и только поэтому я тоже целую тебя».
Что особенного увидел в египетских и афганских камнях предводитель сегодняшних салафитов? Неужели сатиру на Черный камень?
Ни много ни мало сатиру на Иисуса Христа увидел в образе Магомета парижский парламент, запретивший в 1742 году Вольтерову трагедию «Фанатизм, или Пророк Магомет»; в 1823 году правительство Людовика XVIII вновь запретило трагедию - на этот раз в соответствии с законом о святотатстве.
«Магомет» - наиболее значительный образец философской просветительской трагедии. Главная цель его - обличение религиозного фанатизма вообще, а не Магомета или мусульманства, которые в трагедии выступают лишь как некие примеры. Это ясно понимали французские церковные власти, требовавшие запрещения трагедии» (Вл.Луков).
Весьма ценил трагедию Наполеон Бонапарт. Хотя и находил необходимым высказать критические замечания (вызвавшие, между прочим, восхищение П.Вяземского). «Чтобы творение «Магомет» было истинно достойным французской сцены, - писал на о. Св.Елены великий император, - нужно, чтобы оно могло быть читано без негодования просвещенными людьми в Константинополе, равно как и в Париже».
Какое все же опрощение и убожество нравов наблюдается сегодня! Если два столетия назад Вольтеров «Магомет» взбудоражил просвещенную общественность, и о трагедии сочли необходимым высказаться папа Бенедикт XIV, Д’Аламбер, Наполеон и прочие, то сегодня самопальное интернет-убожество электризует и будоражит безликую толпу.
На фоне этого человеческого убожества еще рельефнее выступает божественное величие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), во все времена непререкаемое для людей просвещенных. «Все еще действующий иудейский закон и закон потомка Исмаила, что вот уже десять веков управляет половиною мира, доныне возвещают о великих людях, которые их продиктовали, и в то же время как горделивая философия или слепой сектантский дух видят в них лишь удачливых обманщиков, так истинного политика восхищает в их установлениях тот великий и могучий гений, который дает жизнь долговечным творениям» (Руссо).