Как оказалось, он о своей некомпетентности даже не подозревает. По крайней мере именно к такому выводу пришел Девид Даннинг, профессор психологии Корнельского университета. После завершения специального исследования сам профессор стал постоянно опасаться того, что со своей работой он справился недостаточно хорошо. Ибо, как ему удалось установить, такие сомнения приходят в голову лишь высокопрофессиональным специалистам, тогда как некомпетентные даже не подозревают о том, что эту работу можно было выполнить лучше.
Одна из причин блаженной самоуверенности некомпетентных людей заключается в том, что для осознания своей некомпетентности нужны такие же способности, как и для компетентного выполнения работы. Таким образом, работу чаще всего заваливают вовсе не злоумышленники. «Некомпетентные сотрудники не только делают неправильные выводы и принимают неверные решения, их некомпетентность даже не позволяет им осознать допущенных ошибок», — утверждает Джастин Крюгер, ассистент профессора Даннинга. Недостаточная самокритичность заставляет людей без чувства юмора настойчиво рассказывать несмешные анекдоты, политических лидеров — настаивать на проведении пресс-конференций в заведомо проигрышные моменты, а специалистов по маркетингу — навязывать потребителям товар, не имеющий никаких шансов на реализацию.
Естественно, ученые не ограничились голословными утверждениями, а подтвердили свои теории данными экспериментальных проверок. Добровольцам было предложено пройти тестирование на логику, знание английской грамматики и обладание чувством юмора (в последнем случае предлагаемые шутки оценили в баллах профессиональные комедианты — и с этими контрольными цифрами соотносили ответы испытуемых). Затем добровольцам было предложено (до получения результатов объективного тестирования) самостоятельно оценить собственные результаты по 100- балльной шкале. Как оказалось, те испытуемые, которым по логике не удалось выйти даже за пределы 11 баллов, утверждали, что им удалось заработать не менее 62 баллов, а в целом оценивали свои способности не ниже 68 баллов. Аналогичная картина была и с результатами теста на элементарную грамотность: не преодолевшим рубеж даже в 10 баллов казалось, что их способности «грамматически правильно идентифицировать стандартный английский» соответствуют показателю в 67 баллов. Результаты тестирования на наличие чувства юмора вписывались в общую картину, однако достаточно спорной оказалась интерпретация самого теста, поэтому эти результаты предпочли не засчитывать.
Испытуемые же, которые продемонстрировали наивысшие показатели, значительно ниже оценивали свои успехи. Ученые объясняют это действием эффекта ложного консенсуса, при котором в отсутствие достаточной информации людям свойственно предполагать, что остальные поступают точно так же, как и они, то есть обладают теми же способностями. Поэтому, абстрактно оценивая свои способности в те же 60—70 баллов, высококомпетентные специалисты существенно недооценивали собственные способности.
Впрочем, при наличии достаточной информации подобные ошибки в оценке своего потенциала компетентные люди сразу же исправляют. Чего не скажешь о некомпетентных людях. В частности, когда успешно справившихся с заданием ознакомили с результатами тестирования тех, кто в этом отнюдь не преуспел, первые сразу же изменили субъективную оценку своих результатов. Те же, кто не справился, так и не осознали, что им очень и очень далеко до среднего уровня.
Психологи утверждают, что для людей представляет наибольшую трудность именно определение своей принадлежности к «среднему» уровню. Для большинства характерно автоматическое причисление себя к уровню «выше среднего», без всяких на то логических предпосылок. И только в полном соответствии с правилом Томаса Джефферсона, утверждавшего, что «тот, кто знает больше других, знает, насколько мало он знает», высококомпетентные люди допускают, что им не под силу справиться со всей сложностью поставленной перед ними задачи.