UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЯЗНЬ ШКОЛЫ

В какую бы школу не пошел ребенок, есть проблема, с которой сталкиваются многие родители уже через месяц учебы...

Автор: Анна Владимирская

В какую бы школу не пошел ребенок, есть проблема, с которой сталкиваются многие родители уже через месяц учебы. Это проблема неуспешности или неуспеваемости.

Проявление школьной неуспешности у многих детей может быть одинаковым: это плохие оценки. Однако причины такого положения дел бывают разными. Кому-то мешает осваивать тот или иной предмет неготовность психики ребенка к школьным перегрузкам. Другие не могут избавиться от однажды приобретенного страха перед каким-то предметом или боятся определенного учителя, не решаются отвечать у доски или впадают в панику, только услышав слова «контрольная» или «диктант». Все это мы называем школьными фобиями. А есть дети, которые одновременно страдают и от незрелости, и от фобий.

Что усугубляет ситуацию? Если мама говорит: «Я этот предмет тоже никогда не понимала, наверное, ты — в меня». Если учитель уже зачислил ребенка в отстающие по этому предмету и не ждет от него ничего выше тройки. Если ребенок пережил неудачу при ответе у доски: был осмеян классом, оскорблен учителем.

Мозг может научиться бояться буквально за три минуты: «записав» страх, испытанный однажды при ответе у доски, человек может бояться этого всю жизнь. Но за такое же короткое время можно и разучить мозг бояться, если использовать методы, известные в нейропсихологии.

Есть ли у ребенка фобия какого-то предмета? Возможно, если вы замечаете следующие признаки:

— перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова;

— за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку («Мне все равно больше не поставят»);

— дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке;

— наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти).

От школьных фобий есть много лекарств. Это и интенсивные совместные занятия по сложному для ребенка предмету, и дополнительные уроки с учителем или репетитором. Или переключение ребенка с негатива (боязни предмета) на позитив — совместное нахождение пользы и удовольствия от преодоления страха перед диктантом или контрольной. В преодолении школьной фобии, как и в борьбе с гриппом, главное — не запустить. В любом случае, в борьбе с ней требуется 90% терпения и 10% изучения самого предмета.