UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШОЙ ГОРОД ВАСИЛЬКОВ

Город этот в свое время стал широко известен благодаря Екатерине Второй. В 1787 году князь Григорий Потемкин показывал императрице вверенные ему в управление южные земли...

Автор: Сергей Пятериков

Город этот в свое время стал широко известен благодаря Екатерине Второй. В 1787 году князь Григорий Потемкин показывал императрице вверенные ему в управление южные земли. Чтобы оживить безлюдный пейзаж по пути следования царского кортежа светлейший приказал возвести знаменитые декоративные деревни (декорации эти, кстати, делались в Киеве, на Подоле). В дороге средство передвижения венценосной особы потеряло колесо. А карета, между прочим, была с нынешний железнодорожный вагон класса люкс с несколькими комнатами. Тянули ее пятьдесят запряженных цугом лошадей. Так вот, колесо отвалилось как раз в Василькове. Дремавшая царица от резкого толчка открыла глаза, выглянула в окно, спросила, что за город проезжаем. «Васильков» — ответили ей. Екатерина опять задремала, а свита начала ремонтные работы. Когда колесо водрузили на положенное место и карета тронулась, императрица опять проснулась. «Что за город?» — спросила, выглянув в окно. «Васильков» — ответили ей. «Большой город!» — удивилась ее величество, прославив таким образом маленький Васильков.

Впрочем, по нынешним районным масштабам Васильков не такой уж и маленький — под пятьдесят тысяч жителей. По возрасту же ему вообще мало равных — городу более тысячи лет. Сторожевую крепость на берегу речки Стугна для прикрытия южных подступов к Киеву заложил еще князь Владимир Великий и нарек ее своим именем, полученным при крещении в Херсонесе — Василев. Позже город перешел в удельное владение князю Васильку, ставшему жертвой подлого родственника, коварно ослепившего его. И с тех пор город уже называется Васильковом. Много повидал он за свою многовековую историю. Не раз у его стен происходили кровопролитные сражения. По одной из версий, названа речка Стугной потому, что стонали в ее водах раненные тут в приграничных боях воины и причитали на берегах женщины, оплакивая погибших.

К достопримечательностям государственного масштаба относится возвышающаяся над Васильковом церковь Антония и Феодосия, построенная где-то в конце ХVII века нашим выдающимся зодчим Степаном Ковниром. Этот храм в стиле украинского барокко сохранился в первозданном виде несмотря на то, что при коммунистах его использовали как склад ядохимикатов. Вообще, Васильковщина сегодня безропотно хранит память и о палачах, и об их жертвах. Рядом с церковью, чудом сохранившейся во времена большевистского мракобесия, установлен скромный обелиск жертвам голодомора 1933 года. В то же время и в самом Василькове, и в его окрестностях можно увидеть множество монументов главному безбожнику Владимиру Ульянову. Его бюст возвышается и в центре села Ксаверовка. Как ни странно, село до сих пор носит имя одного из самых жестоких палачей украинского народа Ксаверия Браницкого, утопившего в крови гайдамацкое восстание, наводнившего Украину невиданным дотоле количеством мужчин-калек с отрубленными по его приказу одной рукой и одной ногой. За это и был жалован из России плодороднейшими приднепровскими землями.

Говоря о Василькове, нельзя не вспомнить и о поднявших тут в 1825 году восстание против самодержавия декабристах во главе с Муравьевым-Апостолом. В отличие от петербургских повстанцев, простоявших на Сенатской площади шесть часов, васильковские продержались шесть дней и, если бы были решительнее, своими тремя тысячами штыков вполне могли бы захватить Киев.

Нельзя не вспомнить еще одного славного сына Васильковщины. В селе Марьяновка родился и вырос выдающийся певец Иван Семенович Козловский. Обласканный и осыпанный почестями в Москве, он всю свою жизнь поддерживал теснейшую духовную связь со своей малой родиной. В селе сейчас действует музей Козловского, в котором очень много бесценных экспонатов, переданных Марьяновке самим певцом. Это, к примеру, подлинные фотографии, на одной из которых десятилетний Ваня Козловский в одежде певчего Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Человеком глубоко верующим Иван Козловский оставался до конца своих дней. Как-то его официально, из райкома компартии пригласили в Марьяновку на открытие клуба, а он ответил демонстративным отказом принимать участие в церемонии на месте разрушенной сельской церкви. Великий маэстро всячески опекал и поддерживал сельскую музыкальную школу, постоянно перечислял деньги, присылал музыкальные инструменты. На одном из четырех роялей, привезенных в Марьяновку, в свое время играл сам Сергей Рахманинов. И представьте, марьяновский детский хор пел на сцене Большого театра. Москвичи при этом очень удивлялись их мастерству и говорили, что узнать сельских детей можно разве что по ногам, по обуви.

Марьяновцы всегда были желанными гостями в московской квартире певца. Когда земляки переступали ее порог, он кричал своим домашним: «Москалі, геть від мене!» (большим шутником был) — и сразу сажал всех за стол кормить, независимо от того, пять человек приехало или пятьдесят. Семья Козловского ностальгию Ивана Семеновича по Украине терпела, но не поддерживала. После смерти певца связь Марьяновки с Москвой прервалась…

К столетию Ивана Семеновича Козловского, отмеченного в минувшем году, возле его дома-музея был воздвигнут монумент, символизирующий горящую свечу. Односельчане свято берегут память о своем великом земляке, прославившем не только Марьяновку, Васильковщину, но и всю Украину.