UA / RU
Поддержать ZN.ua

Благотворители спасают Украину. Спасет ли государство их?

Налоги на благотворительность стали реальной угрозой для общества, спасающего свою страну.

Автор: Анна Гулевская-Черныш

1710 грн в год или 142 грн в месяц - таков максимальный размер благотворительной помощи, не облагаемой налогом. Все, что свыше, считается доходом физического лица, получающего помощь, которому тут же предъявляют счет на оплату налога на доход физических лиц (НДФЛ).

Благотворительные организации и волонтеры еженедельно собирают и расходуют миллионы гривен на поддержку семей погибших, раненых, беженцев, армии. При этом огромные суммы из благотворительных средств уходят в бюджет. Только три благотворительных фонда за последние четыре месяца заплатили уже более 10 млн грн налогов в бюджет за оказание помощи семьям погибших и пострадавших на Майдане и на Востоке Украины. Волонтерам предстоит это сделать в начале 2015 г., когда будет осуществляться проверка поступивших на счет средств.

Налоги на благотворительность стали реальной угрозой для общества, спасающего свою страну. Сможет ли государство оперативно ее устранить?

О чем "кричат" благотворители

Сегодня Налоговый кодекс Украины несет в себе ряд существенных ограничений для возможности быстро и эффективно оказывать благотворительную помощь тем, кто в ней остро нуждается. Так, например:

- протез считается доходом физического лица, и благотворительные фонды, помимо стоимости протеза, обязаны заплатить еще и НДФЛ;

- фонды должны платить НДФЛ за предоставление услуг по физической и психологической реабилитации раненым и больным;

- максимальная необлагаемая налогом сумма нецелевой благотворительной помощи составляет 1710 грн в год, и на эту сумму благотворителям необходимо ежедневно содержать десятки тысяч престарелых, больных, людей без определенного места жительства и т.д. Поскольку это нереально, то на налоги фонды тратят свои благотворительные средства;

- благотворительные институции могут получать и оказывать благотворительную помощь в виде денежных средств и материальных ценностей, но не в виде услуг. Последние подлежат налогообложению, что значительно ограничивает возможности благотворительной деятельности.

Крайне острый вопрос - защита волонтеров, собирающих средства на покупку медпрепаратов для раненых, снаряжения для армии, питания для беженцев на свои карточки. Речь идет о сотнях тысяч и миллионах гривен. Все эти волонтеры обязаны будут заплатить НДФЛ. Но дохода ведь нет, т.к. все средства перечисляются на спасение жизней. Когда перед порядочным и ответственным человеком стоит выбор - чья-то жизнь или налог, он выбирает жизнь. И теперь государству так же необходимо сделать осознанный выбор - защитить тех, кто спасает жизни его граждан.

Законопроекты

26 июня 2014 г. в Верховной Раде Украины были зарегистрированы три законопроекта (4172а, 4173а, 4176а) по созданию благоприятных условий для развития благотворительности в Украине.

Главным из них, №4173а, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Украины, которые помогли бы решить указанные выше проблемы. А именно:

1. Освободить от налогообложения выплаты, производимые благотворительными фондами семьям погибших героев Небесной сотни и семьям погибших во время боевых действий на Востоке Украины военнослужащих и гражданских лиц.

2. Привести ставку необлагаемого минимума нецелевой благотворительной помощи к стандартам европейских стран - 30 минимальных зарплат в год, что составляет 3 тыс. грн в месяц.

3. Расширить спектр поставщиков благотворительных услуг по лечению в учреждениях всех форм собственности, в том числе иностранных. Кроме этого, предлагается утвердить расширенный перечень медицинских услуг, которые могут быть оплачены благотворительными фондами. Расширить возможности для получения образования детьми с особыми потребностями в учреждениях всех форм собственности, а не только в государственных.

4. Для всех категорий лиц, нуждающихся в социальной защите, установить предельный размер целевой помощи, не облагаемой налогом, в 600 тыс. грн в год. Это достаточная сумма для предоставления благотворительной помощи в разумно большом размере (например, жилье для беженцев или сирот, автомобили для инвалидов, дорогостоящие операции для раненых или лечение онкозаболеваний, лечение в иностранных клиниках и т.п.). Речь идет именно об основных категориях лиц, которым социальная помощь должна предоставляться государством.

В условиях срочности решения законодательных вопросов, которые бы значительно поддержали отечественных благотворителей в их желании продолжать спасать и развивать Украину, благотворительный сектор обращается с просьбой:

- к спикеру ВР Александру Турчинову - внести законопроекты 4172а, 4173а, 4176а в повестку дня четвертой сессии Верховной Рады Украины седьмого созыва;

- к главам профильных комитетов Виталию Хомутыннику, Евгению Геллеру и Валерию Сушкевичу - вынести данные законопроекты на рассмотрение ближайших заседаний комитетов;

- ко всем парламентским фракциям - поддержать данные законопроекты;

- к президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Украины Арсению Яценюку - поддержать законопроекты со стороны Администрации президента и Кабмина.

И если у кого-то при этом возникает мысль, что либерализация благотворительности будет содействовать развитию коррупции и злоупотреблений, то пусть он задумается над тем, что содействует коррупции в том же парламенте, во всех коридорах государственной власти. Неужели благотворительность?

Следует не ужимать благотворителей, а совместно создавать механизмы, которые помогали бы бороться с коррупцией и злоупотреблениями на деле, а не на словах, в том числе и в благотворительном секторе.

Мнения

Мнением о том, нужны ли реформы законодательства в благотворительности, и о том, как избежать злоупотреблений в секторе, поделились руководители благотворительных фондов, работающих в Украине более пяти лет.

Анатолий Заболотный, директор фонда Рината Ахметова "Развитие Украины":

- Законопроекты, инициаторами которых выступил Украинский форум благотворителей, нацелены на устранение недостатков и неясностей, накопившихся в законодательстве Украины за годы регулирования благотворительной сферы по "остаточному" принципу, а также на снятие с благотворительных организаций и получателей их помощи дополнительной налоговой нагрузки, прежде всего - в виде НДФЛ. Сегодня это не просто актуально, а критически важно. Украина переживает серьезнейшие потрясения, в результате которых люди, не ожидая помощи от государства, объединяются вокруг различных благотворительных инициатив, решая проблемы с экипировкой армии, лечением раненых, поддержкой семей погибших.

Чтобы уберечь благотворительный сектор от злоупотреблений, фонды просто обязаны быть максимально прозрачными в своей деятельности, должна существовать реальная возможность проверки их деятельности. Сегодня больше доверия на уровне человек - человек. И пожертвования чаще направляют на номера карточных счетов конкретных людей. К сожалению, иногда истории больных детей оказываются сфабрикованными, а пожертвованные на карточный счет мошенника деньги не подлежат возврату. Но чаще до детей все-таки доходит меньшая часть собранной суммы.

В последние два года мы видим серьезный рост жульничества в этой сфере. На мой взгляд, помимо доброй воли самих фондов, должны быть государственные регуляторы, своевременно выявляющие недобросовестных людей. И за преступления в этой сфере необходимо практиковать наказания - вплоть до уголовного. Пока же милиция просто отказывается принимать такие дела, дескать, мелко, трудно доказать. Кроме того, контролером должны стать общественные институты и сами благополучатели.

Евгений Полтенко, директор благотворительной фундации "Открытые сердца Украины":

- Сектор благотворительных организаций довольно существенно влияет на украинскую экономику - это почти 1% ВВП страны. В то же время фонды как поставщики социальных услуг наталкиваются в своей работе на ряд законодательных преград. Их практически не привлекают к реализации государственных и муниципальных программ. Эту ситуацию необходимо исправлять, уравняв в правах на доступ к бюджетным ресурсам благотворительные и общественные организации. Абсолютно не способствует благотворительности и налогообложение адресной помощи. Полагаю, большинство согласится, что несправедливо и абсурдно забирать в госбюджет 15–17 копеек с каждой гривны, идущей на решение социальных проблем.

Злоупотребления в благотворительности - такая же запущенная болезнь нашего общества, как и коррупция. И лечить ее так же сложно, но можно и нужно. Думаю, профильные ассоциации благотворительных фондов как саморегулируемые организации могут внедрять "системы качества" для своих членов. Чтобы каждый благотворитель был уверен в целевом использовании своих пожертвований, доверяя их фондам со "знаком качества". Также следует убеждать общественность разборчивее и ответственнее подходить к выбору инструментов для благотворительности. Прежде чем совершить пожертвование, необходимо убедиться в том, что выбранный фонд официально зарегистрирован, у него понятная структура управления и прозрачная отчетность.

Галина Посталюк, директор Всеукраинского благотворительного фонда "Надежда и жилье для детей":

- Изменения в Налоговый кодекс, расширяющие направления, по которым можно предоставлять не облагаемую НДФЛ благотворительную помощь, крайне необходимы. Это позволит значительно расширить ее виды и объемы различным категориям населения. Также некоторые нормы должны быть сформулированы четче, чтобы налоговая инспекция не могла трактовать законы на свое усмотрение.

Для борьбы со злоупотреблением в благотворительном секторе необходимо установление определенных внутренних стандартов - открытости, подотчетности благотворительных организаций, фондов. Должна быть полная база данных организаций, а также их постоянный мониторинг - работают ли на хорошую идею или на себя, вообще не работают или отмывают деньги. Нужна выборная комиссия из представителей организаций с честной репутацией и солидными проектами, которая может рекомендовать власти лишать лицензии определенные организации.

Важен контроль со стороны общества. Людям (бизнесу в том числе) не должно быть все равно, куда они отдают/жертвуют свои деньги. Следует обязательно задавать вопросы: кто эти люди/организации, которые будут распоряжаться моими деньгами? Как они работают? Насколько я могу им доверять? Какие основания полагать, что деньги будут использованы эффективно?

Доверие к деятельности благотворительных фондов в свою очередь приведет к росту инвестиций в сферу благотворительности и ее успешному развитию.

Благотворительный сектор готов к конструктивному диалогу и поиску совместных оптимальных решений с депутатами, Кабмином и Администрацией президента. Готово ли государство сделать такой же шаг навстречу?