UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Благослови, душе моя...»

Неисповедимы пути человека к Богу. Так уж устроен мир: вера не дана изначально. Понимание Бога приходит с лаской матери, осознанием себя как части всего сущего, принятия духовности как главенствующего элемента бытия...

Автор: Владимир Масарик

Неисповедимы пути человека к Богу. Так уж устроен мир: вера не дана изначально. Понимание Бога приходит с лаской матери, осознанием себя как части всего сущего, принятия духовности как главенствующего элемента бытия. Вера, как и безверие, — волеизъявление каждого на его пути к совершенству.

Долгие десятилетия Богу не было места в призрачном коммунистическом далеке. Вера в Бога мешала вере в Ленина—Сталина—Брежнева и прочих лжепророков «светлого будущего». Храмы уничтожали, священников убивали. И даже тогда люди находили дорогу к Богу, хотя путь к Храму был тернист и опасен. И у каждого он был свой. Многим пришлось пройти сквозь сомнения, раскаяния, даже внутреннюю борьбу между внушенным и реальным. А кому-то и преодолеть путь вполне реальный — через континенты и океаны. Чтобы найти свою дорогу к Храму…

Внутреннее убранство собора
Украинский грекокатолический собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Миссиссага, входящем в состав Большого Торонто, действительно можно назвать народным храмом. Именно на этом месте много лет назад стояла старая церковь, которую посещали до- и послевоенные иммигранты из Украины, преимущественно из западных областей, хотя ходили в нее и украинцы из Польши, даже россияне, белорусы и армяне. Под молитвенный дом отдали свое жилище такие же иммигранты — семья Льва Ме­зуна. Чуть позже, в 1953 году, Лев Мезун отдал также украинс­кой общине земельный участок, на котором и начали возводить храм. Строительство велось иск­лючительно на пожертвования прихожан.

Храм строили долго, мучительно, с большими перерывами. Сначала возвели одноэтажное строение, которое уже походило на церковь и соответствовало всем требованиям для проведения литургий. Со временем появился и второй этаж, где обычно размещается хор, а под собором — просторное помещение, служащее для многих целей. Строительные работы завершились в 1977 году, спустя почти четверть века после их начала. Впрочем, нынеш­ний настоятель храма прото­иерей Роман Панькив считает, что собор еще не закончен, так что строительные работы ведутся и сегодня.

Следует отметить, что этнический храм в иммиграции — это не храм на родной земле, где отправляются богослужения и другие религиозные обряды, в которых нуждаются прихожане. Церковь же в иммиграции становится религиозным центром для верующих христиан, заброшенных судьбой в чужую страну с иным укладом жизни, обычаями, законами. А настоятель храма — это не только священнослужитель, но и духовный отец, приносящий мир и успокоение в души прихожан не одними только молитвами и советами. Стало уже почти правилом, что вновь прибывшие в Канаду первым делом приходят в храм, где получают вполне квалифицированные советы по всем волнующим проблемам. Церковь в стране иммиграции превращается в Церковь, дающую успокоение всем христианам. Она становится Домом Бога для всех христиан доброй воли в абсолютном своем значении.

Зачастую люди вспоминают о Боге в часы испытаний — духовных и физических. Именно эти испытания и становятся первым шагом на долгом пути человека к Храму Божьему. Особенно здесь, в иммиграции. И Храм не обманывает их надежд, дает приют духовный и «помоче всевозможново».

Украинский грекокатолический собор Успе­ния Пресвятой Богоро­дицы — самый большой в Северной Америке украинский храм. Его двери открыты для людей всех возрастов, социального положения и национальной принадлежности.

При этом храме давно работает католическая восьмилетняя школа, признанная канадским правительством и находящаяся под эгидой управления католических школ провинции Онтарио. Ее посещает 760 человек. Это главным образом дети вновь прибывших представителей так называемой четвертой волны иммиграции последних лет. Кстати, большое количество детей в украинской общине — отличительный признак ее развития и процветания. Скажем, ежегодно к первому причастию в храм приводят 60—70 малышей. Только за прошлый год священники обвенчали 17 счастливых пар и окрестили 85 младенцев.

Детям как нашему будущему в соборе уделяется большое внимание. При нем создан и успешно действует детский хор, который сопровождает литургии в последнее воскресенье месяца, а также в самые значительные церковные праздники. А детская танцевальная школа «Барвінок» под управлением Федора Дани­ляка известна не только в Кана­де, но и в Америке, Украине. А совсем недавно коллектив выступал перед участниками Всемирного конгресса украинцев, принимал участие в мероприятиях, посвященных памяти жертв Голодомора в Украине
30-х годов прошлого столетия. Канадский «Барвінок» — коллектив иммигрантский, находящийся на попечении украинского католического собора, родителей и его участников.

При храме создана и первая в Северной Америке школа сопилки под руководством талантливого музыканта Михаила Довбенюка.

Лучший способ сохранить в душах юного поколения приверженность к вековым национальным традициям — не занудные лекции или нравоучения, а воздействие искусства. Как бы продолжая дух и идеи «Барвінка» при соборе существует и капелла бандуристов «Золотые струны» под руководством заслуженной артистки Украины Веры Зелинской, ныне она насчитывает более 40 исполнителей, часто выступает как в украинских общинах Северной Америки, так и в Украине, Польше. Я уже упоминал о детском хоре, который раз в месяц сопровождает богослужения в соборе, а также участвует в концертах, знакомит детей, живущих вдали от Украины, с народной и клерикальной украинской музыкой. Дети также посещают воскресную церковную школу, где изучают религию, язык и историю Украины. И что примечательно: об Украине, ее обычаях и истории дети, а через них порой и их родители, знают теперь намного больше, чем они знали, находясь на этнической родине. При храме существует еще и музыкальная школа, в которой преподают фортепиано и вокал.

Создан при соборе и клуб молодежи, который посещают молодые украинцы. Это главным образом религиозное объединение. Часто молодые люди на несколько дней выезжают в другие епархии, встречаются там со своими сверстниками, участвуют в богослужениях в местных храмах.

Собственно, клубная работа — одна из примечательных сторон деятельности храма. Таким образом, он объединяет людей украинской общины, помогает решать порой любые важные вопросы.

В 2001 году тут также был создан клуб «Семья». Назначение и функции клуба в полной мере отвечают его названию. Ведь иммиграция — это большой психологический стресс, который не может не сказаться на взаимоотношениях в семье. Помочь супругам разобраться в их собственной жизни, в отношениях друг с другом, а также со своими детьми — задача клуба. И вновь прибывшим помогают такие же иммигранты, но уже с большим стажем и немалым опытом.

Большой популярностью пользуются Братство украинских католиков (БУК) и Лига украинских католических женщин Канады (ЛУКЖК). Братство — мужская духовная организация, а Лига, как понятно из названия, — женская. Но это условное разделение, потому что действуют эти организации практически сообща. Когда я первый раз позвонил в храм, мне ответили, что я попал на кухню. «Кухня в храме?» — удивился я. Но все объяс­нялось довольно просто. Не надо забывать, что собор находится в Канаде, а его прихожане — иммигранты. Так что кухня дейст­вительно играет огромную роль в жизни местной общины. Преж­де всего она является источником дополнительного дохода собора. Именно здесь представительницы Братства и Лиги совместно трудятся над изготовлением украинских вареников и голубцов. Эти национальные блюда пришлись всем по вкусу в Миссиссаге и даже в Торонто.

Но, пожалуй, наибольшее внимание в храме уделяется людям преклонного возраста, или, как принято называть их в Кана­де, старшим. Это действительно очень важная социальная сторона деятельности собора. Для тех, кто в состоянии вести активную жизнь, тут создан клуб сенeры «Львів». Его члены — пожилые люди, дети которых живут отдельно, собираются в храме по вторникам. Тут они не чувствует себя одиноким. Особен­но это прослеживается во время церковных праздников. Скажем, второй святвечер проводится для прихожан и всех желающих. Тут и угощение, и культурная программа. А те, кто не может самостоятельно передвигаться, ждут гостей из собора, которые привезут все необходимое, чтобы и одинокий человек почувствовал приход праздника. При соборе существует даже служба круглосуточной помощи, позвонив в которую старики могут рассчитывать на помощь все 24 часа в сутки.

В соборе проводят богослужение два раза в будний день и три раза в воскресенье. В воскресенье тут собирается до двух тысяч верующих. Но больше всего людей на Рождество и Пасху. Тогда в храм не так-то просто попасть.

Украинский грекокатолический собор Успения Пресвятой Богородицы сегодня играет значительную роль в жизни города. Даже мэр Миссиссаги Хейзел МакКалин, о которой «ЗН» уже рассказывало, посетила Рождественское богослужение и отстояла всю литургию.

Ежегодно тут проводятся рождественские ярмарки, а также праздники национальностей, которые называются «Караса­га». Свою кухню и культуру представляют 33 нации, проживающие в Миссиссаге. Такие фестивали стали традиционными и привлекают огромное количество людей даже из Торонто. Кстати, прихожане собора постоянно принимают участие в подобных межнациональных мероприятиях. И никогда при определении победителей кулинарных и этнических конкурсов ниже второго места не занимали.

Все это неискушенному читателю может показаться довольно необычным. Мол, церковь она и есть церковь, и должна исполнять присущие ей функции. И не более того. Но тут надо не забывать, что Украинский грекокатолический собор Успения Пресвятой Богородицы — храм в иммиграции.

На первый план выступает личность священно­служителя, его отношение к религии и ее постулатам, а также к прихожанам. Верующим или неверующим — это уже неважно. Человек вошел в Храм Божий — значит, нуждается в помощи и утешении.

Настоятель собора Успения Пресвятой Богоро дицы протоиерей Роман Панькив
Именно в этом заключается жизненное кредо настоятеля собора Успения Пресвятой Богоро­дицы протоиерея Романа Пань­кива. Он принял приход из рук нынешнего владыки Торонт­ского и Восточной Канады епископа Степана Хмиляра. Отец Роман перед священством окончил музыкальное училище им. Де­ниса Сечинского в Ивано-Франковске, затем духовную семинарию и академию в Санкт-Петербурге. Он – доктор богословс­ких наук. Пять лет в кафедральном соборе Ивано-Франковс­ка и семь лет священнослужения в Филадельфии, девятый год в Торонто (Миссис­сага) в соборе Успения Пресвятой Богородицы.

Отец Роман не только настоятель собора, но и декан-благочинный Торонто. Под его благочинством действуют еще четыре прихода — собор Святого Йосафата, Св. Отца Николая, Покров Божьей Матери и Доброго Пастыря. Все приходы играют заметную роль в религиозной и общественной жизни украинцев и их соседей.

Собор действительно требует много духовных и физических сил от своего священнослужителя. Но отец Роман вряд ли представляет себе другую судьбу. Сегодня у него новая забота: долгие годы стены храма не были расписаны (был расписан собственно только алтарь и существовал иконостас). Сейчас работы по расписыванию церкви скоро должны подойти к концу.

По замыслу отца Романа, роспись собора тоже будет не вполне обычной. Иконописец Валентин Стрельцов приверженец византийских канонов, в основе которых лежит византийская иконография — единственно верное христианское искусство святых росписей, которое существует уже более 2000 лет без изменений. Первым представителем которого считается святой Лука. Ведь именно он нарисовал первые образа Матери Божьей и самого Христа.

В.Стрельцов позволил себе некоторую свободу, иллюстрировал Святое Письмо, как Новый, так и Ветхий заветы. В основу общего замысла композиции положены четыре главных христианских праздника, отображение которых и заняли четыре главных стены собора. В «детском уголке» нашли отражение сцены сотворения мира из Ветхого Завета.

Сам иконописец родом из Льво­ва. Долгое время учился частным образом у ведущих украинских художников. Но вот к иконографии подошел только в Риме. Теперь постигает премудрости иконописания под началом известнейшего греческого иконо­графа отца протоиерея Теодора Ку­фуса, который живет в Канаде.

Работает иконописец красками, основанными только на натуральных пигментах, известных еще Андрею Рублеву. А сама эмульсия произведена на основе акрила — и через пятьсот лет фрески будут выглядеть, будто сегодня нарисованные.

Колоссальную работу ведет самый большой в Северной Америке украинский католический собор. Вряд ли все это было бы под силу даже такому человеку, как отец Роман, если бы не поддержка и понимание его семьи. С супругой Ольгой они женаты вот уже 27 лет, встретились еще в Украине. Священнослужение отца протоиерея Романа длится 23 года. Сыновья пошли по стопам отца и дедушки. Стар­ший Юрий закончил два университета и семинарию в Оттаве, защитил кандидатскую диссертацию. Младший Стефан учится в двух университетах и семинарии в Оттаве — префект семинарии, а также преподает церковное пение, изучает философию. Дочь Алена учится в шестом классе, посещает французскую школу и замечательно поет, говорит на трех языках (украинском, английском и французском), а также танцует и играет на фортепиано. Жена Ольга закончила музыкально-педагогический факультет Ивано-Франковского педагогического университета им. Стефаника. Помогает во всех мероприятиях при соборе.

С каждым годом забот прибавляется. И все труднее становится содержать храм.

— Раньше люди были более жертвенными, — размышляет отец Роман. — Оно и понятно: вре­мена настали трудные для всех. Но все же наши единоверцы из более ранних волн иммиграции как-то ближе чувствовали нужду и тревогу ближних своих.

Первые иммигранты в основном были беженцами военных лет. Каждый на себе прочувствовал лишения и нужду, а потому и к ближним относился с большим пониманием и сочувствием. Большинство же нынешней, четвертой волны иммиграции, приехали в мирное время по экономическим и политическим причинам.

Пройдет время и, может, некоторые из новой волны возвратятся на родину. И вот тогда каждый найдет свою собственную и неповторимую дорогу к храму…