Представьте, что вы собрались посетить Италию - страну, о которой давно мечтали. Вы купили билет на самолет, готовитесь к поездке - изучаете язык, составляете список достопримечательностей, которые непременно хотите увидеть. Наконец, вы летите, самолет приземляется… и вам объявляют, что вы - в Амстердаме, то есть совсем не там, где рассчитывали. Вы можете злиться и досадовать на такую несправедливость судьбы. А можете спуститься по трапу самолета навстречу неизвестной Голландии. И поверьте, в этой стране найдется немало интересного и примечательного. Даже если это будет совсем не то, что вы ожидали…
Примерно такими словами Светланы Махно, мамы маленького Глеба с синдромом Дауна, начинается документальный фильм о солнечных детях, "Билет до Амстердама". Ленту недавно представили в кинотеатре "Жовтень" его создатели - режиссер Леся Литвинова и ее муж, оператор Сергей Тахмазов.
Фильм о любви и о солнечных детях пара начала снимать за год до Майдана. Вдохновила история одноклассницы режиссера, у которой родился ребенок с синдромом Дауна. "Светка была золотой девочкой, - рассказывает Леся Литвинова. - Перед ней раскрывалось самое перспективное будущее. Она блестяще училась, она умела и могла все. И с первого класса все знали, что у Светы будет золотая медаль. Поступила и училась она очень легко. И вот родился Глеб…
Света пытается поднять его с помощью всевозможных занятий. Глебу было года полтора, когда он показывал кукольный спектакль - сказку о Репке. Мой сын к этому возрасту даже приблизительно такого не умел. Глеб рисует, лепит…
Светка не работает. Она очень хороший юрист и иногда консультирует. Шьет, вяжет, валяет. Но бывают дни, когда холодильник у нее пуст.
На самом деле не так уж много семей, которые воспитывают детей с синдромом Дауна и готовы сражаться за них. Они все друг друга знают, общаются, пытаются организовывать совместные мероприятия.
В фильме "Билет до Амстердама" собраны истории нескольких семей, в которых воспитываются талантливые солнечные дети. Кто-то из них играет на музыкальных инструментах, как ныне 13-летняя пианистка из города Покров (Орджоникидзе) Лиза Бабич. С момента съемок фильма она завоевала уже немало международных наград.
Кто-то играет в театре, как Саша Стешенко. Солнечные дети рисуют, думают, чувствуют, а главное - они любят. Но общество отмахивается от них, не желает их замечать. Еще в роддоме родителям настоятельно рекомендуют отказываться от них. И мамы солнечных детей, все же решившие сражаться за них, желая избежать откровенно неприязненных или же просто сочувственных взглядов, выходят на прогулку с колясками, когда город уже начинает засыпать…
Художественный руководитель театра "Паростки" Виталий Любота говорит, что, впервые столкнувшись с проблемой неприятия солнечных детей, ужаснулся: "Эти дети живут в резервации, отношение социума - не дай бог их кто-то увидит. Но когда люди начинают с ними общаться, то понимают, насколько глубоко солнечные дети могут постичь этот мир, какие философские мысли у них рождаются".
Фильм "Билет до Амстердама" убедительно доказывает, что привыкнуть к этим улыбающимся людям легко, если смотреть на них сердцем. Подаренная им любовь вернется сторицей. "Когда мы доснимали фильм и я поняла, что у меня больше нет повода каждый день видеться с моими героями, мне стало очень грустно", - делится Леся Литвинова.
Фильм был отснят. Однако революция, а потом и война серьезно перетасовали жизненную колоду карт. В последние два года Леся была более известна как координатор киевского Центра для переселенцев на Фроловской, и к режиссерской деятельности возвращаться не собирается. Она вынашивает идею создания в Киеве детского хосписа. Сергей Тахмазов стал волонтером на фронте.
"Билет до Амстердама" все это время пылился на полке. То, что его показали именно сейчас, - случайная неслучайность. С одной стороны - руководство кинотеатра "Жовтень" предложило показать фильм бесплатно, за что создатели очень признательны, поскольку любой показ требует капиталовложений. С другой - сейчас, во время войны, по мнению Сергея Тахмазова, фильм стал более уместен, чем раньше. "Потребность в человечности и любви сейчас больше. Раньше каждый жил в своей раковине".
И все же после просмотра фильма у меня остался вопрос, который я и задала режиссеру.
- Леся, герои прекрасные, и сам фильм очень светлый. Он убедительно говорит о том, что семьям, в которых родился такой ребенок, не стоит этого бояться. Но ты ведь знаешь, что синдром Дауна выявляется УЗИ уже на 12-й неделе беременности. Как быть с этим?
- Я против абортов. При любых патологиях.
- Я бывала в специализированных домах ребенка, где живут дети с очень серьезными патологиями. Это тяжело даже видеть, не говоря уж о том, что женщина, решившая оставить такого ребенка, не сможет работать, будучи вынуждена постоянно находиться с ним рядом. Государство не окажет ей в этом должной поддержки, а общество будет смотреть на нее косо.
- Дома ребенка - это зло. Интернаты, дома инвалидности, где детьми не занимаются, где их унижают, ограничивают в развитии даже обычного ребенка. Что касается абортов, то для меня это убийство. Никто ведь не знает, зачем любой человек приходит в этот мир. И если он в результате прожил скучную, серую жизнь, возможно, в этом вина не его, а той среды, в которую он попал. Отношение к этому общества и государства нужно менять.
Есть старая история о том, как на прием к врачу пришла женщина. Она больна туберкулезом, ее муж давно страдает сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий глухонемой, а четвертый болен туберкулезом. Эта женщина вновь ожидает ребенка…
Что бы ты посоветовала этой женщине? Сделать аборт?
- Я не вправе давать такие советы. Но я бы рассказала ей, что ее ожидает…
- А врач посоветовал бы. Но у этой женщины родился Бетховен…
Я забеременела Варькой в 38 лет - возраст, когда женщин обязательно направляют на генетическое исследование. У меня был высокий риск рождения именно ребенка с синдромом Дауна. И я ни на минуту на задумалась о том, чтобы прервать беременность. Ребенок с любой патологией зачем-то приходит в этот мир - он либо сам его изменит, либо сделает это через своих родителей. Например, благодаря Даньке я пришла к мысли о детском хосписе…
- Что ж, пусть это остается вопросом, и каждый принимает решение сам...