С 9 по 11 августа в рамках годовой исследовательской программы «Проект страны» Киевского института проблем управления имени Горшенина в МДЦ «Артек» было проведено исследование «Украина будущего».
Тысяча шестьсот детских сочинений дали богатую пищу для размышлений экспертов и интерпретаций социологов.
«Артек» в августе встретил нас высоким, абсолютно безоблачным небом, ветром в верхушках сосен и морем такой немыслимой лазурной синевы, которая бывает только в этой акватории — от Аю-Дага до скалы Дженевез-Кая. Триста двадцать гектаров непрерывных парков, семь километров чистых пляжей — в это благословенное место вновь и вновь приезжают «дети разных народов», в этот раз было много украинских детишек, в том числе из пострадавших от наводнения областей, были российские и грузинские ребята.
Политических дискуссий мы не слышали, хотя не раз побывали во всех лагерях «Артека», зато с удовольствием наблюдали, как целый отряд тинейджеров по пути в столовую под предводительством юного вожатого в бандане и с дредами хором, дружно и очень слаженно пел битловскую Yellow submаrine. Демонстрируя при этом хорошее знание текста.
«Артек», вопреки распространенному мнению, всегда был немного диссидентским и ко многим вещам относился со здоровым юмором. Раньше — к пионерской организации и комсомолу, сейчас — к политическим дрязгам и неразберихе, творящейся как во внешнеполитическом контуре, так и на сугубо украинской политической «кухне». Дети все видят несколько иначе. Но вот как именно они видят страну, нас, взрослых, свои перспективы, мы и решили выяснить. За тем и приехали.
Просим ребят озвучить перед камерой какие-нибудь мысли из собственных сочинений. Шестнадцатилетняя Аня из Луганской области говорит: «Мне понравился вопрос о том, какой должна быть школа, чтобы в ней было интересно учиться. Я считаю, что в школе главное — это тепло…»
…человеческих отношений — фраза сама по себе достраивается у меня в голове до общеизвестной конструкции.
«…потому что когда нет тепла, — продолжает Аня, — приходится сидеть в пальто и поэтому хуже усваивается материал — в пальто очень неудобно сидеть на уроках. Вот если бы было тепло — так больше ничего и не надо. Школа мне нравится вообще-то».
Однако не все настроены так непритязательно, как Аня.
«Наверное, нужно повысить зарплату учителям и сделать эту профессию престижной. Потому что сейчас на эту работу почти всегда идут люди, которые просто ни на что не способны. Потому что нормальный, умный человек пойдет на работу более высокооплачиваемую». Ангелина Б., 10 кл., Киев.
«Школе необходимы педагоги, которые хорошо понимают свой предмет и одновременно любят детей». Светлана, с.Роскишне, Кировоградская обл.
«Нужно заменить систему. Сделать уроки интереснее. А также сделать так, чтобы дети перестали бояться школы. Нельзя давать учителям орать на учеников, т.к. это действует на нервы». Александра, 8 кл., Киев.
«Учителя должны быть сдержанными, не срываться на детей, должны рассказывать и хорошо объяснять материал». Марина М., 11 кл., Кривой Рог, Днепропетровская обл.
«Нужно, чтобы учителя уделяли большее внимание психологии ребенка, проводили больше воспитательных бесед и разговоров, а также чтобы учителя не унижали детей». Елена, 8 кл., с. Надвирна, Ивано-Франковская обл.
«Улучшить отношение учителей к детям. Уважать права детей. Помогать детям, к которым плохо относятся сверстники». Катерина, 8 кл., г. Киев (будущий дипломат).
Неладно что-то в датском королевстве: дети жалуются нам, взрослым, на психологический дискомфорт в школе, не скрывая при этом своих имен и фамилий. Тепло человеческих отношений не менее важно, оказывается, чем теплые батареи. Получается, что остальное — вторично, что ли? Лишь бы не орали и не унижали.
Короче говоря…
«В школе нужны такие учителя, которые не навязывают ученикам свое личное мнение (об истории, о религии). Конечно, должен быть умный и культурный директор, администрация и работники школы. В каждой школе должен быть большой модернизированный медицинский кабинет с несколькими медсестрами и врачами. Столовая должна иметь должный вид. Еда должны быть свежей и вкусной. Что касается коридоров и кабинетов — должны соблюдаться соответствующие условия: отопление, столы и стулья по росту учеников и т.д.». Яна М.
Но есть и более концептуальные суждения — о содержании образования.
«Чтоб были представлены ученикам всевозможные предметы, которые в данное время не читаются, например искусство, живопись, риторика, астрономия и т.д.». Инна, 2 курс колледжа, Днепропетровск.
«Она (школа. — М.Т.) должна изучать не только общеизвестные предметы, а по желанию учеников и другие. Например, философия, астрономия и тому подобное. В одном районе нужно, чтобы были как спортивные, так и школы с изучением иностранных языков или гуманитарных предметов. Чтобы дети могли быстро добраться до школы». Андрей, 8 кл., г. Киев.
Мы-то думали, что дети нарисуют нам какой-то немыслимо продвинутый образ школы — супермодной, высокотехнологичной. Что-то такое о компьютерах, Интернете, спутниковой связи. Их пожелания оказались намного скромнее. И именно вот эта их неприхотливость вызывает сложное чувство — то ли вины, то ли усталого раздражения — идут годы, все тонет в бесконечных разговорах, прошлое длится до бесконечности, а будущее не наступает никогда. При чем здесь непрерывное совершенствование системы оценивания — двенадцатибалльная, независимое тестирование? При чем двенадцатилетка, замена одних параграфов в учебниках истории на другие? К чему эти формальные телодвижения, когда ничего не меняется по сути и дети утром с тоской в глазах идут в этот ненавистный казенный дом?
А нужно-то всего «…чтобы учителя и ученики стали нормальными друзьями». (Рената К., 10 кл. г. Герца, Черновицкая область).
Что должно сделать Министерство образования, чтобы учителя и ученики стали нормальными друзьями? А? Скажете, это не в его компетенции? А в чьей?
В вопросах управления страной дети более категоричны.
«Какой должна стать Украина через десять лет, чтобы ты мог ею гордиться?» — этот вопрос вызвал массу разнообразных практических советов, которые поражают своим здравомыслием. Опять-таки — никаких фантастических проектов, никаких летающих такси и подводных стадионов. Растет поколение жестких прагматиков — это видно сразу.
«Начать надо с того, что рассказать политикам, как слова заменять действиями». Александра, 8 кл., Киев.
«Украина должна стать чистой и серьезной в политике». Андрей,
7 кл., Ивано-Франковск.
«Политики должны быть серьезными. Чтобы в первую очередь их уважали. Сейчас они несерьезные, смешные какие-то». Саша, 11 кл., Николаевская обл.
О том, что дети сразу видят, что король голый и прямо заявляют об этом, мы уже писали в прошлом году. Но если уже им смешно, то в конце концов кому-то должно стать стыдно. Или — не дождемся?
«…Чтобы деньги не решали все». Яна Б., 8 кл., с.Вильхивка, Ивано-Франковская область.
«…Независимой! Чтобы все люди в Украине были как мушкетеры — «один за всех и все за одного!». 8 кл, г. Нежин, Черниговская обл.
«…Украина сейчас не в лучшем положении, поэтому очень хочется, чтобы политики перестали делить нашу страну, и наконец, взялись за дело». Наталья Б., 10 кл., г. Львов.
И вдруг неожиданная точка зрения восьмиклассницы Адели из Львова: «Чтобы в Украине было кино, как в Америке. И все, как в Америке».
А что, если речь идет об уровне жизни и объемах кинопроизводства, найдется ли кто-то, кто бросит в Аделю камень?
В прошлогоднем исследовании уровень детского патриотизма был значительно выше. Но, видимо, и они устали.
«Кажется, что нас просто хотят сделать каким-то быдлом, которым легко управлять, которое не имеет собственного мнения». Ангелина Б., 10 кл., г. Киев.
«Надо, чтобы власть вкладывала деньги в какое-то нужно дело, а не в бесконечные выборы и перевыборы». Алена, 8 кл., г. Киев.
И тем не менее:
«…Я горжусь своей страной, мое отношение с годами не изменится. Ее нужно только сделать лучше, следить за своим городом или поселком. Еще лучше, если народные депутаты Верховной Рады будут больше заботиться о людях, а не о своем обогащении. Сейчас по телевизору только и разговоров об их скандалы. На мой взгляд, каждый должен сделать что-то для развития своей страны». Марина Н., 10 кл., г. Шостка, Сумская область.
«В любом случае я буду гордиться Украиной, если она останется независимой. Но это зависит от нас…». Наталья Б., 10 кл.,
г.Львов.
«Какой должна стать Украина, чтобы ее уважали в мире?»
Тут мог бы последовать километр цитат из детских сочинений и перечень безусловно важных мыслей. О внеблоковом статусе, политической стабильности, моральных ценностях и самоуважении нации.
Ну, к примеру:
«…Чтобы Украину уважали в мире, нужно для начала объединить ее народ. На протяжении всей истории нашей Родины ее пытались разделить и завоевать. Западная и Восточная Украина враждуют, а причиной этому — междоусобицы наших политиков. В Украине должна стабилизироваться политическая и экономическая ситуации, тогда будет легче жить нашему народу и нас начнут уважать в мире — я в это верю!». Наталья Б., 10 кл., м. Львов.
Таких мнений много — примирительных, рассудительных, высказанных с надеждой.
Но вот десятиклассник Богдан из Ивано-Франковска на этот вопрос ответил с крайним сарказмом, в котором, согласитесь, сквозит сермяжная правда и простая геополитическая интуиция: «...Колонией. Или рынком сбыта наркотиков. Или ядерным могильником. Тогда нас будут уважать такие «кумиры» нашего населения, как США и Россия».
«Нужно как-нибудь сделать так, чтобы, возвращаясь из других стран, не появлялась мысль: «И как я живу в этой Украине?». Александра, 8 кл., г.Киев.
Но — шутки в сторону — 21% опрошенных, отвечая на вопрос о том, с кем должна дружить Украина, называют Россию. Она занимает первое место в списке стран, с которыми Украина должна дружить и сотрудничать. Для сравнения: на втором месте США (14%), на третьем страны Евросоюза (10%).
Что примечательно, сторонниками пророссийского геополитического вектора Украины является почти четверть юных респондентов из западных областей Украины — 23,8%.
«…Украина должна дружить и сотрудничать с государствами-соседями, в первую очередь с Россией. Наш народ должен брать пример с россиян. Русский народ сплоченный, они настоящие патриоты своей Родины», — пишет Наталья Б., львовская десятиклассница.
Результаты этого «детского» исследования по сравнению с прошлогодним отличаются одним важным моментом, на который стоит обратить пристальное внимание. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» очень часто встречается: дипломатом. И многие аргументировали свой выбор.
«Нынешние украинские политики — плохие дипломаты, поссорили нас со многими странами». Дмитрий О., 8 кл., Кировоградская обл.
«Власть демонстрирует низкую дипломатическую культуру!!!» — именно так, с тремя восклицательными знаками, пишет девятиклассница Вика Д. из Запорожья.
Что же касается вопроса о том, как преодолеть бедность, должны отметить, что высказываний в духе «государство должно дать денег» стало значительно меньше по сравнению с прошлогодним исследованием института, зато больше суждений в духе «помоги себе сам».
«Заставлять людей, как было в СССР, идти на работу. Хоть на какую-нибудь, но все же на работу. Так у каждого будет хоть какая-то копейка. Кто знает, а возможно, человек начнет с самого минимума (скажем, пойдет работать уборщиком), а потом затянет — и человек начнет идти вверх по карьерной лестнице». Ангелина Б., 10 кл., г. Киев.
«Нужно не лениться и искать работу, чтобы не быть бедным. Если все люди будут работать, то не будет бедности. Но чтобы люди работали, нужно, чтобы страна давала им работу». Назар Х.,
8 кл., с.Тужилив, Ивано-Франковская обл.
«Есть люди, которые хотят работать, но не могут. Есть те, кто не хочет работать, но может. Я считаю, что первым нужно оказывать помощь, хотя бы минимальную заработную плату (которую должны повысить) на одного человека. Других же надо заставлять. Может быть, с этими людьми должны поработать психологи или какие-нибудь исправительные колонии (пункты). Нужно внушить людям, что свое счастье они смогут построить только сами, а для этого они должны работать». Яна М.
«Чтобы побороть бедность, нужно верить в себя, найти работу, трудиться и знать, что ты можешь побороть бедность. Для этого нужно беречь каждую копейку, гривню, которая у тебя есть. Если ты будешь тратить, разбрасываться деньгами, то у тебя ничего не будет. А для этого нужно закончить школу хорошо, сдать на отлично экзамены, поступить в институт, найти работу, работать до самой пенсии, и тогда ты не будешь думать, что ты бедный, потому что у тебя будет все, что ты заработал». Надежда Б, 6 кл., г.Кривой Рог, Днепропетровская обл.
Хотя и здесь без пессимистов не обошлось.
«К сожалению, с бедностью бороться очень тяжело, ведь даже если раздать бедным еду и одежду, их все равно отберут жестокие люди». Тарас К, 8 кл., г. Киев.
Помимо социологических процентов, выявления тенденций и закономерностей напрашивается один общий вывод. Рамочный, так сказать. Он может показаться неожиданным, но я уже несколько дней просыпаюсь именно с этой мыслью. Я ее гоню, а она снова приходит. Ее в дверь — она в окно.
Судя по тому, что и как говорят дети, Украина ведет себя как бездетная страна. Что власть, что общество. Бездетная, не думающая о воспроизводстве, наблюдающая жизнь подрастающего поколения как будто через мутное стекло. Мы ведем себя так, как будто они нам чужие. Чужие дети — о которых должен позаботиться кто-то другой. Они это чувствуют и растут себе как могут, и, что характерно, — вырастают очень приличными молодыми людьми, но не благодаря, а вопреки.
Что страшно — они растут в обстановке повышенной непристойности. В атмосфере неприкрытой общегосударственной пошлости. Это похоже на гимназию, которую пристроили к борделю, и юные гимназисты имеют возможность ежедневно наблюдать, как их достойные отцы по вечерам посещают дам легкого поведении. Пример брутальный, но ситуацию описывает исключительно точно.
Поведение украинского общества и государства — поведение власть имущих, чиновников, элит — это поведение людей, у которых нет детей. А поэтому перед ними не стыдно. Не совестно врать, красть, делать немыслимые глупости, выглядеть идиотами. Не зазорно за десятилетия ни на шаг не приблизиться к настоящей реформе образования, к достойному детскому здравоохранению, к обеспечению защиты и безопасности детей.
На них никогда не хватает денег. Ни сил не хватает, ни внимания.
«Потому что — выборы и перевыборы», — как заметила Алена из Киева.
Так что нам делать с ними, с этими мелкими? Собрать их всех вместе и отправить в Невиленд к нестареющему Питеру Пену, в теплые края с феями и парусниками, подальше от этой бездетной страны?
Рассчитывать на то, что появится как Бог из машины хоть какая-нибудь общественная рефлексия, а проще говоря — совесть? И если рассчитывать — то как долго?
Модный ныне российский писатель и публицист Дмитрий Быков, анализируя феномен «Гарри Поттера», сказал что-то вроде «у нас появление такой книги было бы невозможным». «У нас» — имелось в виду в России, и хоть «Украина — не Россия», но у нас эта книга так же была бы невозможна в силу причины, которую указал Быков. Причина эта — отсутствие конвенциональных ценностей. Общественных, иным словом. Равно понимаемых и разделяемых большинством. У нас нет ценности семьи, отдельные счастливые случаи не в счет. Нет ясных представлений о добре и зле, о человеческом достоинстве и последствиях его утраты. Иначе стало бы очевидным фактом, что происходящее в украинской политике, поведение политических элит, борьба за власть не на жизнь, а на смерть, — и гори оно огнем, — все это происки дьявола. Или Волан-де-Морта, как вам больше нравится.
«Чего ты хочешь достичь?» — спросили мы ребят напоследок.
«Я хочу улучшить жизнь многих. Жить ради людей. Я хочу достичь еще одного: чтобы меня помнили». Сергей Л., 8 кл., г.Киев.
«…всего того, чего не достигли мои родители». Максим, 10 кл.,
г. Винница (собирается учиться в МВД, хочет работать в Интерполе).
«Хочу воспитать детей в тепле и вере в Бога, воспитать в себе все хорошие черты и всегда всеми своими силами исправлять свои недостатки». Влада Г., 11 кл.,
г. Днепропетровск.
«Хочу получить два высших образования — акушера-гинеколога и балетмейстера. Хочу стать хорошим специалистом, чтобы люди хотели и записывались на прием только к такому специалисту, как я. Хочу выйти замуж только по любви, а не по расчету. Хочу обеспечивать родителей на старости лет». Марина М., 11 кл., Кривой Рог, Днепропетровская обл.
«Артек», сумерки. Малыш из Ивано-Франковска и девочка из Саратова залезли с ногами на скамейку и сидят там, как воробьи, разговаривают.
— …а ти скажи йому: зараз як дам по фейсу! — доносятся до нас слова мальчика.
— Фейс — это место, где деньги хранят! — авторитетно заявляет барышня.
Мы, спрятавшись за кустами ягодного тиса, рыдаем от смеха и решаем, что таки-да «Артек» нам оставили инопланетяне в образе доктора Зиновия Петровича Соловьева и его коллег из РОККА. Прилетели, оставили и улетели. И не сказали, где у него кнопка. Иначе тут бы уже давно были частные владения и недоступные пляжи. А так, как и восемьдесят лет назад, здесь носятся мальчишки и девчонки, дружат, влюбляются. Плачут при расставании. И чем дальше разъезжаются, тем горше плачут. Особенно если в разные страны.
Все время с завидной настойчивостью воспроизводится одна и та же простая и доступная модель взаимоотношений, но мы ничего не видим и не понимаем.
Так и живем.