UA / RU
Поддержать ZN.ua

Без бумажки ты — букашка, или О людях, которых не видит государство

В XXI веке, в стране, называющей себя европейской, десятки тысяч человек десятилетиями живут рядом с нами без каких-либо документов.

Автор: Алла Котляр

В советские времена на слуху было выражение "без бумажки ты - букашка". Именно оно лучше всего дает представление о жизни и судьбе тех, кто по тем или иным причинам оказался за пределами документирования и стал невидимым для государства.

Люди-невидимки. Не учтенные государством, зачастую изолированные от общества и лишенные базовых прав - на регистрацию рождения, образование, медицинские услуги, брак, трудоустройство, собственность и наследство, банковский счет, участие в выборах. Эти люди не могут покинуть пределы страны. И когда они умрут, их родственникам даже не выдадут свидетельство о смерти.

Проблема безгражданства - не исключительно украинская. Это явление, возникающее в результате развала или образования новых государств, недостаточно продуманной миграционной политики или же политики государства для граждан. Помните историю героя Тома Хэнкса в фильме "Терминал"? Пока Виктор Наворски летел в Нью-Йорк из Восточной Европы, на его родине произошел государственный переворот. Оказавшись гражданином уже несуществующего государства, он не мог ни въехать в США, ни вернуться домой, и вынужден был скитаться по терминалу аэропорта. История, кажущаяся вымышленной и абсурдной. Тем не менее в мире насчитывается более 10 миллионов человек без гражданства. И треть из них - дети.

Хотя проблема безгражданства не слишком на слуху, для нашей страны этот вопрос становится все более актуальным. Во время последней украинской переписи 2001 года 82 тысячи человек заявили, что не имеют гражданства. Сколько их сегодня - точно неизвестно. По состоянию на 2014 год УВКБ ООН насчитало в Украине более 35 тысяч апатридов или лиц с неопределенным гражданством. Однако эти данные не являются абсолютно точными и исчерпывающими. Количество лиц без гражданства или находящихся в группе риска может составлять до 75 тысяч.

По оценкам Бюро демократических инициатив и прав человека ОБСЕ, а также на основании данных Всемирного банка, по состоянию на 2017 год в Украине лишь около 78,1% лиц имеют идентификационные документы. То есть почти каждый пятый житель Украины - человек-невидимка, который однажды может стать угрозой. Как для безопасности страны, так и для отдельных ее граждан и других лиц, проживающих в Украине законно. Кроме того, большое количество людей-невидимок - благодатная почва для незаконных, в том числе коррупционных действий.

Значительное количество недокументированных лиц в Украине, по оценкам УВКБ ООН, составляют представители этнических меньшинств, в частности ромы. В этой группе также - бездомные; те, кто освободился из мест заключения; люди, проживающие в Украине 20 и более лет, но по разным причинам не имеющие возможности оформить документы, в том числе вместо паспортов граждан бывшего СССР.

Временная оккупация РФ АР Крым и отдельных районов Донецкой и Луганской областей тоже добавила к проблеме безгражданства - многие люди потеряли собственные документы, архивные данные о которых хранятся на неконтролируемых Украиной территориях или были уничтожены. Большая группа риска - дети, родившиеся на временно оккупированных территориях и не имеющие регистрации рождения в Украине. Им даже нельзя будет пересечь линию разграничения, поскольку органы пограничного контроля ныне осуществляют пропуск лиц на основании паспорта или свидетельства о рождении ребенка.

"Без свидетельства о рождении эти дети не будут получать никакой государственной поддержки при рождении, - отметил представитель УВКБ ООН в Украине Пабло Матеу на пресс-конференции, посвященной четырехлетию Глобальной кампании по искоренению безгражданства до 2024 года IBelong ("Я принадлежу"). - Также будут трудности при регистрации в детсаду или школе, при посещении больниц или, когда они повзрослеют, - с официальным трудоустройством или заключением брака".

Хотя изменения в Гражданский процессуальный кодекс, принятые в феврале 2016 года, предписывают неотложное рассмотрение украинскими судами заявлений об установлении фактов рождения на временно оккупированных территориях и немедленное исполнение решений по таким делам, судебная процедура может занимать до нескольких недель и требует соответствующих финансовых затрат.

Из 59 340 рождений в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (за период 2015–2018 гг.) по состоянию на конец июля 2018 года в Украине был зарегистрирован
20 891 факт рождения на временно оккупированных территориях. Из
84 101 рождений в АРК (за период 2015–2018 гг.) на конец июля 2018 года в Украине было зарегистрировано лишь 6375 фактов рождения на оккупированной территории. Печальная статистика.

Однако ни одна цифра не дает понимания, как живется людям без гражданства на самом деле. При столкновении с реальными историями возникает ощущение, будто ты вдруг оказалась в каком-то нелепом, из чего попало и как попало слепленном сериале, настолько все кажется нереальным. Но это - реальность.

Грузинке Нине Ислямовой 51 год. До 1991 года она с мужем и двумя сыновьями жила в Узбекистане. После развала СССР муж, крымский татарин, решил перебраться с семьей в Крым. Однако спустя какое-то время вернулся в Узбекистан. А Нина с детьми осталась в Крыму, где живет и ее сестра.

Еще в 1992-м женщина попыталась поменять советский паспорт, но поскольку в нем значилась прописка в Узбекистане, ей нужно было поехать туда и выписаться. Сделать это не получалось - болели дети. А спустя какое-то время на рынке Нине порезали сумку, вытащив конверт с деньгами, в котором был и паспорт.

Многие годы острой необходимости получать украинский паспорт не было. Дети учились в школе, женщина работала неофициально. Повар по специальности, она то готовила у своих - в грузинских ресторанах, то мыла посуду.

В 2014 году Нина, наконец, решила получить паспорт. Для этого женщине нужно было приехать в посольство Узбекистана в Киев. В это время произошла аннексия полуострова, и вернуться домой без паспорта она уже не смогла. Обратилась в суд, который отказал ей в установлении факта проживания на территории Украины, поскольку реальных документов, подтверждавших то, что к 24 августа 1991 года она проживала в Крыму, нет. Проживание на территории Украины даже более 20 лет не означает автоматическую выдачу украинского паспорта. Вот уже почти пять лет женщина не может вернуться к семье, и вынуждена жить в Киеве без документов.

27-летняя Марьяна - ромка, уроженка Славянска. Когда на востоке страны начались боевые действия, она была на шестом месяце беременности. Жила в небольшом доме с мамой и сестрами. Однажды в дом попала мина. В тот же день семья села на поезд и поехала в Киев. "В свои 23 года, - рассказывает Марьяна, - я чувствовала себя маленькой. К этому времени мама еще даже не задумывалась о том, чтобы сделать мне паспорт. У моих сестер она принимала роды дома. У меня приняла в палатке.

Будущего у меня не было. В школе я не училась. Читать и писать научилась сама. Я даже не смогу вам рассказать, что такое суд - плохо понимаю. Когда получу документы, отдам старшего сына в школу и в какой-нибудь кружок, например, на футбол. Это - моя мечта".

За правовой помощью в БФ "Право на захист" Марьяна обратилась, когда ее сыну было уже три года, но свидетельства о рождении у него не было. Чтобы его получить, понадобилось обращаться в суд. Доказывать, что Марьяна является матерью своего сына, пришлось с помощью судебно-генетической экспертизы - процедуры длительной и дорогостоящей. "Обычно люди не могут самостоятельно понять, в чем состоит проблема и как ее решить, - говорит руководитель проекта "Правовая помощь лицам без гражданства" БФ "Право на захист" Ирина Алексеева. - Соответственно, не могут составить заявление в суд и оплатить такую процедуру, как судебно-генетическая экспертиза".

Оксане 20 лет. У нее есть свидетельство о рождении, но до сих пор нет паспорта. Ее мама Лена - уроженка Белоруссии. Проживала какое-то время в Казахстане, потом оказалась в Украине, где и родила дочь в роддоме. Паспорт у Лены был еще советский. Она попыталась его сменить на украинский, но официальным путем не вышло. Тогда женщина обратилась за помощью к каким-то людям, попытавшись решить проблему с помощью взятки. В результате лишилась советского паспорта, а взамен получила поддельные документы с пропиской для себя и дочери, даже с ненастоящими фамилией, именем и отчеством. В ответ на недоумевающие вопросы Лены ей сказали просто: "Молчи. Сиди тихо". И она сидела тихо много лет. На жизнь зарабатывала уборками. Дочь училась в школе. Проблема паспорта остро встала, когда в 2011 году Оксане потребовалось делать операцию. Операцию сделали в Харькове, но проблему с документами решить так и не удалось.

В прошлом году у Лены обнаружили онкологию. И выяснилось, что пойти к врачу она не может. Не может собрать справки, чтобы встать в Минздраве на очередь госпрограммы по лечению онкобольных за границей. Она готова была бы самостоятельно попытаться собрать деньги для лечения на свою банковскую карточку, но у нее ее нет, потому что нет паспорта. Сейчас это дело на рассмотрении в суде. Адвокаты обратились с просьбой рассмотреть его незамедлительно, учитывая состояние здоровья матери Оксаны.

Но выбраться из этой страшной реальности, в которой люди живут по два-три поколения, очень непросто. "Мы уже больше года не можем убедить мир в существовании целой семьи - мамы, ее дочери и внучки. У мамы был советский паспорт, у двух ее потомков нет и того", - говорит психолог, руководитель ГО МАРТИН-клуб Виктория Федотова.

В 2013 году Украина присоединилась к Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года. В 2014 году стартовала кампания IBelong ("Я принадлежу") от УВКБ ООН, целью которой является преодоление безгражданства до 2024 года. На сегодняшний день, несмотря на присоединение к конвенциям, в Украине нет порядка, который давал бы возможность лицам без гражданства получить какое-то, даже временное, удостоверение или свидетельство. Для этого требуются основания. Например, несовершеннолетние дети в Украине, приглашение на трудоустройство, получение украинского образования и так далее. Но лица без гражданства не могут выполнить эти требования, не могут подтвердить свою личность и идентифицировать себя перед государством, что закрывает им доступ к процедуре получения вида на жительства. И в этом состоит основная проблема, требующая разрешения. Люди обречены на жизнь невидимок, и часто передают свою беду в наследство. Их дети и внуки также становятся негражданами, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В сентябре 2018 года был зарегистрирован законопроект № 9123 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о признании лицом без гражданства". Законопроект создает процедуру признания человека лицом без гражданства, несмотря на законность или незаконность его пребывания на территории Украины, что в дальнейшем позволит ему законно находиться на территории Украины, получить документ, удостоверяющий личность и законность проживания. Также предлагается упростить условия принятия лица без гражданства на работу. А кроме того - предоставить таким людям права на бесплатную вторичную правовую помощь, освобождение от уплаты судебного сбора и авансового взноса по исполнению судебных решений, касающихся обжалования решений о признании лицом без гражданства.

Пока законопроект проходит рассмотрение в комитетах Верховной Рады. Его принятия очень ждут Нина Ислямова, Оксана с мамой Леной и десятки тысяч других людей, надеющихся, наконец, выйти из сумрака на свет.