UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕСПРИЗОРНИКИ МЕЧТАЮТ О МАМЕ

Когда три года назад ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) инициировал создание в нашей стране приемных семей, ...

Автор: Татьяна Хлебникова
Неизвестно как выжила бы зимой одинокая Мария Голубец, на руках у которой внучка, если бы не программа зимней поддержки
Ирине Масловой благодаря социальной помощи удается кормить своих и чужих детей

Когда три года назад ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) инициировал создание в нашей стране приемных семей, многие восприняли это как реальный, очень эффективный выход из сложнейшей ситуации, которую мы сами породили и в которой окончательно запутались.

И в самом деле. Первые малолетние попрошайки на улицах вызвали у общества шок. Пока мы ахали и охали, ограничиваясь то раздачей им горячих бульонов с гуманитарными джинсами и ботинками, то «круглыми столами», болезнь развивалась. Сегодня в Украине катастрофическое количество детей, которые, оторвавшись от дома, стали никому не нужны. Из 90 тысяч мальчиков и девочек, лишившихся родительской опеки, лишь 10 процентов могут сказать, что их родители умерли. Остальные 90 процентов — «ничьи». Это те, у кого папы и мамы формально есть, но детьми не занимаются: то ли бросили их сами, то ли в судебном порядке лишены родительских прав. Таким ребятам даже придумали специальный термин — «социальные сироты». Они пополняют детские дома, школы-интернаты, приюты, чердаки и подвалы. И сегодня мы в ужасе: эти дети не ходят в школу, дерутся, грабят и убивают, «шестерят» во взрослых бандах, торгуют на рынках, занимаются проституцией, курят, колются, заражаются и заражают...

Вы скажете: «У нас есть приюты». Да, имеются. Но, во-первых, их мало. Во-вторых, это лишь первая, «скорая помощь», которая обязана найденного в подвале ребенка отмыть, накормить, полечить и отправить дальше. Куда? К родителям-пьяницам нельзя. В переполненные школы-интернаты? Но это — своего рода застенки, из которых выходит абсолютно не приспособленная к жизни молодежь. Они не знают, как обращаться с деньгами, как покупать себе одежду, обувь, продукты, лекарства. Они теряются при работе с бытовыми приборами, не умеют вести себя с незнакомыми людьми, общаться со сверстниками. У части выпускников школ-интернатов нет жилья, специальности, работы. Нет никого, кто помог бы им хотя бы советом. Жили они на всем готовом, привыкли к спонсорским подачкам. А действительность порой поворачивается к ним такой жестокой своей стороной, что одни ребята вынуждены идти в криминал, другие кончают жизнь самоубийством.

Велосипед
уже изобретен

А выход прост: ребенку нужна не армия чиновников, а одни-единственные родители. И если нет рядом родных, то хотя бы приемные, которые дадут им самое главное — искреннюю любовь и заботу. Как показал многолетний зарубежный опыт, это «пилюля» волшебная, она действует безотказно.

Приемные папа и мама чужого ребенка не усыновляют, не имеют прав на его имущество, а просто ставят на ноги в критической жизненной ситуации. Такая опека может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. От государства приемные родители получают деньги на содержание детей и помощь психологов, медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Так что велосипед уже изобретен. Надо лишь приспособить его к нашим дорогам.

Прогрессивной идеей загорелись специалисты Украинского института социальных исследований. За сравнительно короткий срок они сделали невероятно много: от научных исследований, формирования общественного мнения через средства массовой информации до консультаций, тренингов, издания книг и пособий в помощь приемным родителям и социальным работникам, экономических расчетов и практической реализации идеи. А главное — отработали социальные технологии. Сегодня в Украине создано уже 40 приемных семей, в них «отогревается» 51 ребенок.

Кстати, о финансах. Подсчитано, что из государственного кошелька на содержание одного ребенка в приемной семье пойдет в два раза меньше денег, чем на его содержание в школе-интернате.

Приемные родители получают от 100 до 280 гривен на ребенка в месяц. В прошлом году это были средства Европейской детской благотворительной организации (ЕДБО).

Эксперимент
на региональном уровне

Приемные семьи созданы как эксперимент в соответствии с двумя постановлениями Кабинета министров Украины. Необходимо получить опыт, на его основе отработать все механизмы, внести предложения по усовершенствованию законодательства. Для проведения эксперимента были выбраны Киев, Одесская, Харьковская, Запорожская, Львовская области и Республика Крым.

Интересно, что на включение Львова в список первопроходцев настаивали сами представители ЕДБО, обещая финансовую и тренинговую поддержку. В области должно быть создано пять приемных семей. Прошло полтора года. Ни один ребенок не обрел приемных родителей. Представительством ЕДБО во Львовской области не проведена рекламная кампания, не установлены необходимые контакты с местными органами власти, не было подбора родителей и детей. По словам Виктора Подолинного, менеджера проекта во Львовской области, с помощью областного центра социальных служб для молодежи подготовлены только шесть социальных работников: по три в Трускавце и Львове. «Для обслуживания приемных семей?» — уточнила я. «Для кризисных семей», — ответил Виктор Подолинный.

Получается, что во Львове благополучно провалили важный эксперимент по выводу детей из школ-интернатов и помещение их в приемные семьи? Беседуя со мной, директор представительства ЕДБО в Украине Джоанна Баскотт заметила, что финансирование школ-интернатов — на плечах областной госадминистрации, а груз по содержанию приемных семей перекладывается на бюджет районов. Не в этом ли причина того, что, не проявив нужной настойчивости в отношениях с местной властью, Львовский филиал ЕДБО вдруг сделал шаг в сторону?

Зимняя поддержка

Во Львове представители ЕДБО почему-то занялись другим — зимней поддержкой бедных семей с детьми. Через разработанную ими систему ваучеров специально отобранные семьи снабжаются продуктами на сумму 100 гривен в месяц. Львовский филиал ЕДБО перечисляет в магазины с наиболее низкими ценами деньги, а папы, мамы, бабушки-дедушки приходят туда и бесплатно получают сахар, масло, крупу, колбасу и так далее. Всего около 30 наименований, кроме, естественно, спиртных напитков и сигарет.

За два года таким образом помогли многим как во Львове, так и в области. Сейчас 1000 семей из Борислава, Червонограда, Стрыйского района области, Шевченковского и Франковского районов Львова имеют такую поддержку.

— Мы хотели добиться того, чтобы родители, в чьих семьях царит голод, не отдавали бы своих детей в интернат, — объясняет Виктор Подолинный. — Мечтали, чтобы хотя бы часть детей вернулась домой.

И действительно, 23 мальчика и девочки, судя по отчету ЕДБО, переселились из школ-интернатов в родные семьи. Но надолго ли? Вот, например, девочка Н. Ее мама только что вышла из больницы, где лечилась от алкоголизма. Где гарантия того, что через время этот ребенок вновь не будет заброшен?

Я была дома у львовской шестиклассницы Ульяны. Она живет со старенькой бабушкой, дедом и матерью. Дед, мама и сама Ульяна — хронически больны. Девочка дважды лечилась в Моршине и Трускавце — у нее серьезные неполадки с печенью. Хорошее питание для ребенка очень важно. Но вся семья «висит» на одной бабушкиной пенсии. Безусловно, продукты на 100 гривен в месяц для них спасение. Однако какая часть достается ребенку? Кто здесь больше в выигрыше — взрослые или дети? С другой стороны, что будет с этими семьями и детьми, если завтра ЕДБО прекратит подобное финансирование? К тому же, задача не в том, чтобы более-менее справедливо распределить очередную западную «подачку», а научить такие семьи, в том числе и подрастающее поколение, выживать самим, лично что-то предпринимать!

Дома у Ульяны очень убогая обстановка. Речь в данном случае не о мебели. Дети из нищих семей не только голодают. Они не получают в достаточном количестве пищи духовной. Им закрыты пути к развитию своих способностей, к высшему образованию и, значит, к обеспеченному будущему. Никакие временные меры, никакие продуктовые наборы не заменят ребенку того, что ему в комплексе может дать приемная семья, если, к несчастью, родная семья сама не захочет измениться.

Виктор Подолинный показал мне придуманную ими схему предполагаемого вывода детей из интернатов. На мой взгляд, она сложна. Да и проект это только, новая идея. Как малореальна на сегодня и мысль заниматься беременными девочками, у которых в перспективе стать матерями-одиночками. Нет, и то и другое по-своему хорошо. Но в другой стране, с другой экономикой и развитой сетью социальных услуг. Нам же пока следует выходить на государственное, в первую очередь на законодательное решение проблем, а не действовать «партизанскими методами».

...В некоторых интернатах Львовской области сумма питания на ребенка в день до удивления мала... У многих нет зимней одежды, обуви. Нет даже самого элементарного — личной зубной щетки, пасты, куска мыла. Этим детям некуда идти. У них нет защитников. Они ждут нашей с вами помощи.

Так почему же на Львовщине срывается эксперимент по созданию фостерных (приемных) семей? Наш львовский корреспондент Людмила НОСАРЕВА попросила прокомментировать ситуацию должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к данному проекту.

Джоанна БАСКОТТ, директор представительства Европейской детской благотворительной организации (ЕДБО) в Украине:

Создается впечатление, что только по вине ЕДБО на Львовщине срывается реализация проекта по созданию приемных семей, хотя именно мы пролоббировали участие области в этом эксперименте. ЕДБО заинтересовано в том, чтобы в Украине успешно действовал не только институт приемных семей, но и были внедрены (по примеру стран, где мы работаем уже десять лет) другие современные институции в системе опеки над детьми. Фостеринг — лишь один из компонентов этой общей системы, идея которой заключается в том, чтобы каждый ребенок рос и воспитывался в собственной семье (если это возможно) или хотя бы в семейном окружении. Великобритания в свое время тоже пережила период больших интернатов, отчуждающих детей от семьи, и детских домов. Изменив систему опеки, мы пошли по пути создания небольших детских домов семейного типа, приемных семей и т.д. Позже этот опыт через ЕДБО был передан Румынии, а затем другим странам постсоветского пространства. Украина сегодня тоже заинтересована в реформировании своей системы опеки. Поэтому несколько лет назад ЮНИСЕФ, Украинский институт социальных исследований и Университет Де Монфорт разработали совместный проект «Трансформация государственной системы опеки над детьми в Украине». Его основа — поддержка социально незащищенных детей и семей. ЕДБО предложила и свою помощь в реализации этой обширной программы, ведь наша организация создана именно для того, чтобы развивать и внедрять новые службы опеки над детьми. На Львовщине мы планировали и осуществляем комплексную помощь детям и семьям на базе существующего проекта. Фостеринг — лишь его небольшая часть. Львовская администрация взяла на себя ответственность за продвижение проекта, а мы предложили поддержку — как финансовую, так и в проведении тренингов, конференций, в оплате труда тренеров из Института социальных исследований Украины и т.д. И поскольку мы уже начали создавать социальные службы, было решено, что они будут работать и с приемными семьями. Конечно, процесс создания фостерных семей проходит не настолько быстро, как нам хотелось бы. Но мы считаем, что прежде, чем объединить чужих родителей и чужих детей, нужно создать необходимую инфраструктуру, службы поддержки, быть уверенными в том, что после пилотного проекта (через шесть месяцев) эти семьи не распадутся, ими уже будут заниматься государственные структуры на местах, будет выделено соответствующее финансирование. Мы хотим, чтобы наши проекты имели продолжение.

Согласно постановлению Кабмина Украины, к 1 января 2000 года должно было быть создано 25 приемных семей. На деле оказалось, что нет достаточных средств и практически некому заниматься фостерными семьями. ЕДБО смогло привлечь дополнительные средства, и в Украине было создано 17 приемных семей, в которые переселились 24 ребенка-сироты. Профинансировали и тренинг для родителей и детей, оздоровили их летом прошлого года. Кроме того, организовали участие специалистов в украинских и международных конференциях по вопросам приемных семей и т.д. На наш взгляд, создание института приемных семей не должно быть авральным. Во Львовской области мы хотели подойти к этому процессу последовательно, подготовив вначале всю необходимую базу, создав инфраструктуру, и лишь затем приступить к созданию новых семей. Ведь это непростой вопрос не только в материальном, но и в психологическом плане. Поэтому сейчас, быть может, нужно смотреть не столько на результаты, сколько на организацию самого процесса. Мы создаем структуры, которые останутся в Украине надолго. И все же наши специалисты — лишь консультанты, хотя работаем мы в тесном контакте со Львовской облгосадминистрацией, ее управлениями, Институтом социальных исследований и т.д. Реально на Львовщине пять приемных семей могут быть созданы к концу нынешнего года. К слову, нашим опытом по фостерингу заинтересовались в Киевской области, и сейчас там активно разворачивается наш проект.

А параллельно, в рамках общенационального проекта опеки над детьми, занимаемся и другими направлениями в оказании помощи детям и их родителям из малообеспеченных, социально незащищенных семей. Так, с 1 марта по 31 октября 2000 года при поддержке Гуманитарного офиса Европейской комиссии и Мальтийской службы помощи тысяча малообеспеченных семей из Франковского и Шевченковского районов Львова, городов Борислава и Червонограда, а также из нескольких сел Стрыйского района (всего — более пяти тысяч человек) получили помощь продуктами питания, медикаментами и прочим. Мы хотели улучшить питание детей, живущих в семьях с очень низкими доходами и страдающих от хронических заболеваний и недоедания. Стоимость проекта составила 215 тысяч евро. Проект был настолько успешным (немало семей благодаря этой помощи встало на ноги), что Европейская комиссия (финансирование и общее руководство) решила продолжить его с 1 ноября 2000 года по 31 июля 2001-го. Непосредственными исполнителями являются ЕДБО и Главное управление молодежной политики, спорта и туризма Львовской облгосадминистрации. Проект реализуется во Франковском и Шевченковском районах Львова и городе Червонограде и охватывает 400 семей. С семьями работают 15 социальных работников, которые проводят консультации и оказывают реальную помощь. Все это делается ради того, чтобы многодетные семьи с низкими доходами могли воспитывать своих детей сами, в семьях, а не отдавать их в казенные школы-интернаты. Мы считаем, что такую помощь нужно оказывать уже сегодня, сейчас, параллельно работая над долгосрочными проектами, касающимися серьезного реформирования системы опеки над детьми в Украине. Так, в самое ближайшее время будет открыт первый на Львовщине (в Старосамборском районе) детский дом семейного типа, на организацию которого ушло немало средств, усилий и времени. На стадии реализации также многосторонний проект, касающийся непосредственной работы в нынешних школах-интернатах, улучшение существующего там положения. И то, что институт приемных семей будет создан в Украине, мы тоже не сомневаемся. Ведь это со всех сторон выгодно государству. Так, по статистике, содержание одного ребенка в школе-интернате (учитывая зарплату, техническое обеспечение и прочее) обходится государству в 600 грн., в фостерных (приемных) семьях — 280 грн., в детских домах семейного типа (таких в Украине создано около ста) — 120 грн.

Игорь ДЕРЖКО, заместитель главы Львовской облгосадминистрации:

— Мы тесно работали с ЕДБО, другими британскими организациями по созданию детских домов семейного типа. С их помощью в Старосамборском районе был куплен и отремонтирован дом. Подбор будущих родителей был очень серьезный и всесторонний. Отобрали семью, в которой есть пятеро своих детей и будет еще пятеро приемных. Это новое для нас дело, поэтому помощь опытных консультантов просто необходима. Кроме того, в течение двух лет они будут финансировать этот проект, а затем семья перейдет на обеспечение районной администрации. Второе направление, по которому мы сотрудничаем с ЕДБО, — создание приемных семей. До недавнего времени проводилась большая, подготовительная работа, встречи, заседания, конференции, организовывались тренинги и т.д. Сейчас разработан конкретный проект и мы практически начинаем работать по его осуществлению с ЕДБО и другими британскими организациями. Фостеринг будет финансироваться нашими зарубежными партнерами в течение шести месяцев, а дальше семьи перейдут на содержание местных администраций. Задержка в реализации проекта возникла в основном из-за отсутствия средств.

Ярослав КАШУБА, начальник Главного управления молодежной помощи, спорта и туризма Львовской облгосадминистрации:

— Мы сотрудничаем с ЕДБО по нескольким направлениям, связанным с реформированием национальной системы опеки над детьми. Что касается фостеринга, то была проделана большая подготовительная работа, а совсем недавно по инициативе ЕДБО был проведен трехдневный семинар, на который были приглашены все задействованные в проекте стороны: представители здравоохранения, образования, социальных служб, государственные — областные и местные структуры и т.д. На сегодняшний день еще недостаточно отработана законодательная база, есть проблемы в финансировании (нужно все так организовать, чтобы новые семьи в дальнейшем не оказались без материальной поддержки), проводится строгий отбор семей и подбор к ним детей, чтобы в дальнейшем не возникло проблем, которых можно избежать уже сегодня. Так что проблемой приемных семей начинаем заниматься серьезно.