UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БЕСПРИДАННИЦА» В ОЖИДАНИИ РЕВОЛЮЦИИ

То, что туризм — один из главных секторов мировой экономики, сегодня сомнению не подлежит. Поступления от него в 1999 году составили 455 млрд...

Авторы: Валерия Бондаренко, Евгений Самарцев
Пансионат «Море»

То, что туризм — один из главных секторов мировой экономики, сегодня сомнению не подлежит. Поступления от него в 1999 году составили 455 млрд. долларов. А к 2020 году, по прогнозам ВТО, этот показатель достигнет двух триллионов долларов.

Программа «Украина 2010» предусматривает, что поступления от индустрии туризма у нас через пять лет составят 6,5, а в 2010 году — 8 млрд. долларов. Безусловно, прогноз более чем оптимистичный и, в принципе, небезосновательный. Украине есть чем привлечь путешественников со всего мира. Природной красоты ей не занимать. Но наша страна в этом плане как бесприданница — ее «туристическое приданое» настолько обветшало, что о толпах «женихов» нечего и думать. Ведь избалованный комфортом западный турист, а тем более бизнесмен, который приезжает в страну по делам, попросту не воспринимает предлагаемый ему большинством гостиниц «рай в шалаше» по мировым, а то и выше (!) ценам. Иными словами, реальный туристический потенциал государства в большой степени определяется и уровнем комфортабельности гостиниц, баз отдыха, кемпингов, приватного сектора в «зеленом туризме».

В мировой практике немало примеров, когда в общем-то бедная страна (например, Республика Зеленого Мыса, Кения, Куба), вложив значительные средства в инфраструктуру туризма и создав благоприятную законодательную базу, получает миллиардные прибыли. А та же Португалия, страна с 12-миллионным населением, в настоящее время принимает 25 миллионов иностранцев в год. И это — результат многолетней продуманной политики государства в сфере туризма: создание эффективной инфраструктуры, справедливое законодательство и налогообложение.

Ежегодно наши соотечественники, выезжая на отдых за рубеж, «инвестируют» в мировой туризм более миллиарда долларов.

На сегодняшний день в Украине насчитывается свыше 4,5 тысячи отелей, пансионатов, санаториев, домов и лагерей отдыха, готовых одновременно принять 620 тысяч человек. Показатель, по европейским меркам, вроде бы неплохой. Но дело тут не в количестве, а в качестве. По меньшей мере 90% из них нуждаются сегодня в обновлении и модернизации. В Европе показатель обеспеченности гостиничными местами составляет 10—15 гостиничных мест на 1 тысячу жителей. В Киеве он равен 6, а в Украине едва дотягивает до 2—3. Кроме того, около 700 зарегистрированных пансионатов, баз отдыха, санаториев в последние годы либо неэффективны, либо не работают вообще. Но понемногу ситуация улучшается. Появляются четырех- и пятизвездочные отели европейского уровня, десятки и сотни новых небольших частных малых гостиниц различного типа. Деятельность большинства из них находится в полутени из-за несовершенства законодательной базы.

В то же время средняя наполняемость гостиниц по стране составляет около 25% . Но эта величина не отражает реальной картины. Эту цифру дает относительно небольшое количество лучших отелей, которые дают до 90% загрузки, остальные работают весьма неэффективно либо не работают вообще.

Рынок услуг

Устойчивый рынок спроса на гостиничную услугу в стране еще не сформировался, хотя положительные тенденции уже есть. Только в прошлом году количество клиентов отечественных отелей увеличилось на треть, причем рост спроса отмечался практически во всех ценовых сегментах.

Согласно прогнозам, развитие в стране деловой активности, прежде всего мелкого и среднего бизнеса, будет определять спрос на номера, цена которых составляет 25—30 долларов в день. В принципе, при такой стоимости возможно достижение баланса простоты и качества.

Гостиницы, ориентированные именно на такие тарифы, смогут стать базой развития внутреннего туристического рынка.

Рынок отелей в Украине также пока еще нельзя назвать заполненным. Стабильная высокая загрузка киевских «Премьер-Паласа», почти 90-процентная заполняемость «Днепра» во втором квартале 2002 года достигались не только за счет их маркетинговой политики а, в основном, вследствие элементарного роста показателей въездного туризма, оживления деловой активности в целом.

Небольшие комфортабельные отели в регионах, занявшие нишу наиболее дорогих услуг, в целом уже сформировали круг постоянных клиентов — об этом можно судить хотя бы на примере донецкой «Праги». Одновременно в крупных региональных центрах, где устойчиво развивается бизнес, стремительно возрастает спрос в сегменте до 100 долларов — донецкий «Централь», предлагающий 60—90-долларовые номера, большую часть времени проводит в состоянии полной загрузки.

В стране формируется цепь дорогих отелей — киевский «Премьер-Палас», ялтинская «Ореанда», днепропетровский «Украина», одесский «Одесса», на очереди львовский «Днестр». Реализуется ряд успешных гостиничных проектов—например, упоминавшийся выше «Централь».

Весьма интересной представляется ниша сети небольших дорожных гостинично-ресторанных комплексов, мотелей, особенно с учетом масштабных планов формирования туристической инфраструктуры «по обочинам» строящихся международных транспортных коридоров. Довольно элегантным проектом могла бы стать сеть малых семейных гостиниц в тех же Карпатах.

В следующем году при поддержке государства должна начаться реализация «пилотного» проекта — создание цепи студенческих гостиниц, который в случае успеха мог бы быть растиражирован практически в каждом городе, где есть высшие учебные заведения.

Инвестор

Согласно программе развития гостиничного хозяйства до 2010 года, в Киеве, как столице европейского государства, должны быть построены 4—5 гостиниц пятизвездочного уровня (сегодня одна — «Премьер-Палас»), 10—12 четырехзвездочных (ныне их три — «Днепр», «Национальный», «Президент-Отель Киевский») а также 30—40 трехзвездочных гостиниц (сегодня их 16).

Развитие сети гостиниц, безусловно, интересует зарубежных инвесторов.

На пороге украинского гостиничного бизнеса стоят несколько крупных международных брэндов. Это начавший строительство Radisson, продолжающий изучать детали, связанные с конкретным проектом. Mariott, ожидающий кредита для финансирования первого в Киеве Novotel Aссor, проводящий последние исследования рынка Holydey Inn. В стадии разработки находится и ряд серьезных инвестиционных предложений со стороны испанского капитала.

Одним из позитивных примеров можно назвать строительство гостиницы «четыре звездочки-плюс» Radisson SAS Hotel Kyiv, хотя ее возведение затягивается более чем на год. Это один из первых частных проектов, под который не требовались гарантии правительства. Этому способствовал высокий уровень проекта, подготовленного строительной фирмой Дубль W, а также то, что его инвесторы ЕБРР и Raiffeisen Bank имеют большой опыт работы в странах СНГ.

30 июня 2002 г. в Алуште состоится открытие «четырехзвездочного» пансионата «Море», который расположен в Профессорском уголке алуштинского побережья. Его реконструкцию, а вернее, строительство пришлось вести практически с нуля. «Море» — совместный инвестиционный проект АКБ «Национальный Резервный Банк» (Москва) и банка «НРБ —Украина». В течение двух лет в проект инвестировано около 10 млн. долл. США. Номерной фонд 137 номеров различных категорий. В живописном парке площадью 8 га реконструировано центральное пятиэтажное здание, а также введены в строй четыре виллы, каждая на 20 номеров. Две виллы повышенного класса имеют автономную инфраструктуру с бассейнами и барами. К услугам отдыхающих — развлекательный комплекс с боулингом, барами, бильярдной, открытым бассейном, ресторанный комплекс, шведский стол, косметолог, парикмахерская; оздоровительные программы, процедуры, тренажерный зал.

Зарубежные инвесторы, безусловно, заинтересованы в ускорении процесса реализации своих проектов. Но ведение бизнеса в Украине весьма специфично. Западный капитал не привык работать в условиях вечного аврала. Также мешает, мягко говоря, разный подход украинских и иностранных инвесторов к реализации задуманного.

Тем не менее практика показывает: есть новые инвесторы и отельные операторы, заинтересованные в реализации новых проектов не только в Киеве, но и по всей Украине. Но для этого нужно детально изучить рынок и знать спрос. А собрать такую информацию довольно проблематично, поскольку данные о заполнении гостиниц, которые они предоставляют в соответствующие структуры, чаще всего занижены, бывает и в несколько раз. В наших условиях это оправдано тем, что гостиницы элементарно хотят выжить и не разориться. Ведь сегодня практически невозможно платить все государственные сборы и при этом иметь прибыль.

Проблемы

Отели находятся сегодня в правовых и экономических рамках, которые абсолютно не способствуют эффективному развитию гостиничного бизнеса в целом. Прежде всего это непомерный гостиничный сбор. Само его существование изначально дискриминирует этот вид бизнеса в Украине, ухудшая позиции наших отелей как на международном, так и на внутреннем рынках. Во многом из-за существовании этой нормы гостиницы взвинчивают цены. Ведь потребитель имеет право выбирать между более дорогой услугой в стране или более дешевой — в Турции, Египте, Болгарии, где законы реально поддерживают развитие туризма.

Появилась еще одна серьезная проблема — множество «подпольных» частных гостиниц, которые о своем существовании не заявляют вообще, ничего не платят в бюджет и создают конкуренцию официально зарегистрированным отелям.

Без сомнения, частный сектор во многих странах мира является важной составной туристической индустрии. Учитывая специфику отечественного туристического рынка, приоритетное развитие малых частных гостиниц в ряде регионов будет наиболее адекватной формой наращивания инфраструктурного потенциала индустрии гостеприимства.

В стадии разработки находится ряд предложений относительно льготного кредитования владельцев семейных гостиниц в сельской местности. Как государство, так и ряд серьезных международных организаций, намерены помогать развитию малого гостиничного бизнеса. Но при этом такой вид деятельности должен определяться как бизнес и находиться в четко очерченном правовом поле. На мой взгляд, проблема может быть решена путем лицензирования услуг по размещению туристов. При этом для индивидуальных средств размещения должна быть предусмотрена упрощенная процедура получения разрешения. Разработка соответствующего законопроекта уже ведется Государственной туристической администрацией.

Учитывая разнообразие различных видов средств размещения туристов — от пятизвездочных гостиниц до кемпингов и комнат в частных квартирах, важной задачей представляется создание четкой их типологии и разработки соответствующих базовых требований к каждому из них.

Положение дел комментирует глава туристической администрации Украины Валерий Иванович Цыбух

— Безусловно, руководствуясь существующим нормативно-правовым полем, можно построить несколько четырех- или пятизвездочных гостиниц за счет привлеченных инвестиций. Хотя вялость реализации почти всех международных проектов сама по себе говорит о несовершенстве такого поля. Что касается поддержки массового туризма, то следует откровенно признать: без льготного налогового режима хотя бы на несколько лет создать качественную и доступную гостиничную сеть для массового внутреннего рынка будет просто невозможно и никакого серьезного развития украинской туристической сферы ожидать не следует.

При поддержке Кабмина мы добились получения разрешений на безвизовый восьмидневный въезд в Украину в аэропортах Симферополя и Одессы, а также в Одесском морском торговом порту для тех, кто совершает круизы.

Мы также провели рабочее совещание с министерствами и ведомствами, включая МИД, пограничников, транспортников, таможенников, и пришли к выводу, что нужно ставить вопрос о введении Украиной, пока в одностороннем порядке, безвизового режима для граждан из стран ЕС, США, Канады и Японии. Кстати, это будет одним из этапов нашей подготовки к вступлению в ЕС, Так поступили страны Балтии, Польша, Венгрия, Ирландия и многие другие. Они «открылись» в одностороннем порядке и от этого в плане туризма только выиграли.

Задание подготовить предложения по оптимизации гостиничного сбора еще в апреле дал премьер-министр Украины Анатолий Кинах. Однако предложение Государственной туристической администрации относительно его полной отмены резко негативно встретило Министерство финансов и Государственная налоговая администрация. В проекте Налогового кодекса, который, вероятнее всего, в ближайшие месяцы принят не будет (следовательно, и с 1 января 2003 года будут действовать старые нормы), заложена максимальная норма такого сбора в 5%. Ассоциация гостиничных объединений и гостиниц городов Украины, которая в последние годы делала все возможное и невозможное для снижения такого налога, считает, что и принятие такого решения было бы серьезной поддержкой отечественных для гостиниц.

Полумерами тут не обойтись. Нужно стремительное и быстрое улучшение ситуации за счет «революционных мер» — создания определенных налоговых «каникул» для сектора, которые позволят обновить отели и за счет заработанных собственных средств максимально простимулируют привлечение инвестиций. Такие предложения уже направлены Гостурадминистрацией в администрацию Президента Украины.

Кроме того, начато активное обсуждение идеи относительно обновления профессионального закона о туризме.

Сейчас мы с группой народных депутатов Украины отрабатываем новую редакцию закона, который предусматривает создание правового поля для решения наиболее острых вопросов туристической сферы. Это развитие туристической инфраструктуры, предоставление качественных туристических услуг: упрощение визовых формальностей, подготовка профессионалов этой сферы, а также рекламно-информационная деятельность.