UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕДНАЯ РОДСТВЕННИЦА ДЛЯ БОГАТОГО ИНВЕСТОРА

Астрономическая обсерватория Киевского национального университета им. Тараса Шевченко находится в центре столицы...

Автор: Ольга Григоренко

Астрономическая обсерватория Киевского национального университета им. Тараса Шевченко находится в центре столицы. Возвышенность, на которой она расположена, называют Олеговой могилой — по преданию именно здесь нашел свою смерть вещий Олег от коня своего. Видать, кто-то предприимчивый прошелся по древнему холму с рулеткой и калькулятором и понял, что деньги лежат буквально под ногами — здешний простор лишил сна не одного застройщика. Но почему-то повезло именно фирме ТММ. Здесь решили построить три многоэтажных дома с подземными гаражами. Хотя если убрать памятник архитектуры, охраняемый государством, — т. е. обсерваторию, домов можно поставить и четыре…

В Интернете можно отыскать письмо ректора КНУ В.Скопенко, адресованное киевскому городскому голове А.Омельченко, в котором он просит «оформити КНУ ім. Т.Г.Шевченка право постійного користування земельною ділянкою площею 2,18 га для будівництва житлового комплексу з підземною автостоянкою з реконструкцією (знесенням, перенесенням) існуючої обсерваторії на вулиці Обсерваторній, 3». Датирована эта челобитная 4 февраля сего года. Новое письмо, как видно из Интернета, было подписано на следующий же день проректором Ю.Сябренко и отправлено во Всеукраинский научно-методический центр архитектурного наследия с просьбой подготовить «історико-містобудівне обгрунтування. Оплату за виконані роботи проведе ТОВ «Фірма ТММ» на підставі договору з університетом». При этом проректор ссылается на поручение А.Омельченко от 5 (!) февраля с.г., согласно которому университет собирает выводы городских служб в связи с планируемым строительством.

По словам астрономов, ректор у них нечастный гость — впервые пришел сюда зимой, чтобы сообщить новость о строительстве. Из его слов они поняли, что обсерватория имеет два пути — либо переехать на окраину города в район выставочного комплекса «Экспоцентр Украины», где расположено большинство факультетов университета, либо, освободив территорию под жилые дома, разместиться на их крышах.

— Думаю, ректору университета стоило бы поинтересоваться историей нашей обсерватории, — рассказал профессор Александр Осипов. — Несмотря на запущенность территории и бедность, это ведь не приблудное дитя университета, а научный центр. Не раздумывая, решили снести дома, а ведь там жили Всехсвятский, Нечипоренко, которого, кстати, отсюда забрал НКВД. Они создавали мировую славу обсерватории. Куда девать экспонаты музея? Там хранятся рукописи, фотографии, уникальные документы, которым нет цены, — где еще найдешь «Журнал наблюдений», начатый в 1848 году?..

Только далекие от астрономии люди могут верить в то, что обсерватория сможет работать на крыше. Было время, когда рефрактор стоял на башне, на уровне третьего этажа. Но работе очень мешали порывы ветра, и башню пришлось демонтировать. И знаменитая Венская обсерватория, и Парижская разместили оборудование с упором на фундамент, крыша для этого не годится.

Семья профессора А.Казанцева тоже живет здесь в одном из старых домов. Это жилье считается ведомственным, квартиры нельзя приватизировать, так что теперь придется сдаться на милость победителей.

Но Анатолия Михайловича сейчас меньше всего заботит квартирный вопрос:

— Куда переселят, там и будем жить. Но переезд обсерватории на выставку — это катастрофа. На изучение астроклимата, как правило, уходит в лучшем случае несколько лет, на Олеговом холме этим занимались не одно десятилетие. Значит, на это время прекратятся все исследования и наблюдения. Солнечный телескоп, который в свое время создали наши ученые, «умрет» для науки — его нельзя перемещать. Поэтому ученый совет обсерватории выступает категорически против строительства на нашей территории и переезда научной базы на новое место.

— В прошлом году ЮНЕСКО приняла программу, которая поможет объединить и поднять качество астрономических исследований в Юго-Восточной Европе и Украине, — утверждает А.Казанцев. — Эта влиятельная организация оценивает наш уровень в сравнении с другими странами региона как нормальный. С Великобританией, конечно, не можем соперничать, но на постсоветском пространстве мы занимаем достойное место. Если сейчас затеем переезд, то уже не сможем заниматься исследованиями и автоматически выпадем из программы ЮНЕСКО, которая не только поддерживает нас сегодня, но и дает уверенность в будущем.

К слову, мы занимаемся не только наукой, но и обучением, просветительской деятельностью. Когда можно было наблюдать противостояние Земли и Марса, к нам приходило очень много посетителей. Причем не только студентов и школьников, но даже сотрудников иностранных посольств, которые хотели увидеть живое звездное небо…

Чтобы среди сотен абитуриентов отобрать всего лишь десять будущих астрономов, нужно не один год терпеливо и внимательно работать с подростками так, как это делают ученые обсерватории.

— Когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли, именно здесь была основная станция, которая его наблюдала, — рассказал директор Астрономической обсерватории КНУ Б.Гнатык. — Александр Осипов проводил тогда все исследования, Москва с ним держала постоянную связь. Это был действительно звездный час университетской обсерватории. А сейчас ректорат признает, что мы у них на последнем плане и никакого улучшения финансирования не предвидится. Необходимо реформировать обсерваторию. Как вариант нам предлагают помощь от фирмы ТММ, которая заключила договор о сотрудничестве с университетом. Правда, сам договор мы не видели, но со слов ректора и проректора, которые были на встрече, стало известно, что эта фирма построит на нашей территории три элитных жилых дома. За счет своих средств ТММ может перенести телескопы на крыши этих же сооружений. Университет получит 10% жилья для своих сотрудников. Корпус Беретти останется, а все остальное снесут.

Коллектив высказал свое мнение — такое соседство науки и строительства невозможно. Университет фактически потеряет эту территорию.

— А обсерваторию разве нет?

— Ректор нас заверил, что решать будет ученый совет, ректорат не будет навязывать свое мнение, но это, по его словам, единственный реальный вариант. Я же думаю, что нам необходимо реформироваться — лабораторный корпус может быть расположен рядом с физическим факультетом КНУ, а здесь необходимо создать научно-просветительский центр по типу тех, что работают при университетах многих стран. Но получить неизвестно когда новый корпус на окраине, отдав взамен землю на Обсерваторной, — это, по моему, огромный удар по престижу как университета, так и государства в целом.

Не осталась в стороне от проблемы Украинская астрономическая ассоциация (УАА), возглавляемая академиком НАН Украины Я.Яцкивом. В своем заявлении астрономы напоминают, что университетская обсерватория уцелела в годы революции и гражданской войны, выстояла во время Второй мировой войны, а вот теперь в мирное время вынуждена «капитулировать». По словам Ярослава Степановича, здесь возможен только один вариант — сохранение обсерватории на ее исторической территории с дальнейшей реконструкцией. Астрономы обратились со своим заявлением в государственные инстанции, в СМИ, отправили его также членам попечительского совета университета, главой которого является спикер парламента В.Литвин. Ярослав Степанович сообщил, что первым откликнулся на их обращение член попечительского совета, президент НАНУ Борис Патон, который высказался за сохранение университетской обсерватории...

Поддержало боевой дух астрономов и письмо Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна Киевской горгосадминистрации (КГГА), в котором сообщается, что данное управление «у встановленому порядку не надавало позитивних висновків на забудову території Астрономічної обсерваторії КНУ».

Но строители утверждают, что договор с университетом уже подписан, а если вуз его расторгнет в одностороннем порядке, то должен будет заплатить неустойку. Хотя университет и воздерживается от комментариев, его позиция известна из ранее упомянутого письма, в котором предлагается на выбор «реконструкція (знесення, перенесення) існуючої обсерваторії»…

P. S. На очередном заседании градостроительного совета присутствующие хотели узнать позицию главного управления охраны культурного наследия КГГА, которое возглавляет Р.Кухаренко. Его ответ весьма обнадежил – ни в коем случае нельзя строить на Олеговом холме высотные здания, ведь это будет нарушением строительных, моральных и всяких других норм. Тут бы впору всем рукоплескать такой принципиальности, но говорят, это не произошло только потому, что представитель заказчика зачитал вслух полученный ими официальный положительный (!) ответ главного управления, подписанный Р.Кухаренко. Даже злые языки отметили, что он блестяще вышел из критической ситуации: дескать, на бумаге – мое мнение как чиновника, а здесь я высказал свою принципиальную позицию как гражданин! Похоже, государство вполне может гордиться гражданской позицией своих чиновников, особенно, когда те находятся вне своих кабинетов. Жаль только, что с государственным подходом у них не сложилось.

Мы хотели поздравить Р.Кухаренко с таким мужественным поступком и из первых рук узнать детали дела, но девушка в приемной с кем-то долго обсуждала просьбу соединить по телефону с шефом, а потом переадресовала на пресс-центр. Увы, по данному номеру звучал только автоответчик. Повторную просьбу соединить с г-ном Кухаренко девушка снова долго с кем-то обсуждала, и, видимо, ей посоветовали не беспокоить принципиального шефа по пустякам. Так и повис в воздухе еще один вопрос, не дающий покоя многим киевлянам, которые не забыли скандал по поводу строительства бассейна под стенами Софии Киевской и ресторана на территории Киево-Печерской лавры. Как утверждала столичная прокуратура, на разрешениях в обоих случаях имелась подпись Р.Кухаренко. Эту историю я напомнила еще и потому, что некоторые участники обсуждения возмущались: «Еще никто ничего не сносит на Обсерваторной и ничего не строит, зачем нагнетать обстановку!» Так ведь, господа хорошие, после драки, как известно, руками не машут. Что толку сейчас возмущаться безвкусицей на Майдане Незалежности? Или пробками в районе Бессарабки? Там обещали соорудить подземные транспортные развязки, но как-то сам собой получился торговый центр. Чиновники теперь разводят руками – так уж вышло, ну, не сносить же теперь! Согласитесь, когда появятся жилые дома на Олеговом холме, обсуждать эту тему будет несколько поздно…