UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БАТЬКО ШРАГ»

В истории украинского национальноосвободительного движения на рубеже XIX и XX веков немало харизматических имен, некоторые из них (такие, как Михаил Грушевский) удостоились всеукраинского признания...

Автор: Сергей Махун
Илья Шраг

В истории украинского национальноосвободительного движения на рубеже XIX и XX веков немало харизматических имен, некоторые из них (такие, как Михаил Грушевский) удостоились всеукраинского признания. Но на «карте» и великое множество «белых пятен». 11 апреля исполняется 85 лет со дня смерти Ильи Людвиговича Шрага (1847—1919), талантливого адвоката, общественного деятеля-земца, первого председателя Украинской парламентской громады в Государственной думе Российской империи. Родился он в городке Седнев поблизости Чернигова в семье врача, выходца из Саксонии, который работал в имении помещика Андрея Лизогуба, кстати, близкого приятеля Тараса Шевченко. Мать происходила из рода мелкопоместных дворян Колодкевичей. Сама атмосфера в Седневе содействовала воспитанию мальчика в украинском духе. В «Автобіографії» он писал: «узагалі в ті часи в дідичних (помещичьих. — С.М.) та попівських колах ще яскраво відбивалася українська стихія...».

В 1861 году семья переезжает в Чернигов, где Илья был зачислен во второй класс местной гимназии. Тогда на должности попечителя Киевского округа работал Николай Пирогов, выдающийся ученый, врач и педагог, и в этом учебном заведении доминировали демократические традиции. Конфликт с новым инспектором гимназии, попытавшимся ввести казарменные методы воспитания, завершился скандалом; среди лидеров ученической оппозиции был и Илья. В результате его исключили из гимназии, и юноша был вынужден сдавать экзамены экстерном.

В 1865 году Илья Шраг переезжает в Петербург, где продолжает учебу в Медико-хирургической академии, а со временем — на юридическом факультете университета. В столице империи он стал активистом студенческого демократического движения и попал под надзор полиции. В 1869 году решением университетского суда за попытку организации демонстрации десятерых наиболее активных участников студенческого движения, в том числе и Илью Шрага, отчислили из университета.

Экс-студента высылают под надзор полиции в Чернигов. С этим городом связаны лучшие годы жизни юриста-практика и земского деятеля. А до этого в Киевском университете он успел защитить дипломную работу. В 1875 году Илья Шраг начинает карьеру адвоката (присяжного поверенного) в окружном суде. Параллельно работает в черниговском земстве. Ступени его карьеры: гласный черниговской городской думы и одновременно член городской управы, а с 1879-го по 1887-й — заместитель городского председателя. Сергей Ефремов писал: «Здається, ні одне добре діло не починалося і не робилося в Чернігові без І.Л.Шрага».

Не следует забывать, язык почти 40-миллионного народа, по сути, находился в эдаком гетто. Именно в те годы действовали Валуевский циркуляр 1863 года и Эмский указ 1876 года, запрещавшие украинский язык. Илья Шраг постепенно все больше увлекается украинской историей, этнографией и литературой. Он всегда шел против течения, хотя при решении многих вопросов предпочитал быть «поступовцем» и никогда не выступал с революционных позиций. Свою работу в земстве Илья Шраг использует для введения преподавания украинского языка в начальных классах. В 1893 году он готовит соответствующий проект, который был в следующем году отклонен на губернском уровне.

Поскольку украинская пресса беспрепятственно выходила только на Галичине, входившей в состав Австро-Венгрии, украинские писатели, публицисты, ученые печатались в местных журналах и газетах. Во львовском журнале «Правда» 1892—1895 гг. были опубликованы «Листи з Чернігівщини», в которых Илья Шраг рассказывал о своеволии имперской власти на местах, беззаконии, унижении украинского языка.

Черниговская «Громада», одним из лидеров которой был и Илья Шраг, с 1893 по 1905 годы находилась на нелегальном положении; конспиративная работа велась на очень высоком уровне, руководил ею известный юрист. Кризис самодержавия в начале ХХ века проник во все поры жизни. Именно на эти годы приходится пик политической карьеры Ильи Шрага. О его популярности на наивысшем уровне свидетельствует тот факт, что в 1904-м, находясь в Санкт-Петербурге, он получил приглашение принять участие в работе комиссии Академии наук по отмене цензурных ограничений украинского языка («малорусской письменности»). Докладная записка академической комиссии была представлена председателю Совета министров Сергею Витте в феврале 1905 года, и вскоре, после подписания «Манифеста 17 октября», она послужила одним из основных аргументов при снятии запрета с украинского книгопечатанья и периодики.

11 декабря 1905 года был принят избирательный закон, основанный на положениях «Манифеста». В первую Государственную думу избрали 497 депутатов, из которых 102 представляли Украину. Почти половина из них (45 человек) в ближайшее время сформировала Украинскую парламентскую громаду, придерживающуюся автономистских взглядов, которую и возглавил Илья Шраг. Он проходил в первую Думу по спискам партии конституционных демократов, но в украинском вопросе автономист Шраг занимал противоположную позицию; кадеты были ярко выраженными унитаристами. Среди крупнейших достижений УПГ — разработка «Декларации об автономии», с которой ее председатель выступил с думской трибуны.

8 июля 1906 года первую Государственную думу, просуществовавшую всего 72 дня, правительство распустило. На следующий день в Выборге (Финляндия) собрались почти 200 депутатов, подписавших воззвание «Народу от народных представителей» с призывом «не давать ни копейки в казну, ни одного солдата в армию...» Правительство прибегло к репрессиям: уже в сентябре Илья Шраг был уволен с должности присяжного поверенного и приговорен к трехмесячному заключению. После поражения революции все силы он направляет на работу в черниговской «Просвіті» в должности заместителя Михаила Коцюбинского. Тем не менее под неистовым давлением власти и черносотенцев «Просвіта» в июле 1911 года прекратила свое существование. Параллельно Илья Шраг вместе с Евгением Чикаленко с 1908 года создает «Товариство українських поступовців (ТУП)», ведет нелегальную партийную работу, продолжая исполнять обязанности мирового судьи.

После свержения самодержавия Илью Шрага избирают председателем губернского исполкома, а в апреле 1917 года — членом Украинской Центральной Рады. Кстати, его сын Николай Ильич Шраг (1894—1970), историк права, экономист, в 1917—1918 гг. был товарищем (заместителем) председателя УЦР. Даже в начале 1918 года Илья Шраг оставался автономистом, и в этой ситуации его взгляды были слишком устаревшими и справедливо критиковались самостийниками. Дмитрий Дорошенко от лица гетмана Павла Скоропадского обратился к нему с предложением занять должность председателя правительства, но родные Ильи Людвиговича настояли на его отказе из-за плохого состояния здоровья.

Скончался «батько Шраг» (священник из Суражского уезда обращался к нему: «Дорогий і рідний батько українського народу») в Чернигове. В некрологе С.Ефремов писал: «Не було, певне, на Україні свідомої людини, яка не знала б Шрага й не поважала його, як мало хто із селянства на Чернігівщині не чув про «велику Шрагу» — свого повсякчасного заступника і оборонця...» К сожалению, уже в независимой Украине имя Ильи Людвиговича Шрага остается в забвении.