UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

До конца нынешнего десятилетия популярность бархата не только не снизится, но и еще больше возрастет: к такому выводу пришла Чайра Бас, итальянский историограф тканей...

Автор: Оксана Приходько

До конца нынешнего десятилетия популярность бархата не только не снизится, но и еще больше возрастет: к такому выводу пришла Чайра Бас, итальянский историограф тканей. Излагать свои доводы она предпочла на стендах весьма живописной выставки, отрывшейся недавно в итальянском городке Комо, и на страницах роскошно оформленного и необычайно информативного каталога.

О происхождении бархата все еще дискутируют, достоверно установлено лишь то, что первые следы его появления зафиксированы в Китае XIV столетия. Чуть позже он стал известен в Персии и Европе. Высокое качество тончайшего шелкового волокна (часто с золотой нитью), не всегда доступные и дорогие применяемые красители, чрезвычайно высокий уровень мастерства и безмерно трудоемкое изготовление стали залогом того, что с момента своего появления бархат получил статус самой престижной ткани всех времен. Он действительно стал «не столько тканью, сколько образом жизни» - именно эти слова стали девизом выставки.

Вначале обладание бархатом было исключительной прерогативой лишь членов королевских семей и первосвященников, но постепенно этот узкий круг пополнился представителями аристократии и купечества. Свидетельство высочайшей ценности бархата - то, что передавали его из поколения в поколение, причем в завещании о нем упоминали обычно сразу же после земельных владений и недвижимости, перед драгоценностями и деньгами. Бархат был не только символом достатка, он символизировал преемственность поколений, глубокие исторические корни, нерушимую связь с прошлым.

Вначале весь бархат был очень плотным, с рельефно выдавленным ворсом, необычайно глубоких расцветок. Такую ткань было не только тяжело обрабатывать, в ней практически невозможно было свободно передвигаться. Из бархата шили и женскую, и мужскую одежду, отличающуюся тяжеловесностью покроя, и одежду для детей, им обивали мебель и драпировали стены. Ситуация изменилась лишь в середине XVIII столетия, когда новые технологии позволили получать достаточно тонкий и эластичный бархат. Из него начали шить жилеты и панталоны, изысканные дамские платья.

Исключительной популярностью бархат пользовался во времена императора Наполеона. Текстильная промышленность в то время была основой экономического благосостояния Франции, и, чтобы подчеркнуть превосходство лионских ткачей над испанскими и итальянскими мастерами, Наполеон приказал шить из бархата парадную военную форму, официальную одежду судей, префектов и мэров. Сам он на своем инаугурационном официальном портрете изображен в красном бархатном костюме на фоне зеленой бархатной драпировки на стене и обитой такой же тканью мебели.

Символом обеспеченности и привилегированности бархат остался и в конце XIX века. Правда, его позволяли себе носить лишь «застенчивые» представители интеллектуальной и артистической богемы, тогда как бизнесмены предпочитали строгие шерстяные костюмы с единственным элементом фривольности - бархатным галстуком. Зато они упаковывали в бархат своих жен и свои дома - в моде были так называемые «задрапированные женщины» и «разряженные дома».

В XX веке особые пики популярности бархата приходились на 30-е и 60-е годы. Появившийся еще в прошлом веке вельвет стал «бархатом бедных», а богатые с восторгом приветствовали появление новых разновидностей настоящего бархата. «Наиболее популярен сейчас бархат на креповой основе с вискозным ворсом, который отличается исключительной мягкостью и переливающимся великолепием», - утверждает Чайра Бас. Благодаря своим качествам он до сих пор остается одним из самых любимых материалов кутюрье, а для широкой публики бархат олицетворяет если не престиж и роскошь, то по крайней мере хотя бы стремление просто побаловать себя.

По материалам

«Herald

Tribune International»