Тема, которая в очередной раз взбудоражила всю Америку, впервые прозвучала в 1960-е. Именно тогда на страницы неспециализированных изданий перекочевало обсуждение научного доклада Джейн Гудол, посвятившей многие годы изучению жизни стаи шимпанзе. В этом исследовании, в частности, говорилось о том, что женские особи проявляют в конкурентной борьбе гораздо большую жестокость и беспощадность, чем мужские. Например, некоторые самки в борьбе за доминирование в своей стае убивают детенышей своих самых опасных конкуренток.
Тогда возникшие аналогии между нормами поведения приматов и людей выражались хотя и в весьма эмоциональной форме, но все же носили условный характер. Однако, как показали недавние социологические исследования, проведенные среди американских старшеклассников, девочки действительно проявляют больше агрессивности и меньше милосердия в борьбе за командное положение в своих социальных группах, чем мальчики. К тому же последние, как оказалось, вообще уделяют этому вопросу гораздо меньше внимания.
Как утверждает Лаура Степп, применившая классификацию, принятую среди приматологов, к описанию социальных типов девочек-подростков, основная борьба за лидерство в школе разворачивается между девочками, которых условно можно отнести к одной из трех групп, названных по первым буквам греческого алфавита — альфа, бета и гамма. В группу альфа входят наиболее яркие «звезды», которые определяют стиль жизни своего ближайшего окружения. Именно они диктуют: какие вещи следует считать стильными, под какую музыку и на какой дискотеке танцевать, с какими парнями встречаться. И именно они намечают жертвы среди своих ровесников, которым суждено стать париями в данной социальной группе, самым жестоким и беспощадным образом высмеивая их гардероб или манеру поведения. Альфа не остановятся ни перед чем, стремясь произвести впечатление на свою свиту, без которой они вообще ничего собой не представляют.
Девочки, относящиеся к группе бета, больше всего озабочены тем, чтобы не затеряться в толпе. Самая главная цель, к которой они стремятся в школьной жизни, — это занять место альфа. Бета из последних сил подражают альфа, и именно эта подражательность и определяет их вторичность. Их мало утешают хорошие оценки и успехи в спорте или искусстве, по крайней мере до тех пор, пока они не покинут школьные стены. Зато во взрослой жизни они становятся неплохими профессионалами.
Представительницы группы гамма отличаются от своих конкуренток тем, что стремятся не казаться, а быть. Именно они чаще всего оказываются среди формальных лидеров, занимая различные выборные должности вроде президентов школьного совета. Они всегда открыты для контакта, дружелюбны, тактичны. Их отличает исключительная целеустремленность и настойчивость. А еще они, в отличие от вышеперечисленных, способны к альтруистическим поступкам. Социологи отмечают, что чаще всего принадлежность к группе гамма переходит к девочкам от их матерей, самодостаточных, благополучных и в профессиональном, и в семейном отношении женщин. При этом у представительниц групп альфа и бета отчетливая семейная преемственность не прослеживается.
У социологов, описавших эти три типа подросткового доминирования, особую тревогу вызвало не само наличие альфа-группы, а тот факт, что за последние годы резко возросло не только влияние ее представительниц, но и их количество. Такие изменения в подростковом социуме не смогут пройти незамеченными для всего общества в дальнейшем, и специалисты не тешат себя иллюзиями в отношении того, к каким последствиям это приведет в обозримом будущем.
по материалам зарубежной прессы