UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗАРТ, ЕЩЕ АЗАРТ!

Никто не знает, что заставило Адама и Еву нарушить запрет — съесть-таки то злосчастное яблоко, из-за которого они были изгнаны из рая, — и обречь себя и своих потомков на вечные страдания...

Автор: Людмила Щербань
{Коллаж Андрея КУШНИРА}

Никто не знает, что заставило Адама и Еву нарушить запрет — съесть-таки то злосчастное яблоко, из-за которого они были изгнаны из рая, — и обречь себя и своих потомков на вечные страдания. Думаю, есть одно достоверное объяснение происшедшему: всему виной был азарт. По их представлениям, шансы были 50 на 50: либо все раскроется, либо все будет шито-крыто и Создатель ничего не узнает. Им не повезло. В принципе, неудивительно, для азарта проигрыш — такое же нормальное явление, как и выигрыш.

В дореволюционной России писали «азардные игры» по аналогии с французским hazard, что в переводе означает «случай». Сами же азартные игры как способ пощекотать нервы возникли намного раньше, еще на заре человечества. Их история начинается с игральных костей.

Изобретение этого развлечения, источника радостей и несчастий, приписывается и индийцам, и грекам, и египтянам. Считается, что оно перешло в Европу из Азии. При раскопках в Египте находили кости разной формы — четырехгранные, двенадцатигранные и даже двадцатигранные. Первоначально на них не было надписей или изображений, поэтому они применялись в основном для предсказания судьбы. Кубическую форму тоже считали не случайной: одна гладкая, другая — с выемкой, третья, наоборот, — с выпуклостью. Кости именно этой формы получили наибольшее распространение из-за простоты их изготовления. Удобно было и то, что цифры от единицы до шести не слишком малы и не слишком велики. Например, игра с двадцатигранниками потребовала бы уже умственных напряжений. Но и для них нашлось применение. Они пригодились… науке. Японцы сделали кость, на которой противоположные грани обозначены одним числом. Таким образом при бросании выпадают цифры от 0 до 9. Бросая кость, можно создавать ряды случайных цифр, которые нужны для проведения весьма серьезных расчетов методов Монте-Карло.

Популярность игры в кости была особенно велика среди высших слоев населения и среди духовенства. Служители церкви увлекались этим настолько, что в средние века в Европе епископ кембрезийский Витольд, не сумевший запретить игру, предпочел заменить ее игрой в «добродетели». По правилам этой игры вместо цифр на гранях костей были изображены символы добродетелей. Игра была сложнее, чем «кости», но итог тоже был необычный: выигравший должен был направить на путь истинный (в отношении проигранной добродетели) того монаха, который потерпел поражение.

Конечно, эта подмена не могла тешить служителей культа. Несмотря на то, что государственные и церковные деятели неоднократно запрещали монахам играть в азартные игры, те продолжали «тешить беса». Еще труднее было бороться с этой страстью у придворных, рыцарей, дворян и прочей знати. Средневековая пресса просто переполнялась указами и сообщениями о наказаниях за нарушение этих указов, жалобами членов семьи на своего кормильца и другими подобными историями. Увлечение настолько прочно вошло в жизнь обывателей, что ремесленники, изготовлявшие кости, росли, как грибы после дождя. Открывались даже школы по изучению премудростей игр, которых существовало множество. Наибольшее распространение имела игра «Кто выбросит большую сумму очков».

В России игральные кости особо не пользовались популярностью. «Просвещение» захватило придворные круги уже тогда, когда в Европе мода на кости прошла и появились карты.

В карты играли все: ремесленники, простолюдины, интеллигенция, богачи. На то время излюбленной игрой в высших кругах был преферанс. Эта старинная французская игра выросла из еще более старинного варианта игры в вист. Считалось, да и считается до сих пор, что преферанс занимает место лидера среди умных, завлекательных, интересных по разнообразию приемов и не слишком сложных для соображения игр. Если сравнивать преферанс с другими играми, можно провести аналогию с шахматами и шашками. Однако преферанс — пример классической коммерческой игры. Ее результат зависит от умения игрока правильно оценивать вероятность тех или иных событий. Но все же никакие просчеты вас не спасут, если Его Величество Случай не пожелает вам везения. Даже в таких играх, как преферанс, только он имеет право на прихоть. Правда, для этого нужно, чтобы игроки играли либо одинаково хорошо, либо одинаково плохо. И если кто-то играет лучше другого (то есть подсознательно правильно оценивает вероятность расклада карт, вероятность прикупа нужной карты и т.д.), есть шансы на систематический выигрыш.

Нечто похожее существует у игроков на ипподроме. Некоторым кажется, что хорошее знание лошадей — это залог успешной игры. На самом деле игрок, ничего не смыслящий в скачках, конном спорте и вообще в лошадях, в результате может прийти к такому же результату, что и профессионал. И надо сказать, наиболее часто этим результатом будет проигрыш. Дело в том, что ставки на ипподроме распределяются прямо пропорционально вероятностям их выигрыша, а сумма выплаты за выигравшую лошадь — обратно пропорционально. Эта сумма определяется весьма просто: все сделанные ставки складываются и делятся на число билетов, поставленных на выигравшую лошадь.

Красной полосой через всю тему азартных игр сквозит случайность. Если тысячи опытов, поставленных в одних и тех же условиях, всегда приводят к определенному событию (выпущенное из руки яблоко всегда падает на землю), событие называется достоверным. А когда миллионы проверок показывают, что желаемый результат недостижим ни теоретически, ни практически (брошенная монетка никогда не падает ребром), такие события называют невозможными. То, что лежит между этими двумя крайностями, называют случайностями. Их уникальность в том и состоит, что они иногда происходят, а иногда нет, хотя условия для их проведения не меняются.

Случайность никогда не предугадаешь, не предусмотришь наперед, не рассчитаешь и не предскажешь. Случайность — это лотерея. Лотерея — это чистая случайность. Она, как правило, нравится людям, с одной стороны, импульсивным, резким, когда им нет времени подумать, а с другой стороны — слабовольным, которые охотно вверяют свою судьбу в чужие руки или в распоряжение случая. Кто-то предпочитает «слепое счастье», тянет билет наудачу, кто-то пытается достать «хороший» номер. При этом вы никого не убедите в том, что номер 546789 такой же уникальный, как и номер 888888. И тот, и другой выигрывает одинаково редко, но почему-то люди убеждены, что вероятность выиграть номер из беспорядочных цифр гораздо больше, нежели из одинаковых. Игрока не должна интересовать эта непохожесть, его должна волновать только вероятность выигрыша именно этим билетом. И как раз она, эта вероятность, ничуть не отличается от вероятности выигрыша номера 888888. Психологи такое нелепое заблуждение объясняют тем, что отсутствие номера из восьмерок бросается в глаза, а отсутствие номера из беспорядочных цифр останется незаметным.

По такому же принципу не существует единой универсальной системы угадывания номеров в лототроне. Как и в лотерее, успех определяет лишь теория вероятности и чистая случайность. Результат тиража полностью зависит от действий лототрона, который произвольно перемешивает шары без какого-либо воздействия человека.

Наверное, самым популярным и признанным местом азартных игр является казино. Это заведение не назовешь общественным, поскольку туда ходят люди, способные потратить лишние деньги. Казино так и определяется: заведение для проведения азартных игр. Это вполне легальные игорные дома, в которых гарантируется правопорядок, наличие постоянного юридического адреса, декларированных правил и профессионально обученного персонала. В казино сосредоточено наибольшее количество игр: американская рулетка, Блэк Джек, покер, иногда игровые автоматы, известные в миру еще, как «однорукие бандиты».

К «чистым» азартным играм, не требующим от игрока даже ничтожных умственных усилий, в начале XIX века прибавилась американская рулетка. Поначалу она не получила бешеной популярности, но уже к 1863 году в столице Монако Монте-Карло создается грандиозное предприятие — игорный дом, который довольно быстро стал знаменит. Монте-Карло выбирали местом действия во многих повестях и романах, герои которых, как правило, были безумцами, собиравшимися обогатиться, если повезет, или за счет изобретения беспроигрышной системы. Конечно, если эти произведения дополнить полицейскими протоколами о неудачниках, покончивших с собой из-за крушения надежд стать Крезом за счет казино, то получится увесистый отчет о пагубном очаровании, которое таит в себе игорный дом. Казино манит, случайная удача заставляет возвращаться туда снова и снова.

При первом взгляде кажется, что все посетители — пестрая и безликая масса, но на самом деле опытный глаз всегда отличит новичка от профессионала, случайного посетителя от завсегдатая. Кстати, именно последние способствуют росту и процветанию казино. Они приходят туда, движимые азартом и надеждой победить Фортуну. Но как сказал когда-то Бокаччо, «Фортуна тысячеглазая, хотя некоторые дураки и рисуют ее слепой». У рулетки нет памяти, рулетка не знает, что было раньше и перед каждым броском шарик все прошлое стирает. Главное в казино — вовремя остановиться. Если игрок ведет исключительно честную игру, он, как правило, не слишком состоятелен. Но и для шулерства нужно иметь недюжинный талант: со всех сторон за вами наблюдают, просматривают на камере, где-либо обмануть, схитрить практически невозможно. Личности, которым это удавалось, стали легендами, но этому нужно посвящать отдельный опус.

Блэк Джек и покер — такие же бессистемные игры, как и рулетка, только карточные. Спрогнозировать что-либо можно, лишь зная все степени вероятности получения той или иной карты и обладая компьютерной памятью, чтобы держать в уме все отыгранные и оставшиеся в колоде карты (а их всего лишь шесть колод по 52 карты каждая).

В казино люди приходят либо испытать судьбу, либо потому, что уже не могут без этого. Азартные люди зависимы от игры, а страсть к азартным играм — одна из старейших форм зависимости. Она не связана с конкретным веществом, как, например, наркотическая или алкогольная зависимость. Человек опустошает не столько душу, сколько кошелек. В любом азарте за наслаждениями следует раскаяние. И это тоже наркотик: работа, секс, компьютер, игры — все зависит лишь от степени пристрастия. Такое состояние еще в XIX веке описал Ф.Достоевский в романе «Игрок». Кстати, писатель сам страдал этой зависимостью и разорился из-за нее. Но для одержимых желание победить стоит лишь на втором месте. Главное — адреналин и напряжение нервов во время игры.