UA / RU
Поддержать ZN.ua

Авгиевы конюшни украинского казачества

Даже мировой финансовый кризис не способен заставить одну неспокойную прослойку украинского общества залечь на дно и не раздражать народ своими не всегда уместными инициативами...

Автор: Сергей Олийнык

Даже мировой финансовый кризис не способен заставить одну неспокойную прослойку украинского общества залечь на дно и не раздражать народ своими не всегда уместными инициативами. Речь идет о тех, кто называет себя казаками. В последнее время они умудрялись напоминать о себе на удивление несвоевременно.

Началось с того, что весной прошлого года казаки, сыграв на чувствах и человеческих слабостях Виктора Ющенко, поставили его в крайне неудобное положение. В то время, когда страна ждала от власти принятия сверхважных антиинфляционных законов, президент предпринял неудачную попытку провести через Верховную Раду как не терпящий отлагательства закон о возрождении казачества.

Едва ли своевременным, учитывая события последних месяцев, можно назвать и сентябрьское обращение казаков к президенту с призывом создать государственное управление в делах возрождения и развития казачества и к парламенту — безотлагательно одобрить инициированный президентом Закон Украины «Об основах восстановления и развития Украинского казачества, казацкие организации и их объединения».

Еще большее удивление — в условиях лавинообразного нарастания кризисных явлений и политического напряжения в государстве — вызывает рассмотрение указанного законопроекта на заседании Верховной Рады 4 февраля.

Украинцы уже давно не наблюдали проявлений внимания президента к работникам сферы информатики, генетики или нанотехнологий. Помнится, в первый год президентства Виктор Андреевич обещал едва ли не покрыть страну сетью Силиконовых долин. Но что-либо о существовании таких долин широкая общественность пока что не слышала. Но все украинцы помнят, как накануне своей инаугурации триумфатор Майдана не нашел себе лучшего занятия, чем устроить странное действо на Софиевской площади. Тогда многие чувствовали себя неловко, наблюдая, как гарант Конституции вместе со взрослыми дядями в карнавальных костюмах, с серьезным выражением лица играется бутафорскими пушечками и саблями.

Панибратскому общению
В.Ющенко именно с казаками, а, например, не с представителями интеллектуальной элиты, обрадовались не все. С одной стороны, сограждане с пониманием относятся к тому, насколько важной для Виктора Андреевича является тема казачества. Но, с другой — не секрет, что репутация самопровозглашенных наследников славы Богуна, Сирка, Кривоноса не безупречна. У большинст­ва украинцев само только напоминание о них вызывает как минимум ироническую улыбку. Нравит­ся им это или нет, но в народе образ современных казаков ассоциируется с вертепом, буффонадой, тщеславием и небезразличным отношением к водке.

Из-за неумения договариваться и болезненных амбиций предводителей в Украине наплодили уже более сотни казацких организаций. Конечно, многовато. Но что поделаешь, если гетманская булава одна, а подержаться за нее хочется многим. Вот и пришлось клонировать и казачество, и булавы, и самих гетманов с атаманами.

Злые языки говорят о сугубо корыстной причине появления аномального количества казачеств. Началось все с 1995 года, когда рядом указов Леонида Кучмы казачеству предоставили немало преференций. Кроме приятного для собственного эго права на ношение формы военного образца и предоставления специальных казацких званий, казакам гарантировалось содействие в получении земельных участков для создания фермерских хозяйств, в выделении помещений для размещения организаций, а также привлечение их к охране общественного порядка и государственной границы... А еще, говорят, казацкие организации существуют на средства от продажи званий и орденов.

В конце 1999 года администрация президента растолковала понятие «украинское казачество». Оказывается, под ним следует понимать «все казацкие организации Украины, преследующие цель возрождения казацких традиций». Такая нелепая трактовка дает пространство для маневра. Поэтому украинскими казаками сегодня называют себя и дяди в шароварах и с оселедцами на голове, и молодые люди в натовском камуфляже, и бородатые господа, упакованные в русские белогвардейские мундиры или черкески. Рядовому украинцу в пестром разнообразии казачеств сориентироваться крайне трудно. Не легче понять и смысл их существования.

Слово «казаки», к сожалению, сегодня чаще звучит тогда, когда речь идет не о добрых делах, а о рейдерских захватах объектов собственности, антитатарских погромах, межконфессиональных разборках, антинатовских и антиукраинских демаршах. Разумеется, часть казачеств справедливо будет отрицать свое участие в таких недостойных делах и, даже наоборот, будет уверять в патриотизме и в лояльности к Родине. Верим, но... Почему же тогда они позволяют, чтобы гордым именем украинского казака безнаказанно пользовались какие-то прохиндеи, к тому же и не всегда украинские?

В обществе доминирует мнение, что казачество — это наше хотя и славное, но прошлое. Пора казачества оставила самые яркие страницы на скрижалях истории украинского народа. О ней надо писать романы, сочинять стихи и сказки, песни, снимать блокбастеры. Но чтобы возрождать? На государственном уровне? В отличие от соседней России, в которой этот слой общества сохранил преемственность поколений и где объективно существует потребность в его существовании, казачество украинское было уничтожено Екатериной II еще в конце ХVIII века. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне А.Гриценко для аналогии как-то предложил представить, как экзотически выглядело бы, если бы президент Саркози внес в парламент закон о возрождении французского мушкетерства, а канцлер Меркель — Тевтонского ордена.

Попытка искусственно реанимировать этот артефакт прошлого вызывает немало вопросов. Почему, например, процесс возрождения казачества начался именно с приобретением Украиной независимости, в относительно комфортных условиях, а не в годы коллективизации или войн ХХ века, когда существовала насущная необходимость в силе, способной защитить свой народ, и которой, собственно, и было настоящее казачество? Наконец, всем известно, что казачество возникло из стихийного протеста, стремления получить свободу, сохранить веру и обычаи, из необходимости защищаться от набегов чужеземцев, а не по чьему-то, пусть даже и не корыстному, а доброму намерению.

Но если уж так случилось, что Украина приобрела государственность без участия казачества, то последнему история дала достаточно времени и множество шансов, чтобы доказать свою необходимость государству и обществу. Этим шансом оно пока что, к сожалению, не воспользовалось.

Едва ли не единственное проявление пассионарности казаков страна увидела, когда осенью 2007 года они осуществили попытку помешать установлению памятника Екатерине ІІ в Одессе. Да и можно ли эти события причислять к их активу, ведь акция закончилась поражением... Без ответа остались вопросы, почему из сотен тысяч разномастных казаков защищать честь и достоинство казачества и всего украинского народа согласились только две-три сотни казаков верховного атамана И.Вардинца, и почему они так легко отказались от дальнейшей борьбы? Ведь разве можно представить большее унижение и больший позор, чем памятник «вражій бабі», уничтожившей Сечь и закрепостившей украинцев, в городе, который задолго до его официального основания был казацким поселением? Это все равно, что в Освенциме установить памятник Гитлеру, а на Соловках построить мемориал Сталина!

А где были наши казаченьки, когда Россия бульдозерами перла из Тамани на Тузлу «дружить» с Украиной? Настоящий бум волонтерства прокатился тогда погранвойсками — защищать украинский остров от посягательств лукавого и ненасытного соседа порывались совсем юные ребята. Даже пророссийский президент Л.Кучма, одевшись в камуфляж и сурово поглядывая на «старшего брата» через окуляр бинокля, своим решительным видом лишал «собирателей русских земель» любой надежды на уступки. Где в это время были гламурные дяди при лампасах — новейшая история молчит. Возможно, как любит высказываться его самый главный гетман, сидели в кустах? Да-да, в засаде, очевидно.

Хороший шанс продемонстрировать свой патриотизм и традиционную мужскую доблесть ежегодно нашим героям дает День украинского казачества, выпадающий на Праздник Покровы. В связи с празднованием годовщины создания УПА в стране в этот день наблюдается всплеск активности пятой колонны — на свет Божий, словно в Вальпургиеву ночь, выползает всяческая антиукраинская нечисть. Вот когда хотелось бы увидеть силу, готовую хотя бы в дискуссию вступить с отбросами рода человеческого. Но украинцы почему-то ни разу не слышали, чтобы казаки применили против украинофобов боевой гопак, надавали «настоящих мужских пощечин» сепаратистам или отхлестали нагайками коммунистов-гэбистов.

А не слышали потому, что казаки нередко и сами грешат маршированием в рядах пятой колонны. Как, например, во время печальноизвестного антинатовского шабаша в Феодосии. СМИ тогда пестрели сообщениями о казаках, препятствующих проведению учений «Си Бриз 2006». Сначала думали, что это не наши казачки, а залетные, из России. Хотелось узнать, а что же делают крымские центры наших казачеств, если только Украинское реестровое казачество там насчитывает 5400 «штыков»? Это же грозная сила! Почему же тогда никто не поставил на место обнаглевших от безнаказанности провокаторов? А потому что, как оказалось, «боролось против НАТО» как раз... Украинское реестровое казачество — элита, как они сами себя величают, украинского казачества! И это вскоре после того, как на казацком совете, состоявшемся в Каневе, казаки выразили поддержку президенту Украины Виктору Ющенко в осуществлении им «курса на демократизацию общества и европейский выбор государства».

А спросить — разве это НАТО разрушало Сечь и подвергало пыткам малолетних детей в Батурине? Это НАТО морило голодом миллионы украинцев в ХХ веке?

Объяснять этот демарш сомнительной юридической легитимностью учений неуместно, поскольку международное сотрудничество Украины в военной сфере отнюдь не является компетенцией общественных организаций. Да и вообще играть в такую взрослую игру, как политика, казакам все же не стоит. «Не по Сеньке шапка», как говорят в стране, откровенную заангажированность которой демонстрирует ряд казачеств.

Почему те же реестровые казачки никак не отреагировали, когда по дорогам Херсонщины мчались российские БТРы или когда на украинское побережье по-воровски, ночью, пробирался десант Черноморского флота? И почему их нисколько не беспокоит незаконное удержание украинских маяков опять-таки Российской Федерацией.

Так стоит ли Украине возрождать такое казачество? Все граждане Украины в соответствии с Конституцией имеют право объединяться по интересам, в том числе и приверженцы казацких традиций. Но нужно ли для этого еще и принимать специальный закон? Например, клубы исторической реконструкции функционируют вполне комфортно и без специального закона.

Для тех, кто искренне стремится осуществить свою гражданскую миссию, специальное законодательное обеспечение не нужно — нужна свобода. Нехватку мужества и казацкого духа нормой закона не компенсируешь, как и не замаскируешь внутреннюю пустоту дешевым блеском «самопальных» орденов.

В самые тяжелые времена своей истории украинцы всегда сплачивались вокруг общей идеи и цели. Это генетическая память народа побудила к сопротивлению захватчикам своих лучших сыновей и дочерей — воинов Украинской повстанческой армии. Они не канючили у оккупационных властей СССР и Германии закон об УПА, и у них не было времени крутиться перед зеркалом, любуясь лампасами, побрякушками на груди и звездочками на погонах. Они взяли свою судьбу в собственные руки и защищали свободу народа, не жалея самого дорогого — свободы и жизни. Это, в сущности, и были настоящие казаки ХХ века.

Светлой памяти Петр Григоренко, Васыль Стус или, дай, Боже, ему здоровья, Левко Лукьяненко казаками никогда не были, но у них было то, чего так не хватает казакам сегодняшним и чего так жаждет от своих сыновей Родина, — патриотизм, мужество, настоящий казацкий дух, готовность к самопожертвованию.

Очевидно, что, лоббируя упомянутый закон, казачество претендует на особый статус. Но для осуществления уставных задач вполне достаточно и существующего в Украине Закона «Об объединении граждан». А когда речь идет об отдельных направлениях деятельности казаков, то, пожалуйста, — Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Так обязательно ли нужно быть казаком, чтобы сеять гречку? Украине нужны казаки-«характерники», а не казаки-«гречкосії» или казаки-латифундисты. Носить шаровары, устраивать конно-цирковые спектакли, изготавливать сувенирную продукцию и возрождать любовь к традициям можно и без специального закона.

Нет никакого сомнения, что среди современных украинских казаков есть много настоящих патриотов и достойных людей. Очевидно, их даже большинство. Но, надо признать, то, что для каждого украинца с малых лет было своим, родным, от чего до сих пор переполняет гордость, в виде «воскрешенного» сегодня воспринимается далеко не так романтически и благородно, как из фольклора или школьных учебников. Да и не совсем оно родное. Бренд украинского казачества не только беспощадно эксплуатируется людьми лицемерными или случайными, но и нередко служит ширмой для осуществления антигосударственной и антиукраинской деятельности пятой колонны, как это было в Феодосии. Ситуация с казачеством напоминает Авгиевы конюшни: процесс его возрождения пошел по ошибочному пути. Хорошую в общем идею дискредитировали. Время уже конюшни почистить.

Закон, на принятии которого настаивает президент, «перезагрузки» процесса не предусматривает. Поэтому есть серьезные основания остерегаться, что в случае его принятия — при сегодняшнем состоянии казачества — к упоминавшейся выше ширме прибавится еще и крыша. Потому что, хотим мы этого или нет, но похоже на то, что сегодня в Украине реально существует и эффективно действует только одно «козацтво». Точнее, казачество. Лубянское.

P.S. На одной из самых высоких точек Крыма, сообщало в декабре 2008-го агентство «Новий Регіон», установлен российский (императорский) флаг. Так казаки почтили память умершего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ. В акции участвовали около 25 членов Бахчисарайского казацкого шалаша Войска Запорожского и казацкой сотни «Соболь»...

Именно такое казачество мы хотим возродить?