UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аутизм: крайний случай мужского ума?

Одна из вечных тем — рассказы о том, что «у женщин мозги другие», или наоборот. Сообщения о новейши...

Автор: Светлана Сененко

Одна из вечных тем — рассказы о том, что «у женщин мозги другие», или наоборот. Сообщения о новейших научных открытиях в этой области нередко грешат склонностью авторов делать далеко идущие выводы и пытаться использовать биологию для объяснения социального статус-кво.

Новую концепцию мужского и женского мозга предложил недавно британский психолог Саймон Бэрон-Коэн, вот уже 20 лет работающий с детьми, больными аутизмом. Как известно, аутизм относится к болезням с явно выраженным половым предпочтением. По данным западных медиков, среди тех, кому ставят такой диагноз (включая самую слабую его форму, называемую синдромом Аспергера), представителей мужского пола в десять раз больше, чем женского. Одним из наиболее характерных признаков пациента, страдающего аутизмом, является пониженная способность понимать других людей и затрудненность, а то и невозможность поставить себя на место другого.

Очень характерен в этом смысле классический эксперимент, проводимый с маленькими детьми. Ребенку показывают двух кукол по имени Салли и Энн, у каждой из которых есть своя шкатулка для сокровищ. Затем говорят, что Салли дали хрустальный шарик, который она положила в свою шкатулку и вышла из комнаты. Пока Салли не было, Энн взяла шарик Салли и спрятала в свою шкатулку. Вопрос: в какой шкатулке Салли будет искать свой шарик, когда вернется? Нормальный ребенок, начиная уже с четырехлетнего возраста, отвечает, что в своей — там, где она его оставила. С этим заданием успешно справляются и дети с синдромом Дауна. Но ребенок-аутист ответит, что Салли будет искать шарик в шкатулке Энн — ведь он и впрямь там лежит...

С другой стороны, у пациентов с синдромом Аспергера наблюдается повышенная склонность к систематизации, и нередко они показывают высокие результаты в тестах по определению коэффициента интеллекта. Оба этих наблюдения послужили отправной точкой для построения теории Бэрона-Коэна, согласно которой аутизм — это крайний случай «мужского ума».

Если пытаться определить крайний случай «женского ума», то в качестве примера можно привести старшую сестру автора теории, от рождения страдавшую тяжелым психическим заболеванием, поразившим все ее системы. С детства она была прикована к инвалидной коляске, очень плохо соображала и практически не могла говорить. Но когда кто-то входил в ее комнату, ее лицо освещалось — она всегда была открыта к контакту с людьми и ощущала их эмоции. Другими словами, на фоне низкого коэффициента интеллекта и отсутствия способности к систематизации у нее была крайне выражена эмпатия — способность сопереживать и сочувствовать другим.

Бэрон-Коэн разработал систему тестов, выявляющих коэффициетны систематизации (SQ) и эмпатии (EQ) индивидуума по шкале от нуля до 80. Оказалось, что средние показатели коэффициента эмпатии находятся в интервале от 33 до 52 баллов, причем для большинства женщин этот показатель составляет примерно 47, а для мужчин — примерно 42. Средние результаты пациентов с синдромом Аспергера и со слабой степенью аутизма — около 20.

Средние показатели коэффициента систематизации находятся в интервале от 0 до 39. При этом большинство женщин показывают результат около 24, а большинство мужчин — около 30. В группе тех, кто показывает самый высокий результат (от 51 до 80), почти нет женщин, а среди мужчин из этой группы подавляющее большинство (три к одному) в той или иной степени страдают синдромом Аспергера.

Вообще говоря, вопросы «систематизационного» теста выявляют не реальные способности индивидуума, а скорее, уровень его интереса к систематизации. К ним относится, например, предложение оценить по четырехбалльной шкале (от «совершенно согласен» до «совершенно несогласен») такие утверждения: «Когда я читаю газету, меня привлекает организованная цифровая информация, такая, как футбольные турнирные таблицы или биржевые сводки» или «Когда я вижу животное, я хочу знать, к какой группе оно относится». Другими словами они проверяют не то, насколько человек умеет решать абстрактные задачи или запоминать результаты спортивных игр, а лишь входят ли подобные занятия в круг его увлечений.

К очевидным достоинствам теории Бэрона-Коэна относится то, что из нее трудно сделать вывод о запрограммированной непригодности или наоборот особенной пригодности человека к той или иной деятельности на основе его пола. Да, эта теория говорит о том, что средняя женщина обладает более высоким уровнем эмпатии, чем средний мужчина, а «средний мужчина» обладает более высоким уровнем интереса к систематизации. Но, во-первых, эти аспекты человеческого измерения не являются противоречащими друг другу. То есть нет никаких «противопоказаний» к тому, чтобы обладать высокими коэффициентами эмпатии и систематизации одновременно. Во-вторых, «умственный пол» в системе «эмпатия — систематизация» и биологический пол человека не обязательно должны совпадать. В конце концов, аутизмом болеют и девочки, а с другой стороны, бывают и мужчины, демонстрирующие тонкую чувствительность вплоть до метафорического умения читать чужие мысли...

Теория Бэрона-Коэна еще слишком нова, чтобы получить статус неопровержимой истины. Он изложил ее в книге «Существенная разница. Правда о мужском и женском мозге», в качестве приложения к которой привел тесты по определению коэффициентов эмпатии и систематизации. К одному из бесспорных достижений его исследований можно отнести разработанный им в соавторстве с учеником компакт-диск для помощи больным аутизмом в обучении искусству чтения лиц. Выбрав любую из 412 базовых человеческих эмоций, к примеру, «радость», «печаль» или «гнев», можно тут же увидеть, как их выражают профессиональные актеры, и таким образом развивать эмпатию — вполне систематически...